Система листов рабочей тетради по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета» при изучении предмета «Физика и хи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработать листы рабочей тетради по теме: «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»
Задачи курсовой работы:
1. обосновать роль листов рабочей тетради
2. разработать листы рабочей тетради по теме: «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»
3. описать методику работы с листами рабочей тетради

Содержание

Введение…………………………………………………….…………………….3
1. Листы рабочей тетради как средство обучения……………...………………4
1.1. Понятие, цели и задачи применения листов рабочей тетради…...4
1.2. Функции рабочей тетради в учебном процессе……....….6
1.3. Виды листов рабочей тетради………………..………………….….7
1.4. Структура листов рабочей тетради……...………..……………...9
1.5. Требования к листам рабочей тетради……………………...…..10
2. Разработка листов рабочей тетради по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»………………………...……..12
2.1. Конспект по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»……………………………………………...…………12
2.2. Структурно-логический анализ………………………………….22
2.3. Листы рабочей тетради по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета».…………………………....24
2.4. Методики работы с листами рабочей тетради на уроках……..32
Заключение………………………………………………………………….…33
Список использованных источников……………………………………..…34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-1.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

1.      Фактурность цвета. Фактурные цвета выступают вперед, Бесфактурные – отступают назад.

2.       Весомость цвета. На темных фонах тяжелые цвета кажутся уходящими в глубину, а легкие – приближающимися. На светлом фоне может произойти обратный эффект.

3.      Броскость цвета. Броские цвета выступают.

4.      «Фигура – фон». Цвет, соответствующий фигуре, воспринимается выступающим, а цвет фона – отступающим.

Умело используя  явление хроматической стереоскопии можно:

- добиться максимального  звучания определенного объемно-пространственного решения объекта визуальной информации, создав цветовые акценты, подчеркивающие композиционный замысел;

- создать в  изображении иллюзию движения  в глубину (воздушную перспективу)  не используя при этом метода  линейной перспективы;

- создать в  изображении иллюзию лежащих  в одной плоскости предметов.

8. Характер освещения.  При дневном освещении теплые  цвета воспринимаются как выступающие,  холодные – как отступающие.  При сумеречном освещении пространственные  характеристики цветов изменяются. Так, например, красный цвет при дневном освещении выступает вперед, а в сумерках он создает впечатление глубины, т.е. удаляется; голубой цвет в дневное время воспринимается отступающим, в сумерках, наоборот, он выдвигается на передний план, т.е. выступает вперед. 

 

Явление « Фигура – Фон». В визуальной информации изображение должно восприниматься отчетливо и прочитываться однозначно так, как было задумано художником. При плоскостном силуэтном изображении важно, что та часть изображения, которую художник считал фоном, другими людьми будет восприниматься фигурой, потому что у них нет на то психологической установки, в отличие от автора. Во избежание таких казусов необходимо учитывать факторы, влияющие на восприятие изображения.

Изображение воспринимается как фигура, когда оно меньше по площади, чем фон. Светлое на темном скорее воспринимается изображением, чем темное на светлом. Поверхности, окрашенные в выступающие цвета, воспринимаются как фигуры. Фактурные цвета помогают прочесть изображение, и наоборот, если фон окрашен в фактурный цвет, прочтение изображения становится затруднительным. Чем больше отличается по светлоте и цветовому тону фигура от фона, тем отчетливее читается ее изображение.

 

2.2. Структурно-логический анализ

 

Учебные элементы

Опорное понятие

Новое понятие

Уровень усвоения

1

Цветовой тон

 

+

2

2

Яркость

 

+

2

3

Чистота

 

+

2

4

Светлота

 

+

2

5

Насыщенность

 

+

2

6

Ряд спектральных цветов

 

+

3

7

Характеристика  цвета

+

 

1

8

Цвет

+

 

1

9

Спектральный  тон

+

 

4

10

Цветность

 

+

3

11

Величина яркости

 

+

3

12

Величина светлоты

 

+

3

13

Длина световой волны

+

 

4

14

Максимальная  насыщенность

 

+

3

15

Минимальная насыщенность

 

+

3

16

Качество цвета

+

 

4

17

Объективные характеристики

 

+

2

18

Субъективные  характеристики

 

+

2




Спецификация учебных элементов

 

 

 

 

Структурно-логическая схема

 



 


 

 

 

 

 

 

__  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __ 

 

 

 


__  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __ 


 


__  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __  __ 

 


            I уровень – типы характеристик

                    II уровень – субъективные и объективные характеристики

                    III уровень – конкретизация характеристик

                    IV уровень – детализация ряда спектральных цветов

 

2.3. Листы рабочей тетради по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»

Лист рабочей  тетради №1 «Психофизические характеристики цвета»

  1. Перечислите характеристики цвета, определяющиеся объективными физическими величинами________________________________________
  2. Перечислите субъективные (психофизические) характеристики цвета___________________________________________________
  3. Цвета, длина волны которых является наиболее оптимальной для человеческого глаза______________________________________________
  4. Свойство зрительного ощущения, обозначаемое рядом спектральных цветов, называют _______________________________________________
  5. Тон, который отсутствует в цветовом спектре - __________________
  6. Свойство зрительного восприятия, позволяющее оценивать пропорцию чистого хроматического цвета в полном цветовом ощущении называют_______________________________________________________
  7. Свойство зрительного ощущения, согласно которому предметы кажутся испускающими больше или меньше света называют_________________________________________________________
  8. Чем больше яркость, тем больше__________________________________
  9. Чистота цвета – это _____________________________________________

 

Эти цветя являются _____________________ в цветовом круге.

Лист рабочей  тетради №2 «Психофизические характеристики цвета»

  1. Цветовой тон – это __________________________________________

 

Это цвета являются _____________________ в цветовом круге.

  1. Цветность – это ________________________________________________
  2. Назовите 3 ахроматических цвета_________________________________
  3. Светлота – это__________________________________________________
  4. Перечислите последовательно цвета в цветовом спектре начиная с желтого___________________________________________________________
  5. Светлота – это _______________________________ характеристика
  6. Яркость – это ______________________________ характеристика

 

 

Лист рабочей  тетради №3 «Температурные характеристики цвета»

  1. Эти цвета являются ___________________________ в цветовом круге

 

 

  1. Перечислите теплые цвета в цветовом круге__________________________________________________________
  2. Перечислите холодные цвета в цветовом круге___________________________________________________________
  3. "Температура" цвета зависит от его ____________ и _______________
  4. Единственный цвет цветового круга, который можно назвать нейтральным ______________________
  5. При размещении в предметно-пространственной среде произведения решенного в холодных тонах, фон должен быть ____________________
  6. Теплохолодность цвета тесно связана с _________________________

 

Лист рабочей тетради  №4 «Броскость и весомость цвета»

  1. Броскость цвета – это ________________________________________
  2. Чем выше _____________ цвета, тем больше его броскость
  3. Наиболее броским из всех цветов является _______________________
  4. Броскость цвета зависит от ____________________________________
  5. _______________ основная характеристика, от которой зависит тяжесть цвета
  6. Из цветов одного и того же цветового тона и одинаковой светлоты более _______________________ кажутся более легкими
  7. Наиболее легким можно считать ______________________________
  8. Цвета с _____________________фактурой при прочих равных условиях тяжелее _________________________ цветов

 

Лист рабочей  тетради №5 «Фактурность цвета»

  1. Фактура – это________________________________________________
  2. Мягкие, воздушные, прозрачные - __________________________цвета
  3. Плотные, материальные, поверхностные - ___________________ цвета
  4. Степень фактурности цвета зависит от ___________________________ и ___________________________________
  5. При рассмотрении на расстоянии все цвета сдвигаются в сторону_________________________________________________________


 

В данном рисунке ____________ цвет выступает  более фактурным, чем ___________________


7.   

 

В данном рисунке ______________ цвет будет оцениваться как выступающий, твердый, материальный.

 

Лист рабочей  тетради №6 «Пространственные характеристики цвета (Хроматическая стереоскопия) и явление «Фигура-Фон»

  1. Явление хроматической стереоскопии – это __________________________________________________________________Цвета, кажущиеся расположенными ближе своего фактического местонахождения называются ______________________________
  2. Цвета, кажущиеся расположенными дальше своего местонахождения, называются_____________________________________
  3. Явление хроматической стереоскопии зависит от_________________________________________________________
  4. ____________________ - единственный фактор, влияющий на пространственное расположение ахроматических цветов
  5. Изображение воспринимается как фигура, когда оно _______________ по площади, чем фон
  6. Чем больше отличается по светлоте и цветовому тону ___________- от ____________________, тем отчетливее читается ее изображение.
  7. Поверхности, окрашенные в выступающие цвета, воспринимаются как

____________________________

 

Лист рабочей  тетради №7 «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета»

  1. Психофизические свойства цвета: _________________________________
  2. Психофизиологические свойства цвета: ____________________________

Эти цвета по температурной характеристике являются __________________


4.

 

Эта шкала определяет __________________________

5.   Полюсом тяжести цветов в цветовом круге является зона _____________ цветов

6. Оперируя _______________ и ____________________ можно создать статичную или динамичную, уравновешенную или неуравновешенную композиции, как на плоскости, так и в пространстве.

7.   По пространственной  характеристике цвета фактурные цвета ________________, бесфактурные – ____________________-

8.    По  характеристики броскости чем больше площадь цвета, тем __________________________________________

9.   


 

Данная шкала  определяет _________________________

10.   Чистота цвета Р=____________

11.   Относительная яркость измеряется коэффициентом отражения  r=______


12.  


 

 

 

 

По пространственным характеристикам на данном рисунке  красный цвет является ____________________, а синий ______________________ 
                2.4. Методика работы с листами рабочей тетради на уроках

Тема «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета» рассчитана на шесть академических часов. После каждого прочтенного подраздела выдается лист рабочей тетради, по которому преподаватель может оценить уровень усвоения нового материала.

После прочтения  всего раздела по этому предмету, ученикам предлагается заполнить листы рабочей тетради, в которых возможна другая очередность заданий. Т.е. если в конце каждого урока давались листы чётко по пройденному материалу, то в заключении изучения раздела вопросы могут быть как из последнего, так и из первого урока на одном листе учебной тетради.

Листы создавались  согласно ходу изложения учебного материала. Таким образом, существует возможность  проконтролировать усвоение учебного материала. На каждом этапе происходит контроль мыслительной деятельности учащегося. По окончанию изучения раздела, возможно увидеть всю картину в целом, сделать выводы и наметить будущее направление разработки уроков.

 

Заключение

В заключении можно  отметить, что разработка листов рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества налицо: проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся, проверка полученных знаний, сами лекции проходят более разнообразно, а как следствие этого повышенный интерес аудитории, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются. Такой тип обучения и контроля наиболее подойдёт для заочной формы обучения, т.к. тут наблюдается острая нехватка лекционных часов для изложения материала. А если этот материал будет освоен неправильно, то ничего уже не поправить. Листы рабочей тетради позволяют заметить ошибки в момент свершения.

Таким образом, в данной курсовой работе:

  • разработаны листы рабочей тетради, обоснованна их роль в методическом обеспечении учебной деятельности
  • предоставлена теория разработки листов рабочей тетради
  • разработаны листы по теме «Характеристика цвета» дисциплины «Химия и физика цвета»,
  • описана методика работы с листами рабочей тетради.

Следовательно поставленные цели и задачи выполнены в полном объёме.

 

Список использованных источников

  1. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. - М.: Изд-во Логос, 2006
  2. Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 2005
  3. Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2005
  4. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007

 



Информация о работе Система листов рабочей тетради по теме «Психофизические и психофизиологические характеристики цвета» при изучении предмета «Физика и хи