Содержание и методика исследований деятельности формирования экологической культуры и мышления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение процесса формирования экологической культуры и экологического мышления у учащихся начальных классов как составной части системы целенаправленного воздействия на человека по созданию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования экологической культуры в педагогической теории.
2. Выявить пути формирования экологической культуры личности.
3. Разработать и экспериментально апробировать систему воспитательной работы по формированию экологической культуры личности учащихся экспериментального класса.

Содержание

Введение.........................................................................................3
Глава 1. Формирование Экологической культуры как психолого-педагогический процесс……………………………………………………...6
1.1.Экологическая культура и ее сущность…………………………………………………………………..…….6
1.2.Психолого-педагогическое обоснование формирование экологической культуры и мышления в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры в мышлении учащихся начальных классов…………………………………………………………………………14
2.1.Определение уровня экологической культуры младших школьников…………………………………………………………………….14
2.2.Разработка дидактического материала экологического содержания направленного на формирование экологической культуры и апробировать его в эксперименте………………………………………………………………....20
2.3.Определение результативности экспериментальной работы………………………………………………………………………….26
Глава 3. Содержание и методика исследований деятельности формирования экологической культуры и мышления младших школьников……………………………………………………………….……29
3.1.Краткая характеристика экспериментального класса. Итоги констатирующие этапы исследования…………………………………………29
3.2.Влияние учебной деятельности на формирование экологической культуры и мышление младших школьников………………………………..39
3.3. Заключение………………………………………………..................44

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа. мерен1.docx

— 94.65 Кб (Скачать файл)

Тематика занятий кружка «Юный эколог» составлена с опорой на учебно-методический комплекс А.А. Плешакова «Зеленый дом». Программа кружка рассчитана для учащихся четвертых классов на полгода обучения. Занятия проводятся один раз в неделю.

Главная цель работы кружка заключается в формировании среди учащихся четвертых классов такого компонента экологической культуры как экологическая воспитанность.

При организации работы кружка нами были поставлены следующие задачи:

1. Сформировать ряд базисных природоохранительных понятий.

2. Изучать природу  окрестности школы, выявлять природные  объекты, нуждающиеся в охране.

3. Включать учащихся  в разнообразную творческую и  практическую деятельность по  изучению и охране окружающей  среды.

4. Сохранять и  укреплять здоровье детей.

5. Прививать любовь  и интерес учащихся к природе.

В целом содержание занятий кружка позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природы.

При построении программы кружковой работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

    • познавательном;
    • творческом;
    • практическом;
    • исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включило цикл мероприятий, на которых использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, рассказ учителя, путешествия, викторины, что способствует более глубокому расширению экологических знаний младших школьников. Творческое направление работы кружка предполагает выполнение детьми следующих заданий: сочинение экологических сказок, изготовление поделок, разработка «зеленого уголка» в классе, организация выставки рисунков.

Изучение растительного и животного мира родного края, влияния окружающей среды на здоровье человека связано с практическим направлением работы кружка: озеленением класса, изготовлением кормушек, подкормкой птиц, что способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе и к своему здоровью.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсии, проектов, мини-исследования, проведение опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу и обсуждению полученных результатов.

В содержании программы кружка выделяется четыре раздела: «Я и растения», при изучении которого дети знакомятся с различными комнатными растениями, правилами ухода за ними, участвуют в проектной деятельности; «Я и животные» - учащиеся знакомятся с многообразием птиц, зимующих в родном крае, изучают особенности их поведения, питания, изготавливают кормушки и подкармливают птиц; при изучении раздела «Я и окружающая среда» - кружковцы получают сведения о видах загрязнения окружающей среды, участвуют в акции, проводят исследование по определению количества мусора выбрасываемого семьей ребенка за определенный промежуток времени, изготавливают различные поделки;

На таблице 2 представлен примерный тематический план занятий кружка «Юный эколог»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Примерный тематический план занятий кружка «Юный эколог»

Познавательные

мероприятия

Ттворческие

задания

Практические

мероприятия

Исследовательские

мероприятия

Раздел «Я и животные»

Беседа «Зимующие в нашем городе птицы»

Дидактическая игра «Напиши письмо пернатому другу»

Экскурсия «Помоги пернатым!»

«Птичья столовая»

Раздел «Я и растения»

Путешествие на родину комнатных растений.

Сочинение сказок «Комнатный цветок с другой планеты»

Проект «Зеленый уголок в моем классе»

Раздел «Я и окружающая среда»

Рассказ учителя «Виды загрязнений окружающей среды»

Изготовление поделок из бросового материала.

Акция «Школа без мусора»

Мини исследование «Мусорный вопрос».

Раздел «Я и мое здоровье»

Познавательная викторина «Лекарственные растения»

Выставка рисунков «Мой спортивный уголок»

Подвижные игры на свежем воздухе.

 



 

Предлагаемая программа обеспечена пакетом методических разработок. Ее апробация проводилась на базе 4 «Б» класса МОУ СОШ №34 г. Махачкалы. Программа кружка предполагает вовлечение детей в проектную деятельность. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.

В процессе работы кружка был осуществлен проект: «Зеленый уголок в моем классе» Целью проекта «Зеленый уголок в моем классе» является включение детей в творческую и практическую деятельность по созданию фитодизайна в классной комнате.

Занятие «Путешествие на родину комнатных растений» проводилось в кабинете биологии, так как в нашем классе очень мало комнатных растений, которые можно использовать как наглядный материал. Некоторые дети сразу это заметили и предложили посадить комнатные цветы, чтобы в классе было красиво и уютно. Эта идея понравилась кружковцам, и мы решили создать проект «Зеленый уголок в моем классе».

На занятии было организовано обсуждение задач и ресурсов проекта. Учащимся было очень сложно представить, каким будет зеленый уголок, какие будут растения. Поэтому поставили задачу: подготовить эскизы уголка и обсудить их. Вторая задача – отобрать растения – была предложена детьми после бурного обсуждения вопроса о том, что должно расти в классе. Третья и четвертая вытекали из рассказа учителя о составе работ: подобрать почву, размножить и посадить растения. Детям были предложены критерии для оценки продукта: должны быть отобраны и посажены те комнатные растения, которые подходят для классной комнаты, они должны быть правильно посажены в горшки, должна быть правильно подобрана почва для каждого растения, растения должны быть разные. В ходе обсуждения учащиеся сами задали критерий: должно быть посажены такие растения, которых нет в классах начальной школы или встречаются редко. По этим критериям была дана устная оценка проекта.  

При составлении плана действий жестких рамок мы не задавали, но вели детей по определенному пути. Например, в связи с обсуждением задач учащиеся вышли на проблему ресурсов: возник вопрос о том, где взять растения. Учащиеся предложили купить их в магазине, но, узнав цены, пришли к выводу, что это очень дорого. Тогда предложили взять отростки дома, у родственников и знакомых.

Совместно был составлен план работы по озеленению класса:

1. Выявить, какие  растения наиболее часто встречаются  в кабинетах начальной школы.

2. Определить видовой  состав растений уголка.

3. Найти сведения  о выбранных растениях.

4. Создать эскиз  зеленого уголка.

5. Подобрать посадочный  материал и все необходимое  для посадки.

6. Оформить зеленый  уголок.

Проект осуществлялся по данному плану. Пройдя по кабинетам, вместе с ребятами мы определили, что практически в каждом классе встречаются такие растения, как фиалки, пеларгония, бальзамин, бегония декоративнолистная, плющ обыкновенный, сингониум ножколистный и др. После этого кружковцы вспоминали, опираясь на атласы комнатных растений, какие растения есть у них дома, и они могут принести отростки для уголка. Таким образом, мы определили, что в зеленом уголке будут представлены следующие растения: цикломен персидский, эписция медная пахистахис желтый, примула, глоксиния, алоказия крупнокорневая, драцена. Определившись с видовым составом, сразу же преступили к поиску сведений о данных растениях. Для этого детям была предложена различная литература (Атлас комнатных растений: 400 популярных видов.- М.: Издательство «Эксмо», 2005.).

Одним из важных пунктов проекта является выполнение детьми творческого задания – создание эскиза зеленого уголка. К этому заданию ребята подошли ответственно и предложили множество интересных вариантов оформления уголка. После обсуждения всех вариантов, мы выбрали наиболее подходящий для нашей классной комнаты. К проекту были привлечены и родители. Они помогли ребятам отделить отростки растений, укоренить их, подобрать цветочные горшки и подготовить почву, а также сделали полочку для цветов. Посадка растений происходила под нашим руководством. Завершением работы стало оформление зеленого уголка. Однако оформление было выполнено не по эскизу, хотя ему придерживались в ходе работы. Учащиеся с интересом и большой ответственностью подошли к выполнению всех заданий предусмотренных проектом. Кружковцы были довольны своей работой.

Проект «Зеленый уголок в моем классе» раскрывает широкие возможности привития младшим школьникам бережного отношения не только к комнатным растениям, но и ко всей живой природе, а также способствует формированию практических навыков по уходу за комнатными растениями.

 

2.3 Определение  результативности экспериментальной  работы

 

Для выявления эффективности работы разработанного нами кружка «Юный эколог» мы провели эксперимент с учащимися контрольной (3 «В») и экспериментальной (3 «Е») групп. Он состоял в выборе ответа на вопросы той же анкеты, которая использовалась в констатирующем эксперименте.

Нами были получены следующие результаты:

учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной группе – 5 человек;

количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 6 человек, в экспериментальной – 10 человек;

учащихся с низким уровнем в контрольной группе 8 человек, в экспериментальной – 0 человек.

Экспериментальная группа:

Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе эксперимента представим в таблице 2.

Таблица 2.

Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе исследования.

Уровень сформированности

экологической воспитанности

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

Количество учащихся, %

низкий (1 – 3)

0 / 0%

8 / 53,3%

средний (4 - 6)

9 / 60%

6 / 40%

высокий (7 - 8)

6 / 40%

1 / 6,7%


 

Сравнивая уровень сформированности экологической воспитанности младших школьников в контрольной и экспериментальной группах, мы выявили, что в экспериментальной группе уровень экологической воспитанности детей намного выше, чем в контрольной группе. Для выявления эффективности разработанных нами занятий кружка сравним результаты анкетирования на начальном и заключительном этапах эксперимента (табл. 3).

Таблица 3.

Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента.

Уровень сформированности

экологической культуры

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Количество учащихся, %

низкий (1 – 4)

11 / 66,7%

0 / 0%

средний (5 - 7)

4 / 33,3%

8 / 60%

высокий (8 - 9)

0 / 0%

7 / 40%


 

Из таблицы видно, что не было выявлено ни одного человека с низким уровнем экологической культуры, средний уровень составил 60%, а высокий 40% . После внеклассных занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных. У большинства детей изменилось отношение к окружающему миру, поведение стало осмысленным и адекватным. Таким образом, разработанные внеклассные занятия и апробированные на практике в рамках кружка «Юный эколог» значительно повлияли на процесс формирования экологической воспитанности младших школьников. Уровень сформированности одного из компонентов экологической культуры младших школьников – экологической воспитанности, стал значительно выше. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также изменились интересы. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках кружка «Юный эколог», способствует значительному повышению уровня сформированности компонента экологической культуры – экологической воспитанности школьников.

 

ГЛАВА 3. Содержание и методика исследований деятельности на формирование экологической культуры и мышления

младших школьников

 

3.1. Краткая характеристика экспериментального класса.

 

Определение уровня экологической воспитанности учащихся 4 «Б» класса школы №34 г. Махачкалы Эксперимент проводился с учащимися контрольной и экспериментальной групп отдельно, и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. За основу взята анкета Л.В. Моисеевой, которая состоит из восьми вопросов. [19]

Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа

(согласен; не согласен)

1. Нужно заботиться  о животных, потому что они  приносят пользу человеку.

согласен / не согласен

2. Если во время  прогулки в лесу я увижу  свалку мусора, меня это огорчит.

согласен / не согласен

3. Находясь в  лесу, нарви букет цветов и  подари их маме.

согласен / не согласен

4. Если увидишь  пчелу, убей ее, она может укусить.

согласен / не согласен

5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь  птиц на гнездах, вспугнешь животных.

согласен / не согласен

6. Наша страна  богата природными ресурсами, эти  запасы никогда не закончатся.

согласен / не согласен

7. Человек должен  заботиться о растениях, так как  без них невозможна жизнь на  Земле.

согласен / не согласен

8. Заводы и фабрики  могут наносить вред окружающей  среде.

согласен / не согласен

Для выявления уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента – метод ограниченного выбора, когда число выборов определено. Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:

    • высокий уровень;
    • средний уровень;
    • низкий уровень.

Оценка результатов:

7 – 8 правильных  ответов – высокий уровень;

4 – 6 правильных  ответов – средний уровень;

1– 3 правильных  ответов – низкий уровень.

Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.

Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.

Информация о работе Содержание и методика исследований деятельности формирования экологической культуры и мышления младших школьников