Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:05, дипломная работа
Психология – наука о внутреннем, психическом мире человека и ее практическая часть призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы, оказать психологическую помощь.
Психологическая помощь включает в себя такое направление деятельности психолога как психологическое консультирование. Консультирование как помогающая стратегия в анализе проблем клиента, вносящая прояснение в конфликтные ситуации, приобретает все больший социально-психологический спрос среди российского населения.
Введение …………………………………………………….…………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического
консультирования …………………………………………………….……7
Понятие и виды психологического консультирования………...7
Цели и задачи консультативной помощи……………………...12
Особенности метода сказкотерапии в психологическом
консультировании ………………………………………………………. 14
Выводы по первой главе………………………………………..20
Глава 2. Психологические особенности младшего школьного возраста.
Понятие самооценка ……………………………………………….…….21
2.1. Содержание когнитивной, аффективной и эмоционально-
мотивационной сфер ……………………………………………………..21
2.2. Сущность феномена самооценка. Особенности проявления
самооценки и застенчивости в младшем школьном возрасте……….24
2.3. Сказкотерапия как метод коррекции самооценки детей младшего
школьного возраста ……………………………………………………..29
2.4. Выводы по второй главе……………………………………………44
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции
самооценки детей младшего школьного возраста методом
сказкотерапии……………………………………………………………46
3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей школьного
возраста …………………………………………………………………..46
3.2. Программа психологической помощи детям с низким уровнем
самооценки и застенчивостью…………………………………………..56
3.3. Эффективность коррекционной программы ………………………62
3.4.Выводы по третьей главе…………………………………………….66
Заключение ………………………………………………………………67
Библиографический список……..………………………………….........69
Каждый берет в руки свою работу и садится в круг. Далее необходимо представлять свою работу, рассказать, что нравится в герое, почему выбрана та или иная сказка и т. д. по предложенной схеме обсуждения[1].
Цель: Помочь
участникам выстраивать адекватную самооценку.
Участникам раздается бланк с нарисованной
на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается
инструкция: "Нарисуйте себя на той
ступеньке, на которой, как вы считаете,
сейчас находитесь".
После того, как все нарисовали, ведущий
сообщает ключ к этой методике:
- 1-4 ступенька - самооценка занижена
- 5-7 ступенька - самооценка адекватна
- 8-10 ступенька - самооценка завышена
Таким образом, можно проследить результаты проведенной работы.
Группа сидит в кругу. «Посмотрите еще раз, пожалуйста, на соседей справа и слева. Прежде чем вы пойдете домой, встаньте и скажите ребятам, с которыми сегодня познакомились, либо уже были знакомы, каждому в отдельности, что вам понравилось в них».
Большую рефлексию не проводим после каждого упражнения, так как это первое занятие, детям необходимо адаптироваться в данной обстановке. Но уже основное упражнение подводит к тому, что все, что мы делаем, необходимо анализировать, даже сказочные рисунки говорят о многом. Это вызывает интерес, жажду самопознания и самораскрытия, что очень важно в коррекции самооценки, ведь в первую очередь, ребенок должен полюбить себя и быть себе интересным, и только тогда он будет любим другими и окружающие потянутся к нему.
ЗАНЯТИЕ 2. «МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР»
Цель: рефлексия устойчивых личностных качеств (черт характера).
Задачи: диагностика самопринятия; формирование представлений о чертах характера;
«Зеркальный Оракул» (упражнение)
Ход работы:
В одной
волшебной стране есть ущелье
Зеркального Оракула. Каждый
Это Волшебное зеркало. Каждый, кто посмотрится в него, сможет увидеть себя таким, каков он есть на самом деле, каким его видят окружающие, и таким, каким он видит себя сам. Сейчас у нас есть возможность заглянуть в это зеркало.
Но необходимо
не просто заглянуть, а
- Кто Я?
- Что Я люблю?
- Что я не люблю?
- Что меня пугает?
- Что имеет для меня большое значение?
- Что я хочу?
Рефлексия упражнения:
Какой вопрос оказался для вас самым сложным? Что отвечал Оракул? Были ли не однозначные ответы или ответы не до конца правдивые? Какой ответ понравился больше всего? Для чего на ваш взгляд в волшебной стране существует зеркальный оракул? [40]
«Общий признак» (разогрев)
Задачи: Снижение
напряженности, повышение
Ход работы:
Участники садятся в круг, в
центре которого стоит Ведущий.
При этом ведущий тоже принимает участие в игре и должен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места продолжает игру. По окончании игры можно спросить у подростков: «Как вы себя чувствуете?»
Задача: анализ своих действий и поступков, выявление своего «дерева - характера»
Ход работы: Детям предлагается разместиться по удобнее, кто хочет, может откинуться на спинку стула, закрыть глаза и прослушать сказку, но не просто прослушать, а представить, прокрутить ее как мультик. Сказка о Деревьях – Характерах.
Сказка о Деревьях — Характерах. (см. Приложение В).
Далее идет рефлексия прослушанной сказки.
Рефлексия:
Далее идет обсуждение по кругу своих деревьев-характеров.
Что в вашем дереве вам нравиться? В чем особенность вашего дерева-характера? Как в жизни нам может помочь наше дерево-характер?
Что бы вы
хотели в нем изменить? Что
нужно делать, чтобы оно было
красивое, цветущее? Нужно ли человеку
периодически обращать
Дети, описывая свое дерево, анализируют черты своего характера.
Для того чтобы дерево вашего характера было красивым, нужно чаще заглядывать в волшебный лес и следить за своим деревом.
Пусть они всегда будут
красивыми, цветущими, радуют
не только нас, но и
«Комплименты» (завершение работы)
Задачи: Стабилизация
и повышение самооценки
Ход работы: Участники делятся на 2 группы, образуя 2 круга, один в другом. Внутренний и внешний круг стоят лицом друг к другу. «Сейчас я засеку время – одну минуту, - в течение которой те, кто стоят во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив участникам внешнего круга. Через минуту они меняются, и стоящие во внутреннем круге говорят комплименты стоящим напротив участникам внешнего круга. Затем внешний круг передвигается по часовой стрелке на одного человека, и задание повторяется уже с другими партнерами. Вешний круг двигается, пока первые пары не совпадут».
Цель: Критическая
оценка своей личности со
Задачи: Осознание своих внутренних качеств.
«Цветик семицветик» (упражнение)
Цель: создание
благоприятной атмосферы,
Ход работы:
Каждому участнику
Рефлексия. Обсуждение, зачитывание всех ожиданий и пожеланий. 5-7 минут.
Как вы уже
заметили, наш тренинг начался
с необыкновенного, даже с
Ход работы:
Подросткам предлагается
На листе
бумаги рисуется овал по
После завершения изображения маску необходимо вырезать, надеть себе на лицо.
Обсуждение: По очереди оживают маски всех участников, и каждой маске предоставляется время для выступления.
Психолог обращается к ним с вопросом, что они бы хотели рассказать о своем владельце. Затем группа делится на пары, происходит обмен масками. Надев на себя маску партнера, подросток повторяет те слова, которые сказала эта маска на предыдущем этапе. Другой ребенок в паре должен проговорить то, что он чувствует, когда видит эту маску и слышит эти слова [23].
«Сильные стороны» (завершение работы)
Задачи: Создание положительного эмоционального настроя в конце занятия, получение каждым подростком личностной обратной связи, которая так важна для него.
Ход работы:
Бросая по очереди мяч, друг
другу, будем говорить о
ЗАНЯТИЕ 4. «ТЕАТР МАСОК»
Цель: Развитие способности самовыражения.
Задачи: накопление положительного опыта, способность к совместной творческой деятельности, проявление творческого потенциала.
Задачи: Манипуляция
психологическими
Ход работы: Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. По моей команде все начинают движение в центр круга, делая плавательные движения правой рукой. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Я могу помогать, вашим рукам соединиться, и слежу за тем, чтобы каждый держал за руку двух партнеров. Участники открывают глаза и их задача - распутаться, не разжимая рук, разрешается изменение положения кисти без расцепления рук. В результате могут быть такие варианты: круг, несколько кругов и пары.
Рефлексия: По окончании ребята высказываются, как они находили варианты распутывания узлов: методом проб и ошибок, пытались сначала прогнозировать исход действий, кто-то один руководил распутыванием или решали все вместе?
Было ли кому-то сложно, хотелось самому отпустить? Может, кто-то не доволен, что его не слушали и делали все в точности на оборот, а не так как он хотел? переживали ли вы не только за свои звенья в цепочке?
«Драматизация с масками» (основное задание)
Ход работы: Каждый подросток берет свою маску, изготовленную на прошлом занятии. Задача – придумать историю, в которой будут участвовать эти маски, а затем проиграть ее. В сюжете и драматизации обязательно должны быть задействованы все маски.
Время на выполнение этого задания – 30 минут.
Лучше не помогать подросткам, придумывать историю. Они сами должны решить, кто будет сценаристом, кто – режиссером, либо они найдут групповое решение. Когда история будет готова, можно помочь им в случае необходимости, организовать пространство для драматизации. Поскольку важны спонтанность и драматизация, представление начинается без предварительных репетиций.
Рефлексия: Участники возвращаются в круг. Каждому подростку предлагается рассказать о своих чувствах и переживаниях, связанных с работой, о том опыте, негативном или позитивном, который он получил.
Важно узнать, как себя чувствовал подросток в данной роли, комфортно ли ему было? Что не доставало ему? Если же подростку не комфортно, то можно попробовать переиграть ту или иную роль и снова провести рефлексию, но не оставлять этот дискомфорт при нем.
Драматизация, в которой наиболее полно реализуются основные принципы личностного роста подростков – событийность, театральность, демократичность, экологичность – позволила подросткам «примерить» различные маски и роли, получая в психологически защищенной, комфортной обстановке тот опыт, который они смогут применить в реальной жизни.
Следующее за ней обсуждение, происходившего направленно на то, чтобы они научились проговаривать свои переживания и принимать переживания других.
«Покажи пальцем» (завершение работы)
Задача: Реализация обратной связи в группе.
Ход работы:
Участники садятся в круг. Психолог
просит каждого поднять вверх
любую руку с вытянутым пальцем
Цель: Содействие в осмыслении существования волшебства и чудес в реальном мире.
Задачи: Рассказать о волшебстве в реальном мире; ознакомить с природой созидательной и разрушительной силы человека; развить фантазию и воображение.