Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:21, курсовая работа
Цель работы: выявить и обосновать методику проведения социальной профилактики алкоголизма в подростковой среде.
Задачи:
- установить роль и место социальной профилактики алкоголизма для молодежи и подростков г.Бийска;
- раскрыть содержание объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на трансформацию подросткового алкоголизма в аспекте социальной работы;
- обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики подростков г.Бийска.
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации
Понятие социальной диагностики, профилактики и адаптации
Принципы социальной профилактики и её методы
Этапы профилактики в социальной работе и её методы
Вывод по первой главе
Глава 2. Состояние и профилактика алкогольной зависимости среди молодёжи и подростков г. Бийска
2.1. Потребление алкоголя подростками г.Бийска
2.2. Потребность молодых людей в профилактике алкогольной зависимости
2.3. Занятость подростков в свободное время как фактор профилактики алкогольной зависимости
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы
Проблема профилактики алкогольной зависимости учащейся молодёжи во многом зависит от форм и методов её проведения. С этой целью респондентам было предложено оценить значимость мероприятий по профилактике алкоголизма в их учебном заведении (табл. 8).
Таблица 8.
Мероприятия по профилактике алкоголизма в учебных заведениях г. Бийска (в процентах от числа ответивших). Никогда 1 раз Несколько раз Регулярно
1. Групповые занятия 54 19 20 3
2. Индивидуальные занятия 85 5 4 1
3. Наглядная агитация, плакаты, фильмы 44 18 27 6
4. Распространение брошюр, листовок 45 17 29 5
5. Встречи с бывшими алкоголиками 83 6 5 1
6. Встречи с врачами, наркологами 59 19 16 2
7. Встречи с сотрудниками милиции 75 11 9 1
8. Психологические тренинги 74 10 10 1
По оценке молодых людей, наиболее устоявшимися формами профилактики являются: распространение наглядной агитации (56%), брошюр (55%), проведение групповых занятий (46%). Слабо освоены такие технологии, как проведение индивидуальных занятий, организация встреч с бывшими наркоманами (особенно актёрами, спортсменами, эстрадными певцами и т. д.). Настораживает слабое привлечение врачей и наркологов для проведения профилактических консультаций в вузах и ПТУ. На факт отсутствия таких встреч указали 64% студентов и 70% учащихся ПТУ. Психологические тренинги чаще применяются в колледжах, на что указали 30% респондентов.
Одним их факторов, влияющих на утверждение здорового образа жизни среди молодёжи, а также на приобщение молодых людей к алкоголю, является качество проведения свободного времени.
2.3. Занятость подростков
в свободное время как фактор
профилактики алкогольной завис
Свободное время для подростков — это часть времени суток, свободная от учебных занятий и связанная с удовлетворением духовных, физических и социальных потребностей. Свободное время группируют по таким блокам: отдых; развитие умственных и физических сил и способностей; развлечения и общение.
Для определения структуры использования молодыми людьми свободного времени им было предложено ответить на 16 позиций (табл. 9).
Занятия молодых людей в свободное время были разделены на два блока:
1) отдых, развлечения и общение;
2) развитие умственных
и физических сил и
Расчёты показывают, что на отдых, развлечения и общение молодые люди тратят 66,3% свободного времени, а на развитие умственных и физических сил и способностей — соответственно 33,7%.
Таблица 9.
Распределение ответов на вопрос
«Чем Вы обычно заняты в свободное время?»
(суммарный показатель) Всего Юноши
Ничем, бездельничаю 0,95 0,92 0,98
Гуляю, общаюсь с друзьями 2,07 2,07 2,07
Читаю журналы 1,40 1,23 1,55
Читаю книги 1,43 1,26 1,57
Смотрю телевизор 1,87 1,85 1,89
Играю в компьютерные игры 1,20 1,57 0,88
Посещаю сеть Интернет 0,82 1,06 0,62
Занимаюсь спортом 1,47 1,73 1,26
Делаю уроки, учусь 1,79 1,65 1,91
Хожу в кино 0,96 0,90 1,00
Хожу в театр 0,66 0,53 0,77
Посещаю выставки, галереи 0,64 0,56 0,70
Занимаюсь музыкой 0,62 0,57 0,65
Трачу время на своё увлечение, хобби 1,43 1,44 1,41
Посещаю с друзьями кафе, ресторан 1,28 1,23 1,33
Посещаю клубы, дискотеки 1,3 1,23 1,35
Данные таблицы свидетельствуют, что основными занятиями в свободное время для ульяновской молодёжи являются «гуляние», общение с друзьями, просмотр телевизора, учёба и увлечения, хобби. Менее распространены такие формы проведения досуга, как занятия спортом, чтение журналов, книг. Молодёжь крайне слабо использует такие формы активного отдыха как посещение кинотеатров, театров, выставок, занятие музыкой. В определённой степени это связано с материальным положением родителей.
Такую структуру свободного времени нельзя назвать благоприятной для формирования здорового образа жизни. Значительный объём «пустого времяпровождения» в структуре свободного времени создаёт условия для приобщения молодых людей к наркотикам и алкоголю.
Наблюдается различие в использовании свободного времени между молодыми бийчанами мужского и женского пола (рис. 3). Девушки больше времени уделяют чтению книг, журналов, посещению кино, театров, выставок. Настораживает их увлечённость ресторанами, клубами и дискотеками.
Рис. 3. Структура распределения свободного времени среди молодых бийчан мужского и женского пола (суммарные показатели)
Показательным является также распределение свободного времени между молодыми бийчанами, которые употребляли и не употребляли алкоголь. Из рисунка хорошо видно, что молодые бийчани, которые пробовали алкоголь, заметно чаще, чем те, кто не пробовал алкоголь, проводят свободное время в прогулках и общении с друзьями, а также чаще посещают с друзьями кафе, рестораны, клубы и дискотеки. Кроме того, употреблявшие алкоголь молодые люди чаще просто бездельничают, занимаются музыкой и посещают сеть Интернет.
Молодые бийчане, которые не пробовали алкоголь, заметно больше свободного времени уделяют учёбе и урокам, а также спорту, увлечениям и хобби, просмотру телевизора, чтению книг и журналов, посещению театра, выставок, галерей и кинотеатров.
Многочисленные исследования проблемы алкоголизма подтвердили высокую значимость фактора религиозности в противодействии употреблению алкоголя и других аддиктивных веществ.
Результаты опроса фиксируют достаточно высокий процент (62,7%) молодых людей, склонных себя считать верующими. Причём девушки более религиозны, чем юноши (табл. 10).
Таблица 10.
Отношение юношей и девушек к религии (в процентах от числа ответивших)Считаете ли Вы себя верующим человеком? Да Скорее да, чем нет Затрудняюсь ответить Скорее нет, чем да Нет
Юноши 29 25 20 8 18
Девушки 33 37 17 6 7
Вывод по второй главе
Таким образом, можно утверждать, что молодёжь разного пола руководствуется при реализации аддиктивного поведения в отношении алкоголя различными паттернами употребления. В целом девушкам более свойственно останавливаться на этапе проб или эпизодическом потреблении, а юношам более свойственно регулярное потребление аддиктивных веществ.
Мы также можем отметить существенную разницу в частоте и количестве потребляемого алкоголя между молодыми людьми, обучающимися в различных типах учебных заведений (табл. 3). Из табл. 3 хорошо видно, что чем старше респонденты, тем больший их процент, с большей частотой и регулярностью употребляет спиртные напитки. Так, в вузах вдвое больше регулярных потребителей спиртного (12%), чем в школах (6,6%). Причём колледжи отличаются более благоприятным распределением по частоте потребления спиртного — в них наименьший процент регулярных потребителей алкоголя.
По оценке молодых людей, наиболее устоявшимися формами профилактики являются: распространение наглядной агитации (56%), брошюр (55%), проведение групповых занятий (46%). Слабо освоены такие технологии, как проведение индивидуальных занятий, организация встреч с бывшими наркоманами (особенно актёрами, спортсменами, эстрадными певцами и т. д.). Настораживает слабое привлечение врачей и наркологов для проведения профилактических консультаций в вузах и ПТУ. На факт отсутствия таких встреч указали 64% студентов и 70% учащихся ПТУ. Психологические тренинги чаще применяются в колледжах, на что указали 30% респондентов.
Молодые бийчане, которые не пробовали алкоголь, заметно больше свободного времени уделяют учёбе и урокам, а также спорту, увлечениям и хобби, просмотру телевизора, чтению книг и журналов, посещению театра, выставок, галерей и кинотеатров.
Заключение
В настоящее время в г. Бийске уже накоплен значительный объём знаний о том, что надо делать для предупреждения и профилактики подросткового алкоголизма. Сегодня речь идёт о массовом внедрении разработанных технологий. Учитывая, что на уровне общества основное внимание сосредоточено на борьбе с незаконным оборотом алкоголя, очень важно сосредоточить ресурсы области, города, предприятия, ВУЗа, школы на конкретных видах профилактики. В регионе имеются все необходимые условия для создания и внедрения социальных технологий профилактики алкоголизма среди молодёжи и подростков.
В сравнении с предыдущими годами больший процент ульяновской молодёжи стал употреблять алкоголь. Среди юношей меньшее количество, чем среди девушек употребляет алкоголь, но более регулярно.
Молодёжь и подростки разного пола руководствуется при реализации аддиктивного поведения в отношении алкоголя различными паттернами употребления. В целом девушкам более свойственно останавливаться на этапе проб или эпизодическом потреблении, а юношам более свойственно регулярное потребление алкоголя. Выявлена общая закономерность — чем старше респонденты, тем больший их процент, с большей частотой и регулярностью употребляет спиртные напитки.
В последние годы значительно уменьшилось среднее количество потребляемого пива и крепких напитков и увеличилось количество потребляемого сухого вина и шампанского. Обращает на себя внимание довольно высокое количество потребляемых молодёжью слабоалкогольных коктейлей. Девушки потребляют больше вина и слабоалкогольных коктейлей, а юноши — больше пива и крепких спиртных напитков (коньяк, водка).
За последние годы структура алкогольной мотивации не претерпела никаких изменений. Уменьшилась степень выраженности алкогольной мотивации. Наиболее выражены среди ульяновской молодёжи традиционные и субмиссивные мотивы (мотивы, обусловленные питейными обычаями и подчинением групповому давлению) и психологические мотивы — гедонистические (стремление к удовольствию) и гиперактивации поведения (повышение активности и самочувствия).
За последние годы мы можем наблюдать возрастание субъективной оценки остроты проблемы алкоголизма и алкоголизма, причём проблема алкоголизма оценивается как более серьёзная, чем проблема алкоголизма, несмотря на его несоизмеримо большие масштабы распространения.
Полученные данные об отношении учащейся молодёжи к профилактике алкоголизма позволяют сделать ряд выводов и рекомендаций.
1.
Подростки, осознавая опасность
алкоголизма для здоровья
2. Молодые люди испытывают потребность в профессиональных консультациях о причинах и социальных последствиях потребления алкоголя. В этой связи необходимо изучить вопрос о введении при УВД Ульяновской области, наркологических центрах штатной единицы по связи с общественностью за счёт местного бюджета.
3. На заседании Бийской городской Думы и Законодательного собрания Ульяновской области необходимо рассмотреть вопрос о восстановлении деятельности Координационного совета по вопросам профилактики и предупреждению распространения наркотизма, алкоголизма, токсикомании и СПИДа среди населения города.
4.
При Координационном совете
Список использованной литературы
1. Антология социальной работы. - М.: Сварогъ-НВФ, 2004. – с. 111.
2. Белогуров С.Б. Популярно об алкоголе и алкоголиках. – С-Пб, 2005. – с. 56-58.
3. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология раннего алкоголизма. - Самара, 2005. – с. 68.
4. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М, 2004. – с. 113.
5. Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Социология молодежи. – С-Пб, 2005. – 311с.
6. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М, 2004. – с. 86.
7. Деватко И. Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. - М, 2004. – с. 97.
8. Дерюгин В.И. Специальные
методы социально-профилактичес
9. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. – М, 2004. – с. 56.
7. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- С-Пб.: Питер Ком, 2005. – с. 97.
8. Методика социально-психологической диагностики и группы// под ред. проф. Преображенского И.Д. - М, 2005. – с. 122-125.
9. Муздыбаев К. И. Психология ответственности. - М, 2003. – с. 64.
10. Молодежь и становление новой России/ Б.А. Ручкин// - М.: СОЦИС, 2004. - №5.
11. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества/Б.А. Ручкин, В.Л.Родионов, А.В. Пыжиков// - М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. - №1.
12. Основы социальной работы. Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2004 – с. 143.
13. Подросток на перекрестке эпох. Под ред. Кривцовой С.В..- М.: Генезис, 2004. – с. 46.
14. Попов В.Т., Холостова
Е.И. Социальная политика и
15. Проблема занятости выпускников учебных заведений/ В.С. Шувалов, О.В. Шиняева // - М.: СОЦИС, 2005. - №1.
16. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под редакцией Ф.А. Мустаевой. - М.: Академический проект, 2005. – с. 67.
17. Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. - М, 2003. – с. 87.
18. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации// под ред. Перишова Д.А. - М, 2005. – с. 145.