Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 08:47, курсовая работа
Цель: выявление возможностей дидактических игр и дидактических игрушек в сенсорном воспитании и развитии детей раннего возраста. Задачи: Проанализировать литературу по проблеме исследования; Выявить особенность использования дидактических игр и дидактических игрушек в обучение и воспитание детей раннего возраста; Выявить уровни сформированности сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Введение……………………………………………………………………………3
1 глава Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр и дидактических игрушек……………….
1.1 Психолого- педагогические основы сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста……….…………………………………………………..
1.2. Особенности использования дидактических игр и дидактических игрушек в обучении и воспитании детей раннего возраста…….………………………….
1.3 Дидактическая игра и дидактические игрушки как средство сенсорного воспитания детей раннего возраст……………………………………………….
Вывод по 1 главе………………………………………………………………
2 глава Обследование проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр и дидактических игрушек
2.1. Выявление уровня сенсорного воспитания детей раннего возраста
Вывод по 2 главе………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….............
Список литературы……………………………………………………………..
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 глава Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр и дидактических игрушек……………….
1.1 Психолого- педагогические
основы сенсорного воспитания детей
раннего и дошкольного возраста……….………………………………………………
1.2. Особенности использования дидактических игр и дидактических игрушек в обучении и воспитании детей раннего возраста…….………………………….
1.3 Дидактическая игра и дидактические игрушки как средство сенсорного воспитания детей раннего возраст……………………………………………….
Вывод по 1 главе………………………………………………………………
2 глава Обследование проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр и дидактических игрушек
2.1. Выявление уровня сенсорного воспитания детей раннего возраста
Вывод по 2главе………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Проблема сенсорного воспитания детей сегодня актуальна т.к. сенсорное воспитание имеет большое значение в раннем дошкольном возрасте.
В истории дошкольной педагогики известны различные системы сенсорного воспитания, разработанные педагогами прошлого (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др.). В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали А.П. Усова, Н. Сакулина, Н. Ветлугина, А. Леушина и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии (Л. Выготский, Б. Ананьев, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, А. Запорожец, Л. Венгер и др.).[12]
Анализ литературы
показывает, что по проблеме сенсорного
воспитания достаточно
Проблема исследования: каковы возможности дидактических игр и дидактических игрушек в сенсорном воспитании детей раннего возраста.
Цель: выявление возможностей
дидактических игр и
Объект: процесс сенсорного
воспитания детей раннего
Предмет : сенсорное воспитание в процессе использования дидактических игр и дидактических игрушек
Гипотеза : мы предполагаем, что сенсорное воспитание можно осуществить если:
- подобрать дидактические
игры и дидактические игрушки
с учетом особенностей их
- систематически включать
дидактические игры и
Задачи :
1 глава Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр и дидактических игрушек
Сенсорное воспитание имеет большое значение в раннем детстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является основной частью умственного воспитания
Запорожец А.В. определяет сенсорное воспитание следующим образом. Сенсорное воспитание – направленно на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т.д.[1]
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека [2]
С.А. Козлова, Т.А. Куликова дают такое определение. Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. [3]
Н.Н Поддъяков определяет сенсорное воспитание как целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений) [4]
В определениях Козловой С.А. и Поддъякова Н.Н. речь идет о целенаправленном процессе. В первом определении указано кто руководит процессом, во втором – на кого он направлен, результатом воздействий в одном являются формирование чувственного познания, совершенствование ощущения и восприятия, в другом – развитие сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Развитие способностей более высокий уровень развития всех познавательных процессов.
Определение Венгера Л. А. отличается от предыдущих понятий. Венгер Л. А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т.е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Под сенсорной культурой Венгером Л. А. подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
В работах А.В. Запорожца, Л.А. Венгера сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых качествах предметов. По мнению Л.А. Венгера, оно состоит из: ознакомления детей с сенсорными эталонами и выработки у них перцептивных операций по применению усвоенных эталонов для обследования предметов и явлений, выделения "и характеристики их свойств. Понятие "сенсорные эталоны" предложено А.В. Запорожцем. Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу -кукла, машинка, тарелка и так далее. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются. [2].
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т.е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленении и группировку свойств. [2]
Л.А. Венгер отмечает, что для полноценного сенсорного развития необходимо исключить практику знакомства детей раннего возраста с двумя - тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Такое обучение ограничивает круг получаемых ребёнком представлений о свойствах предметов, а заучивание отдельных разновидностей свойств ведёт к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. Главное, на что обращает внимание Л. А Венгер - это чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. [6]
Павлова Л. П. говорит о том, что на первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.) На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник [7]
По мнению Печора К. Л., Пантюхиной Г. В., Голубевой Л. Г. в практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый[ 8]
Известный педагог-психолог
Г.А. Урунтаева выделила такие особенности
сенсорного развития в раннем детстве:
- складывается новый тип внешних ориентировочных
действий;
- примеривание, а позднее зрительное соотнесение
предметов по их признакам;
- возникают представления о свойствах
предметов;
- освоение свойств предметов определяется
их значимостью в практической деятельности.
1.2. Особенности использования
дидактических игр и
В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятания и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).
Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, разнообразные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий
о мнению В.Н. Аванесовой, на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществит всех задач сенсорного воспитания; важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм.
В.Н. Аванесовой утверждает,
что в одних случаях
В психолого-педагогическом
словаре дидактические игры понимаются
как специально создаваемые или
приспособленные для целей
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.[10]