Система педагогических наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука, какие специфические проблемы она исследует и что она представляет собой на данный момент своего развития. Поэтому целью данной работы является:
выявление истоков науки педагогики,
определение предмета ее изучения,
рассмотрение пути ее развития
получение четкой картины ее структуры

Содержание

Введение
1.Развитие системы педагогических наук
2. Определение науки педагогики
3. Выделение педагогики как науки
4. Дифференциация педагогики
5.Отрасли педагогики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Система пед. наук.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Известно, что  первопричина возникновения всех научных  отраслей – потребности жизни.

В первую очередь долгий путь становления педагогики как науки, активное накопление знаний в этой области обусловили появление истории педагогики - науки о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом. Историко-педагогические исследования неразрывно связаны с исследованиями по гражданской истории, этнографии, этнологии, археологии.

В последние  годы все больше набирает темпы в  своем развитии так называемая философия  образования, хотя на сегодняшний день нет четкого определения объекта и предмета данной отрасли знания как составного компонента структуры педагогической науки.

Отличительные особенности развития человека в  разные периоды его жизни обусловили появление отраслей возрастной педагогики, успехи которой напрямую влияют на то, как поставлено воспитание подрастающего поколения, от чего зависит скорость и качество развития общества.

Ясельная  педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого  возраста. По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики. Однако ее вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирования ребенка стремительно увеличивается. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.


Дошкольная педагогика представляет собою науку о закономерностях  развития, формирования личности детей  дошкольного возраста. В настоящее  время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию.

Активно развивается школьная педагогика, которая является основополагающим блоком во всей педагогике и имеет огромное, если не решающее, значение в развития личности каждого человека. Существует и появляется множество новых систем обучения и воспитания. Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых. Длительное время эта проблема разрабатывалась в рамках соответствующих методик. Однако в последние годы в педагогической литературе все большее отражение находят разработки не столько методической стороны воспитательного процесса, сколько технологии его осуществления. Это значительно расширяет сферу научных исследований, придает педагогической теории прикладной характер.


Специфическая особенность  педагогики высшей школы состоит  в ее преемственности со школьной педагогикой. Многие теоретические  истины обучения и воспитания будущих  специалистов в различных областях материального и духовного производства, обслуживания отражают законы преемственности общего и профессионального образования.

Объективные законы развития как материального, так и духовного производства предопределили необходимость научных  разработок в этой области педагогики, поэтому активно стала развиваться наука о закономерностях обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения квалификации, переучивания их на новые профессии, которая получила название производственная педагогика.

Позже появились особые педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика. К сожалению, в современной школе ежегодно увеличивается число детей с отклонениями в развитии и поведении. В связи с этим совершенно закономерно появление такой отрасли педагогического знания как коррекционная педагогика. Науки этого раздела педагогики разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии. Системы воспитания и образования лиц без зрения, слуха и с нарушениями в развитии мышления строятся в отечественной и мировой практике в соответствии с глубокими и всесторонними исследованиями физиологических, психологических механизмов связи детей и взрослых с окружающим миром,

Появилась и исправительно-трудовая педагогика, содержащая теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Другое ее название —«педагогика пенитенциарных учреждений».

Социальная  педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. В последнее время укореняется понятие «второго образования», которое дают многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения. В клубах, на станциях юных техников, в домах народного творчества, на спортивных базах, в студиях музыкального и театрального искусства дети и молодежь находят возможность удовлетворять свои творческие потребности, вовлекаться в полезные формы досуга.

В последнее  десятилетие оформились в качестве самостоятельных отраслей педагогики: этнопедагогика, которая изучает закономерности и особенности традиционной культуры воспитания, этнического воспитания, и сравнительная педагогика, которая изучает ведущие тенденции развития образовательного процесса в современных странах в их сравнении.

Успехи  ученых в разработке педагогических инноваций чаще всего достигаются  в результате межнаучного подхода  к объектам исследований. Именно на стыке педагогической науки с  другими науками о человеке чаще всего происходят открытия.

К числу  наиболее продуктивных факторов прогресса  педагогической науки следует отнести  ее взаимосвязи с философией. В  ней наука о воспитании находит  прежде всего опорные методологические положения.

Математика  обогащает педагогику статистическими методами исследования.

Педагогика  органически связана с психологией. Общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает  законы управления развитием личности. Воспитание детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.

Своеобразным мостом между двумя науками выступают педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образования.

Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, с педагогикой связана физиология. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием обусловленные высшей нервной деятельностью.

Во  взаимодействии с медициной разрабатывается специальная система обучения и воспитания хворающих школьников. Лечебная педагогика (токсикомания, наркомания, неврозы).

Многообразны  связи с социологией. Результаты социологических исследований обогащают  педагогику и помогают оценивать  педагогические явления

Связи с кибернетикой - это компьютеризация  педагогики (эффективное управление, банками педагогических данных, обучающие  программы). Созданы первые компьютерные банки передового педагогического  опыта, например на кафедре педагогики Московского педагогического университета.

Появилось понятие педагогическая инноватика.

История, география, литература - человек, сфера  его обитания - все интересует педагогику.

Говоря  о связи педагогики с другими  науками, нельзя не отметить и ее обратного  влияния на эти науки. Например, теоретические идеи о роли воспитательного коллектива в формировании личности, фундаментально разработанные в педагогике (В.А. Лай, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко), оказали и продолжают оказывать воздействие на развитие исследований по данной проблеме в таких науках, как психология, философия, этика, социология, и др.

Таким образом, в процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные  области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

В то же время идеи различных наук о  человеке позволяют педагогике глубже и всесторонне исследовать закономерности воспитания. На это положение в свое время указывал еще К.Д. Ушинский. В предисловии к I тому «Педагогической антропологии» он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»


Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных  с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление  практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса воздействия и взаимодействия с ребенком. Опираясь на достижении всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания и образования.

 

 

 

ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ

Спектр  ответвлений «педагогик» расширялся в конце XIX и начале XX в. И сейчас совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.

Общая педагогика исследует основные закономерности образования. В системе общей  педагогики принято выделять достаточно самостоятельные области:

общие основы педагогики: изучает предмет, методологию педагогического исследования, обосновывает цель и структуру целостного процесса образования;

теория воспитания: изучает закономерности процесса воспитания;

теория обучения, или дидактика, изучает закономерности процесса обучения;

теория управления образованием: изучает теоретические основы педагогического менеджмента (школоведение).

Отдельной отраслью педагогики является возрастная педагогика, которая изучает возрастные аспекты образования и включает дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, андрагогику (педагогику взрослых).

Отраслью  педагогической науки является и  корекционная педагогика, которая представлена самостоятельными областями: логопедия (изучает пути предупреждения и преодоления нарушений речи), сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых детей).

Сложились отрасли специальной педагогики: педагогика профессионального образования, военная педагогика, спортивная педагогика, педагогика перевоспитания правонарушителей.


В общепринятый перечень научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящее  время принято включать довольно значительное их число. В целом эта структура выглядит следующим образом.

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НАУК О ВОСПИТАНИИ


История педагогики

 

Общая педагогика:

Общие основы

Дидактика

Теория воспитания

Школоведение

 

Возрастная педагогика:

Дошкольное 

Школьное

Профессианально-техническая

Высшая школа 

Андрогогика

 

Специальная педагогика:

Перевоспитание правонарушителей

( исправительно- трудовая)

Производственная педагогика

( повышение квалификации, переквалификация)

Военная педагогика

Спортивная педагогика

Логопедия

Сурдопедагогика

Тифлопедагогика

Олигофренопедагогика

Методика преподавания предмета

Частные методики преподавания различных предметов

Методика третьего возраста

Социальная педагогика

Семейная педагогика

Сравнительная педагогика

Этнопедагогика

Педагогическая инновация

Межнаучные связи педагогики

И

     Как видно, в настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук, которые относятся к числу самостоятельных дисциплин, рассматривающих особенности развития человека в различных условиях и возрастных периодах, но которые тесно связаны и взаимодействуют между собой, используя общие закономерности воспитания, образования и обучения человека на протяжении всей его жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наука всегда озабочена поиском единой основы видения разнообразных явлений  мира: такой мир можно описать, объяснить, в нем проще и понятнее жить, действовать. Рациональное, логическое обоснование и систематизированное  знание можно успешно передавать другим людям, особенно молодому поколению.

Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Эта потребность  вызвала обособление и формирование педагогики как науки, создание специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическое осмысление и обобщение стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, формирование системы специальная подготовка их к жизни.


Педагогика, ее идеи, теории и экспериментальные новации никогда не существовали изолированно от других областей знания и культуры. педагогика, как всякая живая наука, развивается неоднозначно и противоречиво, переживая одновременно и процессы интеграции нового знания из смежных наук, и дифференциации своего теоретического «поля». Области педагогической действительности, изучаемые педагогикой (развитие, социализация, воспитание, обучение, самовоспитание), одновременно имеют отношение к другим наукам: анатомии и физиологии, психологии развития, социальной психологии, культурологии и др. Но педагогика не строит свою теорию, используя в готовом виде данные других наук, она раскрывает закономерности своего собственного предмета — образования как целостного педагогического процесса.

Информация о работе Система педагогических наук