Сенсорное развитие у детей третьего года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия.

Содержание

1. Введение
2. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
2.1. 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности
2.2. Роль воспитателя в сенсорном воспитании
2.3. Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
2.4. Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
2.5. Развитие речи
3. Работа с родителями
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение к опыту
6.1. Приложение 1.Планирование игр-занятий с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.2. Приложение 2.Игры-занятия с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.3. Приложение 3.Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
6.4. Приложение 4.Игры, развивающие восприятие формы.
6.5. Приложение 5.Игры, развивающие восприятие качеств величины.
6.6. Приложение 6.Работа с родителями по проблеме «Сенсорное развитие ребенка»

Вложенные файлы: 1 файл

сенсорика у детей 3го года.doc

— 525.00 Кб (Скачать файл)

 

3. По сигналу «Где твой дом?» нужно поскорее прибежать на место.

 

Советы воспитателю. Эта игра должна проводиться живо, весело, увлекать и забавлять детей. В то же время  следите за тем, чтобы дети не перевозбуждались: поскольку основная обучающая задача игры носит умственный характер, нужно, чтобы движения не отвлекали детей от ее решения.

 

Так как игра имеет сюжет, следует  постоянно активизировать воображение  детей, поддерживать их эмоциональный  настрой.

 

 

 

Чей коврик лучше?

 

Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра развивает у малышей зрительное восприятие формы плоскостных фигур круга, овала, квадрата, прямоугольника и треугольника. Процесс различен фигур происходит и в ситуации игрового общения, но содержит элементы соревнования (с взрослыми и со сверстниками). Восприятие формы в игре осуществляется в процессе составления фигуры из ее частей. Целая фигура (коврик) составляется таким образом: ребенок должен заполнить геометрическими фигурами соответствующие им углубления. Перед ним стоят две задачи:

 

1) отобрать для составления своего коврика нужные детали и заполнить ими углубления

 

2) сделать свой коврик красивым  по цветосочетанию; так как оценивать  его будут взрослый и дети.

 

Само соревнование (чей коврик лучше?) еще не является столь привлекательным  для детей трех-четырех лет; малыши еще не могут сравнивать свои достижения с достижениями других. Однако процесс складывания фигуры из разноцветных частей, т. е. составление коврика, увлекает их, побуждает к активным действиям и придает решению конструктивной задачи игровой смысл.

 

Решая эту задачу, малыши учатся преодолевать характерное для них фрагментарное  восприятие и создавать целостный  зрительный образ формы предмета. При этом развивается также и  эстетическое отношение к результату своих действий (ведь коврик должен получиться красивым). При составлении разных ковриков у детей повышается интерес к такого рода заданиям, и возникает удовлетворение от собственной деятельности.

 

В процессе такой предметной игры малыши учатся общаться друг с другом, пользоваться общими материалами, уступать друг другу, советоваться, предлагать нужные детали, оценивать полученные результаты (коврики) и радоваться успехам сверстников.

 

Игровой материал. Набор следующих  предметов:

 

1. Планшеты, в центре которых  имеются рельеф углубления определенной геометрической формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

 

2. Геометрические фигуры, которыми  заполняется углубление на каждом  планшете. Форма этих фигур соответствует  форме углублений (Например, углубление  треугольной формы заполняется маленькими треугольниками, квадратной - маленькими квадратами; для заполнения круга и овала используются два варианта: сектора и кольца, в центре которых - маленький круг или овал).

 

Для игры с малышами предлагаются следующие варианты заполнения:

 

1) вся фигура целиком;

 

2) фигура, разделенная пополам;

 

З) фигура, разделенная на четыре части.

 

Описание игры и приемы ее проведения. Игра может проводиться индивидуально  или с небольшой группой детей (шесть - восемь человек). Если в ней  участвуют несколько детей, каждой паре предлагается сесть за отдельный столик. Малыши получают планшеты с одинаковыми углублениями и детали этой формы в специальной коробке. Воспитатель предлагает подобрать нужные части фигуры, уложить их в углубления планшета таким образом, чтобы получилась целая фигура одного цвета. После того как дети справятся с этой задачей, т. е. составят одноцветный коврик, педагог предлагает перевернуть детали фигуры на другую сторону, чтобы украсить коврик.

 

Воспитатель перед началом игры объясняет детям, что выполнять задание они могут либо вместе, либо отдельно, как сами хотят. Но каждый ребенок может украсить свой коврик так, как ему нравится.

 

Окончив составление и украшение  ковриков, и полюбовавшись ими  вдвоем, все пары детей, составлявшие коврики разной формы, собираются вокруг воспитателя и. рассматривают то, что получилось. Они оценивают правильность заполнения формы и красоту коврика. Все вместе решают, чей коврик лучше.

 

После этого дети обмениваются планшетами, и каждая пара укладывает в коробке детали выложенных фигур, освобождая углубление, и передает другой паре коробку с материалом. Дети садятся на свои места и начинают выкладывать и украшать новые коврики.

 

Воспитатель по ходу работы показывает, как можно составить ту или  иную фигуру из двух, четырех и другого количества частей, предлагает детям внимательно рассмотреть форму углубления и сказать, для какой фигуры здесь приготовлено место, или попробовать подобрать детали, которыми можно заполнить углубление. Таким образом, воспитатель, давая детям наглядный пример составления фигуры, активизирует пространственное воображение и зрительное восприятие формы. Он подходит к каждой паре, задает вопросы, направляющие выбор нужных деталей, поощряет взаимопомощь, помогает разрешать конфликты, которые нередко возникают у детей при использовании общего материала, поощряет инициативу детей, хороший вкус в подборе цветов, следит, чтобы использовались разные варианты составления ковриков данной формы (с помощью всех деталей, имеющихся в коробке).

 

Правила игры.

 

1. Вначале нужно составить фигуры  одного цвета, а потом украсить  коврик (перевернуть отдельные части  на оборотную сторону, где они  окрашены другими цветами).

 

2. Использовать все варианты  составления фигур, которые возможны  из предложенного материала, т. е. из двух – четырех частей.

 

3. Нельзя ссориться из-за материала,  нужно помогать Друг другу.  При желании разрешается складывать  коврики либо вместе, либо порознь.

 

4. Прежде чем обменяться материалом  с другими парами, нужно освободить  углубление на планшете и аккуратно уложить в коробку весь материал.

 

Советы воспитателю. В случае затруднений  при подборе элементов формы  можно посоветовать ребенку обвести  пальцем форму углубления и каждой детали.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

 

 

Игры, развивающие

 

восприятие качеств величины

 

Если ребенку трех лет предложить на выбор два предмета разной величины, например большое и маленькое  яблоко, то далеко не каждый малыш, знающий  его приятный вкус, выберет то, которое  больше. Значит, в этом возрасте многие дети еще не осознают величину предметов и не выделяют ее - как важный отличительный признак. Такие качества величины, как длина, ширина, высота, либо вовсе не различаются малышами, либо воспринимаются смутно и безотчетно. А если кто-то и принимает их во внимание, то все они обозначаются одинаковыми словами – «большой» и «маленький» что, конечно, не отражает специфических особенностей этих пространственных признаков.

 

Между тем четкое восприятие и оценка соотносимых качеств величины имеют  исключительно важное жизненно-практическое познавательное значение. Без специальной настройки зрения на восприятие величины, выделение ее разных пространственных параметров не может успешно формироваться правильное представление о предметах, а следовательно, затрудняются практические действия с ними. Без четкого представления величины предмета невозможно его изобразить или использовать в конструктивной деятельности.

 

Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей  умение воспринимать величину предметов  путем сравнения их по длине, ширине, высоте. Ведь именно в эти годы у ребенка пробуждается интерес к предметному окружению, стремление активно действовать с предметами и управлять ими.

 

В педагогической практике знакомство с качествами величины, как правило, осуществляется на занятиях с использованием распространения игровых приемов.

 

В дополнение к этим приемам мы предлагаем игры, направленные на развитие четкого и осознанного восприятия величины и ее признаков.

 

В большинстве предлагаемых игр  используются народные игрушки - пирамидки, матрешки, мисочки и другие деревянные игрушки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки как будто специально созданы для детей, чтобы научить их различать величину предметов. Художественному оформлению и дидактической ценности этих игрушек, точности градаций величины разных деталей может позавидовать любое современное пособие. Недаром эти чудесные игрушки получили заслуженное признание педагогов как классический дидактический материал и «подлинный народный дар маленьким детям» (Ф. Н. Блекер). Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно. С помощью взрослого в предлагаемых играх ребенок осваивает рациональные приемы сравнительной оценки величины (накладывание и прикладывание предметов).

 

Игры приведены в определенной последовательности, которую необходимо соблюдать. Первая игра («Что делают матрешки?») привлекает внимание детей к общим  размерам предметов, делает их величину значимым признаком. В дальнейших играх дети осваивают прием различения величины путем накладывания («Разберем и соберем», «Приходите на лужок» и др.), благодаря чему у них формируется поисковый образ величины, который помогает им в игре «Раз, два, три - ищи!» найти предмет по представлению о его величине. В последних играх этого раздела дети учатся сравнивать и различать разные параметры величины и обозначать ах словами. При этом устанавливается связь между образом и словом, обозначающим данное качество, что способствует более отчетливому, осознанному восприятию величины предмета.

 

Целью проведения всех этих игр в  младшей группе является выделение  величины как значимого признака предмета и развитие способности  устанавливать ярко выраженные различия в высоте, длине и ширине.

 

Большинство игр проводится небольшими группами или индивидуально. Но некоторые  из них можно проводить всей группой  при участии и под наблюдением  взрослого.

 

 

 

Что делают матрешки?

 

Особенности игры и ее воспитательное значение. В этой игре дети открывают для себя новое качество предметов - величину.

 

Им предлагается русская народная игрушка-матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъём, возбуждает интерес.

 

Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь способствует познавательной активности в решении новой задачи.

 

Игра носит сюжётный характер. В  ней воспроизводятся близкие  опыту малышей жизненные ситуации. Воспитательное значение игры заключается  в том, что она способствует формированию доброжелательных отношений, учит детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, так и по интонации). Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы друг друга.

 

Игровой материал. Желательно иметь  полный комплект матрешек (сувенирные), включающий 10-12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек. Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.

 

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Взрослый ставит на стол большую матрешку: «Смотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, «Во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!». Придерживая нижнюю часть Матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с Детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко» Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.

 

Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!»), и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

 

Выстроив их в ряд по росту, воспитатель  обращает внимание детей на то, что  каждая матрешка одета по-своему и, что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После  этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие - в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение - отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!» Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку. «Стоп! - говорит воспитатель. - Давайте теперь поиграем в каравай».

 

Вызванные дети ставят матрешек в  кружки (в обеих группах), и на столе образуются два хоровода. «Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек», - предлагает воспитатель остальным детям. Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а педагог вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!») показывают, как матрешки играют в каравай, т. е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр.

 

«А теперь наши матрешки пойдут гулять, - предлагает воспитатель. - Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы». Он поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, педагог предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т. е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек. Так решается этот вариант обучающей задачи.

Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни