Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:49, реферат
Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста интересовала педагогов, психологов всегда. В настоящее время вопросы развития творческого потенциала детей являются основополагающими многих комплексных образовательных программ. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать названы стержнем личности, образующим особую систему, выражающую своеобразие, неповторимость растущего человека.
Введение…………………………………………………………………………3
Творчество как деятельность………………………………………………...5
Художественное творчество и обучение детей……………………………..9
Словесное творчество дошкольников………………………………………14
Вывод……………………………………………………………………………20
Литература……………………………………………………………………...22
Это позволяет говорить о правомерности распространения понятия творчества на деятельность ребенка, ограничив его словом «детское» и отметив условность его применения.
Но не каждую детскую продукцию (рисунок, стихотворение, лепка и т.п.) можно назвать творчество. Исследователи в данной вопросе определили показатели, по которым можно судить о качестве творческих отношений, способов действий и продукции.
В первой группе показателей дается характеристика отношения детей к творчеству: их увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний. На основе этого интенсивно развиваются художественные способности.
Вторая группа показателей характеризует качество способов творческих действий детей: быстроту реакций, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.
Третья группа – показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, в словесном и песенном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.
Овладение выразительными средствами создает предпосылки, на основе которых дети свободно проявляют себя в творчестве.
Пути формирования творчества своеобразны. Одно из основных – организация наблюдений детей за окружающей жизнью, нахождение того, что может быть отражено в их пении, рисунках, инсценировках. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в образный мир искусства, в звуки и краски окружающего мира – путь, по которому развивается творчество ребенка.
Творчество развивается
не так последовательно, как обучение.
Поэтому здесь важно
Творческое задание содержит два компонента. Задание можно назвать творческим, если дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять, т.е. самостоятельно находить новое выражение. Но вместе с тем само слово задание предполагает участие взрослого: который организует обстановку, условия, материалы, побуждает детей к творческим действиям.
Исследование путей
Обучение и творчество имеют специфические мотивы. При обучении детей побуждают к активному усвоению художественного опыта, они должны подражать определенным эталоном выражения и изображения в пении, рисунке, в выразительном чтении, проявляя при этом инициативу, самостоятельность действий. В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов.
Результаты обучения и творчества различны. Во время обучения дети осваивают круг обязательных сведений, умений, что ведет к развитию разносторонних художественных способностей. В творчестве дети овладевают способами творческих действий. которые готовят их к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением и обобщением реальной практики, интуицией, обогащенной художественным опытом ребенка, и преднамеренностью поисков.
Различен характер педагогического
руководства обучением и
Сопоставление обучения и творчества показало, что они специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства. Однако между ними имеются существенные связи. Лишь тогда, когда обучение носит воспитывающий и развивающий характер, возможно успешное развитие творчества. Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения. Ведь от детей при их импровизациях, сочинениях и т.п. требуется применение творческих действий. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки, умения. Развивается способность к самообучению и саморазвитию.
Исследователи определили основные условия, благоприятствующие развитию детского творчества:
Таким образом, постановка задач творческого развития и реальное их решение побуждают педагогов к поискам новых организационных форм и подводят к вопросам детской самостоятельной художественной деятельности. [12]
словесное творчество дошкольников
Словесное творчество относится
к художественно-речевой
Художественно-речевая
И.А.Ильин, русский философ и писатель, считает, что через художественное слово прорекает себя созданная Богом сущность мира и человека. Слово есть верная риза Главного, Сказуемого, Предмета, т.е. прорекающейся живой тайны. И задача художника – не выдумывать слово, а провидеть и передать этот Предмет. В этом вдохновение и радость. С точки зрения И.А.Ильина, свободное вдохновение не означает безответственность и не оправдывает художественного произвола и беспутства. Напротив, вдохновение потому и необходимо, потому и священно, что оно есть прозрение высших духовных закономерностей и совершенных связей. Свобода нужна художнику для того, чтобы обрести подлинную художественную необходимость. Как применить эти мысли педагогу-словеснику? Прежде всего, сочиняя с детьми, необходимо помнить о Высшем Мире, как источнике истинного творчества.
Булгаков С в своем капитальном труде «Философия имени» доказывает, что слово космично, ибо принадлежит не сознанию только, где оно вспыхивает, но бытию и человек есть мировая арена, ибо в нём и через него звучит мысль. Он считает, что не существует мыслей без слов и слов без смысла. Это чрезвычайно важно для педагогики, ибо, если мы хотим, что бы дети обрели свой смысл жизни, мы должны знать, что он не существует вне слов.
С.Булгаков пишет также, что получить живое слово, несущее на себе теплоту жизни, вовсе не так легко даже и от живого человека, потому что и этот последний употребляет часто омертвелые слова. Поэтому поэзия представляет единственный в своём роде материал для постижения слова. Бытовой речи присущ автоматизм. Разумеется, он ограничивает творчество. Однако только бессмысленная болтовня может обходиться этим автоматизмом, всякая же нарождающаяся мысль ищет для себя форму и тем самым пробивает для себя брешь в автоматизме. И в этом выражается акт не только мыслительного, но и словесного творчества.
Потому так важно помочь детям овладеть живым словом. Живое слово наполнено сердцем. Оно своим огнём мощно воздействует на жизнь и меняет её. В отличие от мёртвого слова – сухого, рассудочного, бездушного, схоластического. Понятие живого слова восходит к понятию живознание, т.е. знание, переосмысленное применительно к себе, своим страстям, своему опыту (С.Франк). Такое знание становится для человека осмысленным, смыслом. Одним из лучших образцов такого живого слова являются произведения А.С.Пушкина, исполненные здорового, весёлого духа, чуждого всякой односторонности и унылости.
Итак, задача словесного творчества – научить детей живому слову. Такое слово творит жизнь. Поэтому с ним надо уметь обращаться бережно, художественно. И этому нужно учить.[5]
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.
Надо воспитать у дошкольника интерес и любовь к художественному слову, к произведениям детской литературы и народного творчества: сказкам, рассказам, стихам; вызвать желание сочинить самому, рассказать другим детям свою сказку.
Большая роль в развитии
словесного творчества детей должна
быть отведена целенаправленному
Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приемов и в рациональном сочетании их с применяемым методом.
Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:
Формирование словесного творчества происходит по этапам
1этап – накопление
художественно-речевого опыта
2этап – овладение детьми
способами творческого
3 этап – проявление
самостоятельности в сочинении
повествования собственной
Имеется известная условность в определении границ этапов формирования творчества. Так, обогащение художественно-речевого запаса продолжается и в последующие периоды, когда дети переходят к самостоятельному сочинению.[12]
Словесное творчество, а в особенности творческое рассказывание на основе сказки, исследователи считают одним из самых привлекательных и вместе с тем сложных видов художественно-речевой деятельности старших дошкольников. Ребенку предстоит не только самому выбирать тему своей сказочной истории, создавать образы, раскрывать замысел, но и отбирать изобразительно-выразительные средства языка, помогающие в процессе рассказывания выражать отношение к персонажам и отражать свою авторскую позицию. И здесь возникают трудности, причина которых в том, что дошкольники обладают слабым запасом представлений, их фантазии зачастую оторваны от действительности, у них слабо развито умение комбинировать свои представления. Это приводит к тому, что дети часто не могут воплотить свой замысел, подчинить работу своего воображения теме творческого рассказа.
В целом можно выделить основные трудности, связанные у детей старшего дошкольного возраста с творческим рассказыванием: