Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:32, реферат
Сформированный в прошлом "прямой путь к успеху и социальному статусу", зависящий от оценок в аттестате перестал существовать вместе с исчезновением социалистического общества. Установка на необходимость обязательного получения образования (всеобуч) также отпала. В чем же состоит основа успешного обучения детей в традиционной школе сегодня? В первую очередь, в учете особенностей развития ребенка, его способностей и возможностей, как в медицинском, так и социальном плане позволяет обучать ребенка в зоне его ближайшего развития, формирует положительную установку на получение знаний и потребность в самообразовании.
При
работе со старшеклассниками
мы также корректируем
“Стиль воспитания“
В основу этого метода легли схема Ковалева и типология Петровского.
На оси координат отмечаются точки, соответствующие отношению родителей к ребенку: на горизонтальной “разрешения-запреты“ на вертикальной интонация “холодно - тепло“. Предварительное обсуждение можно проводить при субъективной оценке родителями самих себя (подростками родителей), при заинтересованности в точном диагнозе стиля предлагаем метод его определения.
Т е п л о
Демократический = Активное
невмешательство Всё |
Тепло - ограничивающий = Опека Всё |
разрешено
Равнодушный = Конфронтация |
запрещено Авторитарный = Диктатура |
Х
о л о д н
о
Родителям
предлагается построить ось
На
вертикальной линии подобным
же образом отмечается
Проекция
этих отметок ложиться в один
из выделенных квадратов
Так стиль опека может дать различный результат в зависимости от психологических особенностей ребенка. В основном к этому стилю относятся однодетные семьи, семьи с поздним ребенком, часто болеющим ребенком или родители по отношению к последнему ребенку. Так же разница в возрасте между детьми более трех-пяти лет может дать подобный результат.
Одной
из психологических
Ребенок же со слабым типом нервной системы не рискует ослушаться родителей и не получает опыт. Он полагается во всем на мнение взрослых, вырастая пассивным, безынициативным, беспринципным человеком.
Авторитарный стиль воспитания, как ни парадоксально, дает те же самые результаты усиленные родительским примером. Ребенок с сильным типом нервной системы становится диктатором по отношению к своим родителям и переносит этот стиль общению на отношения с другими людьми. Он просто не воспринимает другие отношения, так как постоянные ограничения и холодная интонация возводятся им в норму.
Ребенок со слабым типом нервной системы не просто пассивен, он чаще всего закомплексован, зажат, сломлен. Эти дети ни в подростковом возрасте, ни в старшем не решаются на самостоятельное суждение, на ответственные поступки.
И стиль опека и авторитарный стиль характерны для нашего общества, так как поколение сегодняшних родителей воспитано на принципе “все, что не разрешено - запрещено“ и, следовательно, запреты, ограничения стали основным методом воспитания.
Равнодушный (конфронтация) стиль воспитания не так зависит от типа нервной системы как предыдущие. Здесь основную роль играют отсутствие любви, сочувствия, сопереживания. Случайные, ненужные дети, рожденные, как правило, без любви испытывают психологическое насилие. Открытое неприятие, со стороны родителей, постоянная критика, оскорбления и унижение его достоинства, угрозы в адрес ребенка, физическая или социальная изоляция, невыполнение обещаний - все это способствует “уходу“ ребенка в том или ином виде.
“Уход“ может быть буквальным, и ребенок оказывается на улице, в подвале, на чердаке, на вокзале без каких-либо средств к существованию, тем самым становится легкой “добычей“ для безнравственных людей. Он попрошайничает, ворует, ожесточается.
“Уход“ может быть и психологическим. Ребенок отгораживается от всего мира. Наблюдая противоречия в декларированных и существующих формах поведения, морали, нравственности своих (часто и чужих) родителей ребенок противопоставляет им свою мораль, свою форму поведения. Не способный противостоять миру взрослых - уходит в алкоголь, токсикоманию, наркоманию. В последние годы увеличивается и число физических “уходов“ - суицидов детей и подростков.
Причиной детской и подростковой преступности чаще всего и становиться равнодушие близких людей. Не знающий сострадания, сопереживания, любви ребенок мстит жестоко.
Педагогическая безграмотность, любовь и все позволительность, активное невмешательство в жизнь друг друга в семье в условиях демократических отношений также является причиной неправильного воспитания. Есть родители, которые раннюю самостоятельность и бесконтрольность противопоставляют ограничивающему воспитанию сознательно, но есть и те, кто вынужден возводить это в ранг принципа в силу занятости, загруженности. Ребенок в такой семье растет свободным, активным, учится рассчитывать на свои силы - все это было бы прекрасно, если бы не одно “но”. В быстроизменяющемся обществе далеко не каждый взрослый, сталкиваясь с проблемой, знает из нее выход. Ребенок не может самостоятельно выйти из серьезных проблем, особенно требующих психологической и социальной зрелости, которой у него нет. Сталкиваясь с неразрешимой задачей, он либо отвергает ее, становясь циником, либо запутывается в его сетях и может стать легкой добычей для безнравственных людей. Обращение к родителям в этом случае часто бывает безрезультатным - они заняты собой или не придают этойпроблеме серьезного значения. Да и сами дети, сохраняя свою “взрослость“ не стремятся за помощью.
Крайности никогда не приводили к успеху. Только “золотая середина“ (на графике - круг +/- 3 деления), равновесие между разрешениями и запретами, между теплой и требовательной интонациями, с разумными объяснениями позволяет сформировать здоровую личность, дать образец нормальных семейных отношений.
Коррекцией неправильного воспитания и является осознанная компенсация избытков, отмеченных на оси координат.
Для более объективного оценивания стиля воспитания (самостоятельный контроль не даст объективной оценки) порекомендуйте родителям проинструктировать своего наблюдателя - супруга, родителя, старших детей, коллегу по работе и т.п. следующим образом: на небольшом листе бумаги, который легко помещается в ладони отмечаются все высказывания в адрес детей в обеих плоскостях, с позиций "разрешено - запрещено" и "тепло - холодно". Таким образом, если было зафиксировано 10 реплик, то на листочке должно быть 10 отметок в первой позиции и 10 отметок во второй.
10:
разрешено | запрещено | тепло | холодно |
+4 | -6 | +8 | -2 |
-2 +6
Информация о стиле семейного воспитания дает педагогу возможность скорректировать и свою работу с этой семьей. Памятку по работе с семьями типа диктатура, опека, конфронтация, невмешательство вы найдете в Приложении.
Как уже было сказано выше, эффективность работы возрастает при акцентировании ее на позитивном образе семьи. Каждая семья имеет какую-нибудь изюминку, особенность, делающую ее неповторимой. Заметить и показать эту неповторимость, создать для семьи ситуацию успеха - значит открыть пути для сотрудничества не только школа - семья, но и родители - дети, школа - дети.
Использование типологии психолога Макеева позволяет определиться в четырех типах "Общности взглядов членов семьи".
1. Хозяйственно - бытовой тип семьи. Для этого типа характерна бережливость, экономия, хозяйственность всех членов; навыки самообслуживания, рукоделия и мастерства. Надеяться только на свои силы и способности - вот основной девиз родителей который впитывается детьми. Оценить хозяйственные способности, направить их на нужды класса, на создание уюта для детей, проводимых более 8 часов в школе, использовать максимально эти способности - значит, получить эффективный результат с пользой для всех.
2. Детоцентрический тип семьи. "Дитя в центре", развитие ребенка как основа жизнедеятельности семьи. Для родителей характерно максимальное внимание к ребенку, к его физическим и психическим потребностям. Все лучшее для него. Все что не удалось получить от жизни родителям - ребенок обязательно должен получить - вот основной девиз этого типа семьи. Наряду со стремлением максимального развития своего ребенка родители стараются поддержать его социальный статус в коллективе, не оставляют без внимания круг друзей, способствуют развитию коммуникативных качеств. Направить эти стремления на развитие всего классного коллектива, на организацию вне учебной воспитательной и развивающей деятельности - значит получить хороших помощников и союзников в работе с детьми.
3. Тип семьи "отдушина". Физическое и эмоциональное отдохновение от трудов, от негативного влияния окружения в кругу семьи. Доверительные отношения между всеми членами семьи, любовь и понимание - характерная сторона взаимоотношений. В такой семье всегда открыты двери для друзей и близких. Теплый эмоциональный климат и взаимопомощь. Внимательное отношение к старшему поколению и к малышам. Решение любых вопросов и проблем класса, работа с "трудными" родителями, откровенные разговоры за круглым столом, в узком кругу или один -на -один - это эффективное применение способностей данных родителей.
4. Труднее определить общее у Активного типа семьи.
Увлечение, интересы, которые имеют члены одной семьи, могут разительно отличаться от интересов другой семьи (спорт и марки). Однако и для тех и для других характерно приобщение к этим увлечениям и интересам всех. Физическое, нравственное, интеллектуальное развитие всех членов семьи на равных - основное стремление, свойственное этому типу. Вовлечение в круг своих интересов друзей и их семей, стремление передать накопленные знания - именно эти качества можно использовать для работы в классе, школе. Мини клубы, мини кружки по интересам, творческие дела могут организовать родители и дети из этих семей.
Если разделит родителей класса по их типам, объединить в группы и направить деятельность в нужное и интересное для них русло, то педагог не только облегчит себе воспитательную работу, не только наладит сотрудничество с каждым родителем, но и решит задачу субъектности образовательного процесса на основании пункта 1, статьи 52 закона "Об образовании".
На основании типологии Макеева нами, совместно со слушателями различных курсов при ПОИПКРО, был разработан тест - опросник позволяющий достаточно быстро выявить типовую принадлежность. Тест состоит из 28 утверждений характеризующих тот или иной тип семьи. При зачеркивании в таблице номера утверждения, свойственного для этой семьи и суммирования количества зачеркнутых номеров по вертикали мы получаем результат о преимущественном типе. Чистых типов нет. Проведение этого теста показывает, что каждой семье свойственно наличие черт 2 и даже 3 различных типов. Это увеличивает вариативность привлечения родителей к образовательному процессу и также способствует созданию у родителей ситуации успеха. При равных показателях можно предложить этим семьям право выбора той или иной деятельности.
Тест - опросник: "Тип семьи по общности взглядов супругов":