Сотрудничество семьи и ДОУ по вопросам воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время идет перестройка дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей………………………………………………………………………………………..….5
1.1 Сущность и компоненты сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей……………………………………………………………………………………………5
1.2 Формы и виды сотрудничества семьи и педагогов ДОУ……………………………….9
1.3 Этапы становления родителей как активных помощников и единомышленников воспитателей……………………………………………………………………………….…14
1.4 Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей…………………………………………………………………………………………..16
1.5Установление контакта с семьей…………………………………………………………………………………………18
Глава 2. Экспериментальное изучение сотрудничества ДОУ с семьей в воспитании детей.22
Заключение……………………………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………………………25
Приложения…………………………………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая!!.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального 

образования

«Марийский  государственный университет»

 

 

 

Курсовая  работа.

 

«Сотрудничество семьи и ДОУ по вопросам воспитания детей»

 

 

 

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель  кафедры дошкольной и специальной  педагогики Калиничева Л.А.

Подготовила:

Студентка Факультета педагогики и психологии   3-его  курса очного отделения Волкова  Оксана Николаевна

 

 

Йошкар-Ола 2011

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного  учреждения в воспитании детей………………………………………………………………………………………..….5

1.1 Сущность и компоненты сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей……………………………………………………………………………………………5

1.2 Формы и виды сотрудничества семьи и педагогов ДОУ……………………………….9

1.3 Этапы становления родителей  как активных помощников и  единомышленников воспитателей……………………………………………………………………………….…14

1.4 Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей…………………………………………………………………………………………..16

1.5Установление контакта с семьей…………………………………………………………………………………………18

Глава 2. Экспериментальное  изучение сотрудничества ДОУ с семьей в воспитании детей.22

Заключение……………………………………………………………………………………23

Литература……………………………………………………………………………………25

Приложения…………………………………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Полноценное воспитание дошкольника  происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Поэтому исследование этого вопроса сегодня очень актуально. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

В настоящее  время идет перестройка дошкольного  воспитания, и в центре этой перестройки  стоят гуманизация и деидеологизация  педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.[14]

Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием  важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые  специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как  понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.[4]

 

Целью курсовой работы является изучение форм и видов сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей на современном этапе развития общества.

Объектом  исследования выступает воспитание детей.

Предмет исследования – сотрудничество семьи и дошкольного учреждения.

Задачи:

- провести теоретический  анализ литературных источников  по теме исследования;

- изучить современные  формы сотрудничества семьи и  дошкольного учреждения в воспитании  детей на примере конкретного  детского сада.

- подвести итог  исследования по изучению сотрудничества  семьи и дошкольного учреждения  в воспитании детей;

Гипотеза: мы предполагаем, что тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения способствует воспитанию разносторонне развитых, физически и психически здоровых детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей

 

1.1 Сущность  и компоненты сотрудничества  семьи и дошкольного учреждения  в воспитании детей

Развитие человека, как процесс, детерминировано внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида; социальными ситуациями, представляющими собой "Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий" (Божович Л.И.); мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении. "Человеческое развитие, — утверждает Б.Г. Ананьев, обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания; собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития.[7]

В документах ООН (Конвенция «О правах ребенка»; Всемирная  декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей».) семья  рассматривается как основная ячейка общества, которая выполняет важные социально-экономические функции, обеспечивает естественную среду для материальной, финансовой и эмоциональной поддержки, необходимой для роста и развития его членов, особенно детей, а также для заботы о престарелых, инвалидах и немощных. Семья остается наиважнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей.[11]

На протяжении всех периодов развития общества функцию  воспитания постоянно осуществляла семья. Воспитательная роль семьи основывалась и основывается на инстинктивных стремлениях и действиях человека. Естественность тесной семейной жизни, удовлетворение потребностей, общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценные возможности в воспитании подрастающего поколения. Именно в семье се богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передавалось от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью живого примера старших, уважения предков и их обычаев.[11]

Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и учреждения образования, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Эта зависимость  давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга.[9]

Важный фактор становления личности - осознание  себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.[4]

Если семья  так сильно влияет на процессы и  результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять  первостепенное значение общество и  государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи — мощное государство. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет человеку общество.[9]

Большинство семей  сознает свою ответственность перед  обществом за воспитание детей. Но еще  не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.[3]

За тысячелетнюю историю человечества сложились  две ветви воспитания подрастающего  поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Издавна ведется  спор, что важнее в становлении  личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А.Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. А вот социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.

Между тем современная  наука располагает многочисленными  данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.[4]

Типичным для  современной семьи является стремление сочетать семейное воспитание с общественным, правильное понимание воспитательных функций общественных учреждений. Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку гораздо легче овладевать установленными нормами, правилами.[3]

В толковом словаре  Ожегова слово сотрудничать означает принимать участие в общем  деле, работать вместе.

Сотрудничество  дошкольного учреждения и семьи  предполагает наличие у родителей  ответственности, а у воспитателей – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.[12]

В программе  воспитания и обучения в детском  саду подчеркивается, что перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди  родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.

Совместная  работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию  и методику этой работы:

1.  Единство  в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими.

2.  Взаимное  доверие во взаимоотношениях  между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов  ребенка и своих обязанностей  как воспитателей; укрепление авторитета  педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

3.  Взаимопомощь  в совместной работе по воспитанию  дошкольников. Детский сад повседневно  и разнообразными путями помогает  родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других детей.

Информация о работе Сотрудничество семьи и ДОУ по вопросам воспитания детей