Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 21:56, курсовая работа
Цель работы: изучение процесса формирования экологической культуры и экологического мышления у учащихся начальных классов как составной части системы целенаправленного воздействия на человека по созданию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования экологической культуры в педагогической теории.
2. Выявить пути формирования экологической культуры личности.
3. Разработать и экспериментально апробировать систему воспитательной работы по формированию экологической культуры личности учащихся экспериментального класса.
Введение.........................................................................................3
Глава 1. Формирование Экологической культуры как психолого-педагогический процесс……………………………………………………...6
1.1.Экологическая культура и ее сущность…………………………………………………………………..…….6
1.2.Психолого-педагогическое обоснование формирование экологической культуры и мышления в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры в мышлении учащихся начальных классов…………………………………………………………………………14
2.1.Определение уровня экологической культуры младших школьников…………………………………………………………………….14
2.2.Разработка дидактического материала экологического содержания направленного на формирование экологической культуры и апробировать его в эксперименте………………………………………………………………....20
2.3.Определение результативности экспериментальной работы………………………………………………………………………….26
Глава 3. Содержание и методика исследований деятельности формирования экологической культуры и мышления младших школьников……………………………………………………………….……29
3.1.Краткая характеристика экспериментального класса. Итоги констатирующие этапы исследования…………………………………………29
3.2.Влияние учебной деятельности на формирование экологической культуры и мышление младших школьников………………………………..39
3.3. Заключение………………………………………………..................44
Титульный
лист
Содержание
Введение......................
Глава 1. Формирование Экологической
культуры как психолого-педагогический
процесс……………………………………………………...
1.1.Экологическая культура и
ее сущность…………………………………………………
1.2.Психолого-педагогическое
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по формированию экологической
культуры в мышлении учащихся начальных
классов……………………………………………………………
2.1.Определение уровня
2.2.Разработка дидактического материала
экологического содержания направленного
на формирование экологической культуры
и апробировать его в эксперименте………………………………………………
2.3.Определение результативности экспериментальной
работы………………………………………………………………
Глава 3. Содержание и методика
исследований деятельности формирования
экологической культуры и мышления младших
школьников……………………………………………………
3.1.Краткая характеристика экспериментального класса. Итоги констатирующие этапы исследования…………………………………………29
3.2.Влияние учебной
3.3. Заключение………………………………………………..
Введение
Экология- наука будущего, и, возможно,
само существование человека на
планете будет зависеть от ее прогресса.
Ф.Дре
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает в себя:
- загрязнение биосферы;
- изменение физических, химических, биологических качеств нашей планеты;
- изменение экосистем и ухудшение здоровья человека.
Долгое время глобальные экологические проблемы просто замалчивались. Знали о низ только специалисты, и то не все. А сегодня мы отмечаем, что экологическая обстановка в стране, в том числе и в нашей Московской области, является кризисной. В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения. Поскольку действенность любых мер по защите природы определяется человеком, то их осуществление невозможно чисто экономическим и техническим путем - требуется изменение нравственного и этического отношения к природе.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем и других образовательных учреждениях, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности.
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей, с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить общечеловеческие ценности, ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. По определению философов, «экологическая культура – это основа общей культуры, выражающая характер и качественный уровень отношений между обществом и природой».
В современной педагогической науке под экологической культурой личности человека понимается утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу [1]. Подлинная культура, по сути своей, всегда формировала чувство красоты, истины и добра.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в стране и находится в прямой зависимости от экологического воспитания человека.
Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н.Вересов, Л.И.Грехова, Н.С.Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т.Суравегина и другие исследователи. Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен, Е.Е.Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического образования средней школы.
Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром.
Цель работы: изучение процесса формирования экологической культуры и экологического мышления у учащихся начальных классов как составной части системы целенаправленного воздействия на человека по созданию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Проанализировать современное
состояние проблемы
2. Выявить пути формирования
экологической культуры
3. Разработать и
Научная новизна работы заключается в том, что
ее результаты позволяют достичь формирования
экологического мышления школьников,
системы научных знаний, направленных
на познание процессов и результатов взаимодействия
человека, общества и природы, экологических
ценностных ориентации, норм и правил
в отношении к природе, потребности в общении
с природой и готовности к природоохранительной
деятельности, умений и навыков по изучению
и охране природы.
Глава1. Формирование экологической
культуры
как психолого-педагогический процесс.
1.1.Экологическая культура и её сущность.
Сущность экологической культуры, по мнению Б. Т. Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая - позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая - удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая - создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая - ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная - одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру.
Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество - природа».
С позиций культурологии экологическая культура представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.). Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы - средством сохранения общества и человека как вида.
Важная роль в формировании экологической культуры общества отводится социальным институтам. Так, Н. Н. Храменков выделяет четыре основных типа экологических социальных институтов, которые в зависимости от своих функций разделяются на практические, научные, педагогические и управленческие. Большое значение при этом придается средствам массовой информации (печать, радио, телевидение)
Экологическое сознание как важная составная часть мировоззрения школьников формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний. В соответствии с профилем в средних и высших образовательных учреждениях предусматривается преподавание специальных дисциплин по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию.
Учащиеся в процессе изучения различных предметов получают новые знания об экологии. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умение наслаждаться ее красотой. Общественно-полезный труд приучает школьников к природоохранительной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания.
Цель образовательной системы - в развитии экологического сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формировании у них экологической культуры; готовности к активной природоохранительной деятельности.. Школьники узнают, что такое экологическое равновесие, как растения, насекомые, птицы, животные, леса и поля, недра земли и атмосфера взаимодействуют друг с другом, создают друг для друга биологически нормальные благоприятные условия существования. Познание этих связей дает возможность создать в мировоззрении школьников представление о целостности, единстве и всеобщей взаимосвязи в природе. Оно убеждает учащихся, что нарушение этих связей меняет биологический баланс в природе, наносит ей непоправимый ущерб, ухудшает условия жизни человека.
Эффективное осуществление экологического образования и воспитания зависит от разрешения некоторых противоречий. Школьникам важно осознать, что поскольку природа является источником всех материальных благ, у людей возникает стремление взять как можно больше. Вместе с тем ее запасы не бесконечны и неразумное их расходование наносит вред и природе, и людям. Противоречие преодолевается, если деятельность человека в природе направлена одновременно на ее использование и сохранение.
Еще одно объективное противоречие. Природа является важнейшим фактором воспитания детей, их умственного, эстетического, нравственного развития. Между тем урбанизация, широкое внедрение механизации, автоматизации производственных процессов, особенно на селе, отчуждают детей от природы, подменяют духовно-эстетическое отношение к ней утилитарно-практическим.
Противоречия разрешаются в процессе целенаправленного экологического воспитания в результате приведения в движение главных механизмов формирования личности: познавательной, практической деятельности в природе, эстетического освоения природной среды.
1.2. Психолого-педагогическое обоснование формирования экологической культуры и мышления в младшем школьном возрасте.
В младшем школьном возрасте отмечается дальнейшее формирование анатомической структуры головного мозга. Мощный стимул его функциональному развитию дает обучение. Так создаются условия для постепенного перехода от предметно-образного мышления к абстрактному, словесно-логическому мышлению. И все-таки учителю нельзя забывать, что младший школьник всюду ищет опору на личный чувственный опыт, собственные впечатления, знания, близкие к жизни. Поэтому, крайне важно отбирать объекты непосредственного восприятия, чтобы переводить мысль ребенка к постижению закономерных связей вещей и явлений.
В.А. Сухомлинский рассказывал, как он использовал для оживления мысли и воображения детей общение с природой. Однажды он повел детей вечером наблюдать заход солнца, попросил ребят посмотреть на зеленые кусты, растущие по склону балки, и сказать, что они им напоминают. Одни дети видят зеленые тучки, другим кажется, что кусты похожи на морские волны, третьим - на муравейники. А одна девочка сказала, что кусты напоминают ей отару овец, остановившуюся на ночлег. Дети, особенно в начале младшего школьного возраста, еще легко отвлекаются от неинтересной для них работы, им трудно сосредоточиться на материале, лишенном непосредственной эмоциональной привлекательности. Учитывая это обстоятельство, нельзя в то же время все обучение строить на одном интересе, на переживании приятного. Устойчивость внимания, способность к регулированию и произвольной организации действий в учебной деятельности придут к учащимся тем раньше, чем быстрее они поймут и почувствуют, что учение - это труд, требующий серьезного волевого напряжения.
Младшему школьнику свойственна интенсивная двигательная активность, которая в сочетании с недостаточным еще умением управлять своим поведением нередко порождает импульсивность, несдержанность, неорганизованность. Между тем, как замечал А.С. Макаренко, можно с успехом проводить движение упорядоченное, с торможением, с уважением к соседу, к имуществу, к дверям, к окнам и т.д. Нельзя просто запретить двигаться. Надо организовать детскую активность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. В распоряжении учителя - экскурсии и лагеря с палатками и шалашами, катание на лодках и рыбная ловля, совместный труд, туризм, физкультура и спорт.