Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:41, курсовая работа
Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия.
1. Введение
2. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
2.1. 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности
2.2. Роль воспитателя в сенсорном воспитании
2.3. Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
2.4. Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
2.5. Развитие речи
3. Работа с родителями
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение к опыту
6.1. Приложение 1.Планирование игр-занятий с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.2. Приложение 2.Игры-занятия с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.3. Приложение 3.Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
6.4. Приложение 4.Игры, развивающие восприятие формы.
6.5. Приложение 5.Игры, развивающие восприятие качеств величины.
6.6. Приложение 6.Работа с родителями по проблеме «Сенсорное развитие ребенка»
Игровой материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров. Длинные ленты: 25х3 см. Короткие: 12х3 см. Широкие: 8х25 см. Узкие: 2х25 см.
Образцами-мерками могут
Кроме того, для игры нужны сюжетные игрушки: пузатый мишка (средней величины) и тоненькая куколка.
Описание игры и приемы ее проведения.
Часть 1. Длинное - короткое
Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух - четырех столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски и т. д.). Дети в это время расставляют стульчики и рассаживаются. Пододвинув небольшой стол, воспитатель садится за него и достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что мише и Кате хочется быть сегодня нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочки ленточки: одному - короткую (поясок для Кати), а другому - длинную (пояс для мишки). Дети с помощью воспитателя примеряют и повязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость, кланяются. Дети садятся на место, а воспитатель подзывает следующую пару детей и разыгрывает небольшую сценку, в которой игрушки выражают желание поменяться поясочками. Затем педагог предлагает одному из вызванных детей снять ленточку с куклы, а другому с мишки и поменять пояски. Вдруг, ко всеобщему удивлению, обнаруживается, что на мишке куклин поясок не сходится, а для куклы мищкин поясок слишком велик (им можно обмотать куколку два-три раза). Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина.
После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Вызывает отдельных детей, которым поручает сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая длинная.
Затем начинается игра в поручения. Воспитатель вызывает двух - четырех детей (в зависимости от числа столов и заготовленного материала), дает каждому из них образец в виде полоски определенной длины и поручает: «Принесите нам длинную ленточку голубого цвета, такой длины, как полоска у вас в руках». Он напоминает детям, что сначала нужно глазами найти ленточку, а потом наложить на нее полоску. Если ленточка такой же длины, ее можно взять и показать всем детям. Педагог предупреждает, что начинать искать ленточку можно только после слова «Ищи!». Закончив объяснения, воспитатель вместе с детьми говорит: «Раз, два, три... (небольшая пауза) ищи!». Если кто-то из детей не выдержал паузу и поторопился, сигнал повторяется, а поиски отменяются. (Сигнал вводится для того, чтобы дети подготовились к выполнению поручения.)
Выполнив поручение, дети возвращаются на исходную позицию, и каждый показывает, что принес. Остальные участники игры хлопают в ладоши и скандируют хором: «Мо-лод-цы!». Если кто-нибудь ошибся, ему говорят: «Иди, иди, иди и снова поищи!».
Дети, выполнившие поручение, возвращаются на места. Выбираются новые дети, которым дается другое поручение, например: найти короткую ленточку красного цвета (образец длины в виде полоски дается каждому в руки). Игра повторяется несколько раз, чтобы поручение могли выполнить все дети.
При повторении игры дети приносят ленты заданной величины, но цвет каждый выбирает на свой вкус.
Когда большинство научатся безошибочно выполнять такого рода поручения, т. е. когда у детей сформируется поисковый образ предмета определенной длины, образец (полоску) можно уже не давать им в руки, а только показывать и говорить, что принести (длинную или короткую ленточку). В дальнейшем воспитатель может только называть качество длинны не показывая образца. Дети справятся с таким поручением, потому что уже связывают зрительный образ длины с соответствующими словами.
Часть 2. Широкое - узкое
Эта часть проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске, как по дорожке, могут пройти рядом кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинками; по широкой дорожке могут проехать рядом две машинки, а по узкой только одна.
Правила игры.
1. Поручения выполняются по
2. Начинать выполнять поручение можно только после слова «Ищи!»
3. Подсказывать друг другу
4. Для выполнения поручений
Советы воспитателю. Объяснение игры должно быть эмоциональным, конкретным, образным. Использование сюжетных игрушек дает такую возможность. Как будет проходить игра, зависит от воспитателя его находчивости, выразительности речи и действий.
Некоторые малыши, заинтересовавшись игрой, требуют, что они первыми выполняли поручения. Своими выкриками они создают поводы для конфликтов и нарушают необходимый игровой настрой. Чтобы предотвратить это, напомните четвертое правило игры, доведите до сознания детей, что выкрики и неорганизованность не в их интересах, так как на эту роль выбирают тех, кто спокойно ведет себя и не мешает другим. Можно сказать примерно так: «Я сейчас посмотрю, кто уже подготовился к игре». Обычно эти слова действуют лучше всех замечаний. Конечно, не следует испытывать терпение возбудимых, непоседливых детей, которым трудно сдерживать себя. Выберите момент, когда ребенок старается быть хорошим, и вызовите его пораньше.
Бывают случаи, когда ребенок быстро устает, начинает отвлекаться, мешать остальным. Его можно попросить отнести что-нибудь на место (например, те ленточки, которые уже не нужны). В крайнем случае, пусть займется чем-нибудь сам, только не мешает остальным детям играть.
Проводя игру, нужно стремиться к
тому, чтобы как можно больше детей
выполнили поручения. Для этого
лучше иметь несколько
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Консультация для родителей на тему:
«Карандаш - массажер»
Даже саамы примитивный массаж – сгибание и разгибание пальцев – вдвое ускоряет процесс овладения речью годовалым малышом. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала энтопедагогика. Яркий пример тому – сопровождающаяся движениями потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашку. Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку сочетают тактильное воздействие и игру.
Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с помощью карандашей.
Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью шестигранных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук, пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Детям очень нравятся массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. В зависимости от содержания упражнения, предпочтение отдается тому, или иному виду карандаша ( толстый, круглый, короткий, тяжелый, длинный, шестигранный).
Упражнение «Утюжок»
Тонкий карандаш положить на стол, Карандаш я покачу «прогладить» его сначала одной ладонью, Вправо – влево – как хочу потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.
Упражнение «Добывание огня»
Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатывать между ладонями сначала медленно, потом быстрее ( от кончиков пальцев к запястьями). Попробуйте это делать с двумя карандашами сразу.
Упражнение «Пианино»
Прижимать к столу толстый круглый карандаш кончиком каждого пальца. Вариант «Дудочка» - играть на карандаше, как на дудочке, быстро перебирая пальцами, нажимая воображаемые кнопки.
Упражнение «Прятки»
Сжать короткий толстый карандаш Карандашик я сжимаю в кулачке, спрятать его. Я ладошку поменяю.
Упражнение «Волчок»
Вращать тонкий длинный карандаш По столу круги катаю указательным и большим пальцем сначала Карандаш не выпускаю. одной руки, а потом другой. Попробовать выполнить вращение большим и средним пальцами.
Упражнение «Горка»
Положить большой шестигранный карандаш на тыльную сторону кисти. Наклонить руку вниз. Скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, как с горки.
Упражнение «Подъемный кран»
Поднимать большой толстый карандаш с поверхности стола, подцепив его снизу (поочередно каждым пальцем).
Упражнение «Вертолет»
Вращать тонкий длинный карандаш Отправляется в полет между большим и указательным пальцами. Необычный вертолет Пусть он вращается по возможности быстро, как вертолет.
Упражнение «Эстафета»
Сжать толстый гладкий карандаш указательным пальцем, подержать его и передать указательному пальцу другой руки. Передавать карандаш другим пальцам, как эстафетную палочку.
Упражнение «Скольжение»
Продвигаться вверх и вниз по длине По карандашу скольжу, шестигранного карандаша, упирая острым Съехать вниз скорей спешу. концом в стол, перехватывая его пальцами другой руки.
Упражнение «Догонялочка»
Вращать большой круглый карандаш Пальчики бегут вперед. вокруг своей оси пальцами обеих рук. Пусть Ни один не отстает. пальчики бегут по карандашу, догоняют друг друга.
Упражнение «Качалочка»
Прокатывать шестигранный карандаш Карандаш не отдыхает, в межпальцевом пространстве. Между пальцами гуляет.
Упражнение «Ладошка»
Обрисовывать тупым концом тонкого Нарисую я ладошку, карандаша ладонь с широко раздвинутыми Отдохну потом немножко. пальцами, лежащую на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.
Консультация для родителей на тему:
«Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в семье»
Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
Всегда внимательно
Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда немного общение «навырост».
По возможности, много путешествуйте с ребенком.
Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
Ходите с ребенком в музеи.
Проводите совместные наблюдения и опыты.
Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Консультация для родителей на тему:
«Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»
Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.
Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных изобразительных материалах ( бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.)
Разумно дополнить развивающую среду следующими предметами:
- Игрушки контрастных размеров;
- Игрушки различной формы (круглые, кубические);
- Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.
- Книги с большими предметными картинками;
- Качели, прыгунки, мягкие модули;
- Разрезные картинки, кубики с картинками;
- Парные картинки;
- Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;
- Шнуровки, застегивающиеся коврики.
- Машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель;
- Игрушечные животные;
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.
В процессе общения многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).
Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни