Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 21:56, курсовая работа
Цель работы: изучение процесса формирования экологической культуры и экологического мышления у учащихся начальных классов как составной части системы целенаправленного воздействия на человека по созданию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования экологической культуры в педагогической теории.
2. Выявить пути формирования экологической культуры личности.
3. Разработать и экспериментально апробировать систему воспитательной работы по формированию экологической культуры личности учащихся экспериментального класса.
Введение.........................................................................................3
Глава 1. Формирование Экологической культуры как психолого-педагогический процесс……………………………………………………...6
1.1.Экологическая культура и ее сущность…………………………………………………………………..…….6
1.2.Психолого-педагогическое обоснование формирование экологической культуры и мышления в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры в мышлении учащихся начальных классов…………………………………………………………………………14
2.1.Определение уровня экологической культуры младших школьников…………………………………………………………………….14
2.2.Разработка дидактического материала экологического содержания направленного на формирование экологической культуры и апробировать его в эксперименте………………………………………………………………....20
2.3.Определение результативности экспериментальной работы………………………………………………………………………….26
Глава 3. Содержание и методика исследований деятельности формирования экологической культуры и мышления младших школьников……………………………………………………………….……29
3.1.Краткая характеристика экспериментального класса. Итоги констатирующие этапы исследования…………………………………………29
3.2.Влияние учебной деятельности на формирование экологической культуры и мышление младших школьников………………………………..39
3.3. Заключение………………………………………………..................44
Тематика занятий кружка «Юный эколог» составлена с опорой на учебно-методический комплекс А.А. Плешакова «Зеленый дом». Программа кружка рассчитана для учащихся четвертых классов на полгода обучения. Занятия проводятся один раз в неделю.
Главная цель работы кружка заключается в формировании среди учащихся четвертых классов такого компонента экологической культуры как экологическая воспитанность.
При организации работы кружка нами были поставлены следующие задачи:
1. Сформировать ряд базисных природоохранительных понятий.
2. Изучать природу окрестности школы, выявлять природные объекты, нуждающиеся в охране.
3. Включать учащихся в разнообразную творческую и практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.
4. Сохранять и укреплять здоровье детей.
5. Прививать любовь и интерес учащихся к природе.
В целом содержание занятий кружка позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природы.
При построении программы кружковой работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
Познавательное направление работы кружка включило цикл мероприятий, на которых использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, рассказ учителя, путешествия, викторины, что способствует более глубокому расширению экологических знаний младших школьников. Творческое направление работы кружка предполагает выполнение детьми следующих заданий: сочинение экологических сказок, изготовление поделок, разработка «зеленого уголка» в классе, организация выставки рисунков.
Изучение растительного и животного мира родного края, влияния окружающей среды на здоровье человека связано с практическим направлением работы кружка: озеленением класса, изготовлением кормушек, подкормкой птиц, что способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе и к своему здоровью.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсии, проектов, мини-исследования, проведение опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу и обсуждению полученных результатов.
В содержании программы кружка выделяется четыре раздела: «Я и растения», при изучении которого дети знакомятся с различными комнатными растениями, правилами ухода за ними, участвуют в проектной деятельности; «Я и животные» - учащиеся знакомятся с многообразием птиц, зимующих в родном крае, изучают особенности их поведения, питания, изготавливают кормушки и подкармливают птиц; при изучении раздела «Я и окружающая среда» - кружковцы получают сведения о видах загрязнения окружающей среды, участвуют в акции, проводят исследование по определению количества мусора выбрасываемого семьей ребенка за определенный промежуток времени, изготавливают различные поделки;
На таблице 2 представлен примерный тематический план занятий кружка «Юный эколог»
Таблица 1.
Примерный тематический план занятий кружка «Юный эколог»
Познавательные мероприятия |
Ттворческие задания |
Практические мероприятия |
Исследовательские мероприятия |
Раздел «Я и животные» | |||
Беседа «Зимующие в нашем городе птицы» |
Дидактическая игра «Напиши письмо пернатому другу» |
Экскурсия «Помоги пернатым!» |
«Птичья столовая» |
Раздел «Я и растения» | |||
Путешествие на родину комнатных растений. |
Сочинение сказок «Комнатный цветок с другой планеты» |
Проект «Зеленый уголок в моем классе» | |
Раздел «Я и окружающая среда» | |||
Рассказ учителя «Виды загрязнений окружающей среды» |
Изготовление поделок из бросового материала. |
Акция «Школа без мусора» |
Мини исследование «Мусорный вопрос». |
Раздел «Я и мое здоровье» | |||
Познавательная викторина «Лекарственные растения» |
Выставка рисунков «Мой спортивный уголок» |
Подвижные игры на свежем воздухе. |
Предлагаемая программа обеспечена пакетом методических разработок. Ее апробация проводилась на базе 4 «Б» класса МОУ СОШ №34 г. Махачкалы. Программа кружка предполагает вовлечение детей в проектную деятельность. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.
В процессе работы кружка был осуществлен проект: «Зеленый уголок в моем классе» Целью проекта «Зеленый уголок в моем классе» является включение детей в творческую и практическую деятельность по созданию фитодизайна в классной комнате.
Занятие «Путешествие на родину комнатных растений» проводилось в кабинете биологии, так как в нашем классе очень мало комнатных растений, которые можно использовать как наглядный материал. Некоторые дети сразу это заметили и предложили посадить комнатные цветы, чтобы в классе было красиво и уютно. Эта идея понравилась кружковцам, и мы решили создать проект «Зеленый уголок в моем классе».
На занятии было организовано обсуждение задач и ресурсов проекта. Учащимся было очень сложно представить, каким будет зеленый уголок, какие будут растения. Поэтому поставили задачу: подготовить эскизы уголка и обсудить их. Вторая задача – отобрать растения – была предложена детьми после бурного обсуждения вопроса о том, что должно расти в классе. Третья и четвертая вытекали из рассказа учителя о составе работ: подобрать почву, размножить и посадить растения. Детям были предложены критерии для оценки продукта: должны быть отобраны и посажены те комнатные растения, которые подходят для классной комнаты, они должны быть правильно посажены в горшки, должна быть правильно подобрана почва для каждого растения, растения должны быть разные. В ходе обсуждения учащиеся сами задали критерий: должно быть посажены такие растения, которых нет в классах начальной школы или встречаются редко. По этим критериям была дана устная оценка проекта.
При составлении плана действий жестких рамок мы не задавали, но вели детей по определенному пути. Например, в связи с обсуждением задач учащиеся вышли на проблему ресурсов: возник вопрос о том, где взять растения. Учащиеся предложили купить их в магазине, но, узнав цены, пришли к выводу, что это очень дорого. Тогда предложили взять отростки дома, у родственников и знакомых.
Совместно был составлен план работы по озеленению класса:
1. Выявить, какие
растения наиболее часто
2. Определить видовой состав растений уголка.
3. Найти сведения о выбранных растениях.
4. Создать эскиз зеленого уголка.
5. Подобрать посадочный материал и все необходимое для посадки.
6. Оформить зеленый уголок.
Проект осуществлялся по данному плану. Пройдя по кабинетам, вместе с ребятами мы определили, что практически в каждом классе встречаются такие растения, как фиалки, пеларгония, бальзамин, бегония декоративнолистная, плющ обыкновенный, сингониум ножколистный и др. После этого кружковцы вспоминали, опираясь на атласы комнатных растений, какие растения есть у них дома, и они могут принести отростки для уголка. Таким образом, мы определили, что в зеленом уголке будут представлены следующие растения: цикломен персидский, эписция медная пахистахис желтый, примула, глоксиния, алоказия крупнокорневая, драцена. Определившись с видовым составом, сразу же преступили к поиску сведений о данных растениях. Для этого детям была предложена различная литература (Атлас комнатных растений: 400 популярных видов.- М.: Издательство «Эксмо», 2005.).
Одним из важных пунктов проекта является выполнение детьми творческого задания – создание эскиза зеленого уголка. К этому заданию ребята подошли ответственно и предложили множество интересных вариантов оформления уголка. После обсуждения всех вариантов, мы выбрали наиболее подходящий для нашей классной комнаты. К проекту были привлечены и родители. Они помогли ребятам отделить отростки растений, укоренить их, подобрать цветочные горшки и подготовить почву, а также сделали полочку для цветов. Посадка растений происходила под нашим руководством. Завершением работы стало оформление зеленого уголка. Однако оформление было выполнено не по эскизу, хотя ему придерживались в ходе работы. Учащиеся с интересом и большой ответственностью подошли к выполнению всех заданий предусмотренных проектом. Кружковцы были довольны своей работой.
Проект «Зеленый уголок в моем классе» раскрывает широкие возможности привития младшим школьникам бережного отношения не только к комнатным растениям, но и ко всей живой природе, а также способствует формированию практических навыков по уходу за комнатными растениями.
2.3 Определение
результативности
Для выявления эффективности работы разработанного нами кружка «Юный эколог» мы провели эксперимент с учащимися контрольной (3 «В») и экспериментальной (3 «Е») групп. Он состоял в выборе ответа на вопросы той же анкеты, которая использовалась в констатирующем эксперименте.
Нами были получены следующие результаты:
учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной группе – 5 человек;
количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 6 человек, в экспериментальной – 10 человек;
учащихся с низким уровнем в контрольной группе 8 человек, в экспериментальной – 0 человек.
Экспериментальная группа:
Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе эксперимента представим в таблице 2.
Таблица 2.
Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе исследования.
Уровень сформированности экологической воспитанности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Количество учащихся, % | ||
низкий (1 – 3) |
0 / 0% |
8 / 53,3% |
средний (4 - 6) |
9 / 60% |
6 / 40% |
высокий (7 - 8) |
6 / 40% |
1 / 6,7% |
Сравнивая уровень сформированности экологической воспитанности младших школьников в контрольной и экспериментальной группах, мы выявили, что в экспериментальной группе уровень экологической воспитанности детей намного выше, чем в контрольной группе. Для выявления эффективности разработанных нами занятий кружка сравним результаты анкетирования на начальном и заключительном этапах эксперимента (табл. 3).
Таблица 3.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Уровень сформированности экологической культуры |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
Количество учащихся, % | ||
низкий (1 – 4) |
11 / 66,7% |
0 / 0% |
средний (5 - 7) |
4 / 33,3% |
8 / 60% |
высокий (8 - 9) |
0 / 0% |
7 / 40% |
Из таблицы видно, что не было выявлено ни одного человека с низким уровнем экологической культуры, средний уровень составил 60%, а высокий 40% . После внеклассных занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных. У большинства детей изменилось отношение к окружающему миру, поведение стало осмысленным и адекватным. Таким образом, разработанные внеклассные занятия и апробированные на практике в рамках кружка «Юный эколог» значительно повлияли на процесс формирования экологической воспитанности младших школьников. Уровень сформированности одного из компонентов экологической культуры младших школьников – экологической воспитанности, стал значительно выше. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также изменились интересы. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках кружка «Юный эколог», способствует значительному повышению уровня сформированности компонента экологической культуры – экологической воспитанности школьников.
ГЛАВА 3. Содержание и методика исследований деятельности на формирование экологической культуры и мышления
младших школьников
3.1. Краткая характеристика экспериментального класса.
Определение уровня экологической воспитанности учащихся 4 «Б» класса школы №34 г. Махачкалы Эксперимент проводился с учащимися контрольной и экспериментальной групп отдельно, и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. За основу взята анкета Л.В. Моисеевой, которая состоит из восьми вопросов. [19]
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
(согласен; не согласен)
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
согласен / не согласен
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
согласен / не согласен
3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
согласен / не согласен
4. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
согласен / не согласен
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
согласен / не согласен
6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
согласен / не согласен
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
согласен / не согласен
8. Заводы и фабрики
могут наносить вред
согласен / не согласен
Для выявления уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента – метод ограниченного выбора, когда число выборов определено. Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:
Оценка результатов:
7 – 8 правильных ответов – высокий уровень;
4 – 6 правильных ответов – средний уровень;
1– 3 правильных ответов – низкий уровень.
Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.
Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.