Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 15:27, контрольная работа
Краткое описание
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно.
Содержание
Введение 1. Сенсорное воспитание в зарубежной педагогике §1. Деятельность Ф. Фребеля §2. Педагогические взгляды О. Декроли §3. Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М. Монтессори 2. Сенсорное воспитание в отечественной педагогике §1. Деятельность педагогов советского периода: Е.И. Тихеевой и А.П. Усовой §2. Педагогическое наследие А.В. Запорожца §3. Дальнейшее развитие идей А.В. Запорожца в трудах его последователей: Л.А. Венгера, Н.Н. Подьякова и О.А. Дьяченко Заключение Литература
Монтессори строго разграничивала
работу и игры и не использовала игру в
процессе обучения. Детской творческой
игре, привлекавшей внимание многих крупнейших
мыслителей, философов, психологов, педагогов
всех веков и стран мира, Монтессори не
придавала положительного значения ни
как биолог, ни как психолог, ни как педагог,
что делает ее теорию односторонней, а
педагогический процесс структурно противоречивым,
не удовлетворяющим естественных потребностей
маленьких детей и не соответствующим
научным требованиям современной педагогической
теории.
Наблюдение среды, окружающих
предметов, рисование, лепка, специальные
игры — все было подчинено одной цели
— развитию органов чувств. Заключая свои
описания, анализ и доказательства предложенного
метода, Монтессори писала: «Воспитание
чувств состоит именно в повторении упражнений;
цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет,
форму и разнообразные качества предметов,
а в том, чтобы он утончал свои чувства,
упражняя их вниманием, сравнением и суждением»[1].
Умственное воспитание Монтессори фактически
сводила к развитию органов чувств. Развитие
у детей особой восприимчивости отдельных
органов чувств и координации движении
диктовалось необходимостью обеспечения
капиталистических промышленных предприятий
квалифицированными рабочими.
Педагогика Монтессори и сегодня
применяется в детских садах зарубежных
стран. Появились специальные работы,
в которых описывается использование
системы Монтессори в США, Германии и других
странах.
2. Сенсорное воспитание
в отечественной педагогике
§1. Деятельность
педагогов советского периода: Е.И. Тихеевой
и А.П. Усовой.
Елизавета Ивановна Тихеева
(1866—1944) была талантливым педагогом и
крупным общественным деятелем по дошкольному
воспитанию. Она активно участвовала в
разработке теории дошкольного воспитания,
творчески используя классическое педагогическое
наследство (в первую очередь К.Д. Ушинского)
и обобщая опыт работы своего и других
детских садов России.
Е.И. Тихеева создала оригинальную
теорию дошкольного воспитания. Она разрабатывала
вопросы дошкольного воспитания, опираясь
на основные положения русской классической
педагогики. Через всю ее теоретическую
и практическую деятельность проходит
идея единства и преемственности воспитания
детей в семье, детском саду и школе.
Центральное место в педагогической
теории Е.И: Тихеевой занимает методика
развития речи детей в процессе обучения
их родному языку в семье, детском саду
и школе. Эта методика, построенная на
основе учения К.Д. Ушинского, разрабатывалась
ею еще в дореволюционный период и была
окончательно оформлена в советское время.
Тихеева мечтала о том времени,
когда общественное дошкольное воспитание
детей станет распространенным явлением
по всей России и удовлетворит в первую
очередь потребности трудящихся. Она указывала
на преимущества общественного дошкольного
воспитания. Детский сад, писала она, «предоставляет
ребенку возможность развиваться, работать,
играть в условиях общественности, приводит
его в систематическое ежедневное общение
со взрослыми и товарищами; прививает
надлежащее отношение детей друг к другу,
к кооперации, к общественному имуществу,
общим интересам...»[2] В детском саду под
руководством квалифицированных воспитателей
дети получают физическое, умственное,
нравственное, эстетическое воспитание
с учетом возрастных особенностей, в известной
системе и последовательности — все это
трудно бывает осуществить в семейном
воспитании.
Важное место в процессе воспитания
Тихеева отводила игре. Игры доставляют
детям много радости и удовольствия. В
то же время они являются средством всестороннего
развития их физических и духовных сил.
Дети подвижны, активны, любят проявлять
себя в разной деятельности, в работах.
Основная задача детского сада, считала
Тихеева, дать детям действовать, занять
их работой, пользу которой они понимали
бы и чувствовали сами. Е.И. Тихеева выступала
против строго регламентированных и систематизированных
механических ручных работ, рекомендованных
Фребелем. Но она говорила, что необходимо
научить детей навыкам выполнения простейших
видов ручного труда, облегчающим осуществление
разных творческих замыслов; надо сочетать
коллективный и индивидуальный труд детей
в детском саду и тем самым воспитывать
у них навыки общественного характера
и личные вкусы и интересы. Важное воспитательно-образовательное
значение Тихеева придавала работам детей
по самообслуживанию, по уходу за растениями
и животными.
Ведущую роль в воспитательно-образовательной
работе детского сада Е.И. Тихеева отводила
организованным занятиям с детьми. Она
положительно разрешала вопрос о необходимости
и возможности создания программы и планов
занятий в детском саду. Тихеева убедительно
доказывала, что необходимость программы
занятий диктуется целями и задачами детского
сада как воспитательно-образовательного
учреждения, подготовляющего детей к школьному
обучению. Программа устанавливает направление
занятий, в общих чертах определяет объем
тех сведений, которые должны быть усвоены
всеми детьми дошкольного возраста.
Важное значение Тихеева придавала
изучению детьми дошкольного возраста
явлений природы. «Детей следует воспитывать,
учить, растить среди природы и при посредстве
природы,— писала она. — Каждый детский
сад должен иметь садик или хотя бы двор»[3].
Тихеева создала свою оригинальную
систему дидактических Материалов для
развития органов чувств, построенную
на принципе парности и состоящую из различных
знакомых детям предметов (две чашечки,
две вазочки разных размеров, цветовой
окраски и т. д.), игрушек и природного материала
(листья, цветы, плоды, шишки, раковины
и т. д.). Игры и занятия детей, в которых
эти дидактические материалы используются,
должны сопровождаться беседами. Руководящую
роль в дидактических играх и занятиях
Тихеева отводила воспитателю.
Подобранный Тихеевой в определенной
системе дидактический материал и разработанная
ею методика его использования в свое
время явились ценным вкладом в русскую
дошкольную педагогику. Одним из обязательных
условий всестороннего развития личности
ребенка дошкольного возраста Тихеева
считала эстетическое воспитание, тесно
связанное с умственным и нравственным
воспитанием. Дети должны рисовать, лепить,
петь. Надо сделать так, чтобы в детском
саду мог развиваться вкус детей на доступных
их пониманию лучших образцах музыки,
живописи, пластики, художественного слова.
Большая заслуга Е.И. Тихеевой
состоит в том, что она научно обосновала
дидактические основы дошкольного воспитания,
в частности проблему преемственности
воспитательной работы детского сада
и школы. Учитывая научные достижения
своего времени и обобщив лучший опыт
дошкольного воспитания, Е.И. Тихеева разработала:
методику развития речи и мышления детей
дошкольного возраста; методику проведения
программных организованных занятий,
подготавливающих детей к поступлению
в школу; систему оригинального дидактического
материала и методику его использования
в детском саду.
Ценным вкладом в теорию и практику
советского дошкольного воспитания явились
исследования Александры Платоновны Усовой
(1898—1965), которые были посвящены разработке
вопросов содержания и методов дошкольного
обучения, а также его влияния на умственное
развитие ребенка. А.П. Усова сделала важный
шаг вперед в разработке основных положений
дошкольной дидактики.
А.П. Усовой было разработано
изданное в 1947 г. методическое письмо «Обязательные
занятия в детском саду», в котором раскрывалось
значение занятий в детском саду, содержание
обязательных занятий, организация занятий
по возрастным группам. Большую пользу
Практическим работникам принесли ее
книги «Занятия в детском саду» и «Вопросы
обучения в детском саду», давшие программные
разработки занятий по родному языку,
ознакомлению с окружающим, конструированию,
счету, рисованию и лепке. В монографии
«Обучение в детском саду» ею были подведены
итоги многолетних исследований теоретиков
и практических работников по дошкольной
педагогике, освещены все существенные
вопросы по этой теме[4].
Решая проблему сенсорного
воспитания, А.П. Усова пришла к выводу,
что, для того чтобы ребенок успешно развивался
в умственном отношении, надо организовать
его чувственный опыт, развить его сенсорные
способности. Исследования в области сенсорного
воспитания, проходившие под руководством
А.П. Усовой, обогатили теорию дошкольной
педагогики, важны они и по своей практической
значимости.
А.П. Усова внесла также большой
вклад в разработку теории игры, которую
рассматривала как форму организации
жизни детей дошкольного возраста.
сенсорный дошкольный
дидактика эмоциональный
§2. Педагогическое
наследие А.В. Запорожца
Имя А.В. Запорожца тесно связано
с развитием педагогической и психологической
науки. Он внес крупный вклад в разработку
ряда коренных проблем общей и возрастной
психологии, на протяжении десятков лет
являлся ведущим психологом страны в области
изучения дошкольного детства, был одним
из немногих ученых, сумевших обеспечить
широкую реализацию психологических идей
в практике обучения и воспитания.
С точки зрения А.В. Запорожца,
психическое развитие ребенка может быть
научно понято только как процесс самодвижения,
возникновения и преодоления внутренних
противоречий. В качестве одного из основных.
А.В. Запорожец выделяет противоречие
между возросшими физиологическими и
психическими возможностями ребенка,
с одной стороны, и сложившимися ранее
видами взаимоотношений с окружающими
людьми и формами деятельности — с другой.
Именно это противоречие служит причиной
возрастных кризисов — скачков в психическом
развитии, приводящих к переходу на новую
ступень, который выражается в установлении
новых видов взаимоотношений и овладении
новыми формами деятельности.
Подчеркивая, что подлинные
движущие причины развития лежат не вне
самого процесса развития, а внутри него,
А.В. Запорожец резко критиковал зарубежные
теории, приписывающие статус движущих
причин психического развития ребенка
тем или иным внешним факторам, будь то
биологическая наследственность или социальная
среда, условия жизни и воспитания. Он
подчеркивал сугубо механистический характер
подобных взглядов, безнадежность попыток
«измерить» удельный вес каждого из этих
факторов в качестве детерминант развития.
Дело не в том, чтобы определить количественный
«вклад» каждого из них, а в том, чтобы
понять их качественное своеобразие в
отношении к процессу развития и, главное,
установить, каким образом они превращаются
во внутренние составляющие самого процесса.
С этой точки зрения общечеловеческие
и индивидуальные органические особенности
ребенка, а также ход их созревания в онтогенезе
выступают как необходимые условия психического
развития, не определяющие, однако, ни
содержания, ни структуры психических
образований, в то время как социальная
среда является источником развития, резервуаром
того «общественно-исторического опыта,
усваивая который ребенок становится
человеком».[5]
Замысел А.В. Запорожца, который
он четко обозначил, состоял в том, чтобы
рассмотреть психическое развитие ребенка
на протяжении каждого возрастного периода
как формирование целостного уровня регуляции
поведения, характеризующегося системой
взаимосвязанных и соответствующих друг
другу познавательных и мотивационно-эмоциональных
качеств. Реализация этого замысла не
только обогатила бы возрастную психологию,
но и позволила бы понять психофизиологическую
структуру зрелой личности, которую А.В.
Запорожец представлял себе в качестве
работающей как единое целое иерархической
системы соподчиненных, надстраивающихся
друг над другом уровней отражения действительности
и психической регуляции деятельности
субъекта.
Идею А.В. Запорожца о многоуровневом
строении человеческой личности можно
рассматривать как научное завещание,
оставленное многочисленным ученикам
и последователям.
§ 3. Дальнейшее развитие
идей А.В. Запорожца в трудах его последователей:
Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова и О.А. Дьяченко
Леонид Абрамович Венгер –
выдающийся отечественный психолог, разработавший
оригинальную концепцию познавательного
развития ребенка в дошкольном возрасте.
Александр Владимирович Запорожец
оставался для Л.А. Венгера учителем на
всю жизнь. Он во многом определил подход
Л.А. Венгера к пониманию развития ребенка.
Л.А. Венгер полагал, что детское развитие
обусловлено освоением системы средств
психической деятельности, которые человечество
вырабатывает в процессе своего становления.
Познавательные способности стали выступать
как прижизненно сложившиеся системы
оперирования психическими средствами.
Безусловная заслуга Л.А. Венгера заключается
в том, что он теоретически разработал,
детально описал и экспериментально исследовал
развитие познавательных способностей
детей-дошкольников.
Главная особенность научно-исследовательской
деятельности Л.А. Венгера состояло в том,
что он не позволял бездоказательно что-либо
утверждать. Все положения его теории
основывались на многочисленных экспериментальных
проверках.
Созданная Л.А. Венгером лаборатория
работала как единый механизм. Все научные
сотрудники принимали участие в массовых
обследованиях, в написании коллективных
монографиях, в конференциях и научных
дискуссиях. Это была настоящая научная
школа. Результаты ее деятельности отражены
в целом ряде публикаций (Восприятие и
обучение. – М., 1969; Генезис сенсорных способностей.
– М., 1976; Развитие познавательных способностей
в процессе дошкольного возраста. – М.,
1986 и др.).