Сотрудничество семьи и ДОУ по вопросам воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время идет перестройка дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей………………………………………………………………………………………..….5
1.1 Сущность и компоненты сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей……………………………………………………………………………………………5
1.2 Формы и виды сотрудничества семьи и педагогов ДОУ……………………………….9
1.3 Этапы становления родителей как активных помощников и единомышленников воспитателей……………………………………………………………………………….…14
1.4 Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей…………………………………………………………………………………………..16
1.5Установление контакта с семьей…………………………………………………………………………………………18
Глава 2. Экспериментальное изучение сотрудничества ДОУ с семьей в воспитании детей.22
Заключение……………………………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………………………25
Приложения…………………………………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая!!.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Анкетирование проводится как индивидуальное, так  и групповое. Целью анкетирования  является выяснение вопросов касающихся воспитания в семье и здоровья детей . С помощью анкеты воспитатель может узнать мнение родителей по интересующим его вопросам. В результате анкетирования может выявиться какая-либо проблема, присутствующая в семье. В таких случаях воспитатель помогает разобраться и найти выход из сложившейся ситуации.

В детском саду, как уже говорилось, проводятся праздники, в которых участвуют и родители, и дети, и педагоги. Праздники организовываются в пределах группы. Из беседы с воспитателями мы выяснили. В совместной деятельности устанавливаются дружественные отношения, создается атмосфера творчества, родители лучше узнают своих детей, а воспитатели – родителей. Также родители получают возможность интересно проводить время вместе со своими детьми. С интересом и даже с удовольствием родители участвуют в оформлении газет приуроченных, к какому-либо празднику или на какую-то тему, в организации выставок, конкурсов рисунка.

В данном дошкольном учреждении действует родительский комитет. От каждой группы в него входит 2 родителя, которые и являются ее представителями. Родительский комитет  помогает детскому саду в оформлении помещений, в приобретении необходимых пособий для обучения и воспитания детей, в организации ремонта учреждения, участвует в проведении родительских собраний.

Родители в  любое время могут обратиться с интересующими их вопросами  к воспитателю, заведующему, психологу  или мед. работнику. Вопросы можно задавать лично либо оставлять в ящике для вопросов в письменном виде.[из беседы с родителями]

Важным направлением в работе с родителями является изучение педагогическим коллективом семьи. Для этого проводятся:

Целенаправленное наблюдение ситуации общения детей с семьей, беседы с членами семьи, анкетирование родителей, изучение результатов детской деятельности, изучение ценностных ориентаций родителей в воспитании ребенка с помощью вопросов анкет, изучение представлений взрослых о себе как о родителях. Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи.

Поэтому психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением имеет целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя группы «Почемучки» с семьей диктуется прежде всего психофизиологическими особенностями детей этого возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей включаются вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада. Причем советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о ком-то конкретно. Методич. рекомендации « Памятка родителям по вопросам музыкального воспитания в семье», советы « Как научить ребенка аккуратности», консультация «Утренняя гимнастика дома» и др.

Таким образом, мы можем отметить, что родители являются главными воспитателями своих  детей, поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе воспитания и обучения детей. Только в условиях партнерских отношений между  воспитателями и родителями возможны положительные результаты в воспитании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное изучение сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей.

Анализируя  результаты анкеты для педагогов  на важность сотрудничества родителей  и ДОУ в воспитании детей оказалось, что 80% педагогов хотят привлечь родителей к проблемам воспитания в д/с и столько же процентов нуждаются в материально-хозяйственной помощи. По ответам педагогов ясно, что основные виды взаимодействия это консультации, беседы и собрания(90%). Педагоги ждут от родителей готовность и желание помочь в чем-либо(90%). Воспитатели считают, что родители у них могут научиться приемам воспитания(70%) и знанию психологии возрастных особенностей(60%), а персонал в свою очередь может научиться у родителей индивидуальному подходу к ребенку(80%) и интересному семейному опыту(50%). Чтобы родители понимали жизнь д/с и участвовали в ней необходимо проводить собрания, праздники(80%), регулярное общение с педагогом(70%), посещение родителями д/с(60%), и чтобы каждый родитель 1 день поработал в д/с(20%).

По результатам  опроса родителей выяснилось, что  их полностью удовлетворяет уровень  работы педагогов-100%, 100% родителей уверены  в хорошем отношении воспитателя  к детям группы, 100% родителей привлекает компетентность педагогов и умение дать нужный совет, при необходимости 70% родителей получают полную информацию о жизни их ребенка в группе, благодаря помощи педагогов 60% родителей удалось преодолеть многие трудности в воспитании своего ребенка, 70% посещая собрания стали лучше разбираться в особенностях детей дошкольного возраста и 100% родителей считают, что сотрудничество ДОУ и родителей необходимо в воспитании ребенка.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема сотрудничества воспитателей и родителей в настоящее  время является актуальной для многих ученых. Разрабатываются различные программы и новые способы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, возрастает число научных и научно-методических работ, посвященных этой важной проблеме.

Решение задач  сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, заведующей и старшего педагога.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются  при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении  в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

В настоящее  время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с  семьей, дифференцированный подход к  семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и  влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Родители проявляют  активность и высокую гражданскую  ответственность, если отношения с  педагогами строятся на открытости, доверии, сотрудничестве, взаимодействии.

Привлечение родителей  к участию в образовательном  процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет  возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его  развитие, поведение и общаться с  ним.

Согласованное скоординированное взаимодействие воспитателей, специалистов, администрации — залог эффективного взаимодействия с семьей, обеспечения системы работы, сбалансированности деятельности по педагогическому просвещению родителей, защите прав и законных интересов ребенка.

Семья оказывает  на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может  сравниться в этом с родителями. Ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.

В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать  установлению положительных отношений  с воспитателями.

Современный детский  сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Таким образом, исходя из выше изложенного мы можем  сказать что наша гипотеза подтвердилась. Тесное сотрудничество семьи и дошкольного  учреждения действительно способствует воспитания разносторонне развитых, физически и психически здоровых детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.

2.Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образвания/ Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2007.

3.Детский сад и семья / Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В.Загик и др.; Под ред. Т.М.Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

4.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. Пед. учеб. заведений. – 4-е изд.: - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5.Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. С. Лобанок. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.

6.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 2-е изд., испр-е и доп. – М.:Азь,1994.

7.Панько Е.  А. Психология личности и деятельности  педагога дошкольного образования:  Моногр. – Мн.: БГПУ, 2005. _ 231 с.

8.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.6 Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

9.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов. пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.

10.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов. пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г – Кн.2: Процесс воспитания – 256с.

11.       Чечет В.В., Коростелева Т.М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. Минск «Университетское» 2000г.

12.Обруч, №1, 2008// Современный ребенок: семья плюс детский сад.

15.Пралеска, №2, 2008// Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. Материалы «круглого стола», состоявшегося 21 декабря 2007г. (В.А. Шишкина: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей как первостепенная задача педагогов и родителей.).

16.Ребенок в детском саду, №2, 2005// Мир общения ребенка Л.А. Пенькова, Т.И. Самофалова, Г.М. Каратаева.

Приложение 1

 

План взаимодействия с родителями на 2010-2011 уч. год в группе «Васильки» 4-5 год жизни

Месяц

Форма, тема.

Ответственные

Сентябрь

1. Консультация  «ОКИ - наши злейшие враги».

2. Консультация « Режим дня - основа здоровья детей»

3. Консультация  « Предупреждение детского бытового  травматизма»

4. Групповое  родительское собрание

«Ознакомление родителей с планом совместной работы по муз. воспитанию на новый уч. год».

5. Экспрессинформация  «Информация о проведении диагностики»

Ст. м/с.

Воспитатели

Муз. Рук.

Физрук.

Октябрь

1.Групповое  родительское собрание «Задачи  воспитания и обучения»

2. Консультация  « Причины возникновения ОРЗ»

3. Консультация  « Все начинается с зубной  щетки».

4. Консультация  « Индивидуальный подход к ребенку»

5. Рекомендации  « Домашнее задание»

Воспитатели

Ст. м/с.

Физрук.

 

Ноябрь

1.Консультация  « Нетрадиционные методы борьбы  с простудными заболеваниями»

2. Консультация  « Как не надо кормить ребенка?»

3.Консультация  « Почему ребенок болеет?»

4.Консультация  « Влияние музыки на психику  ребенка».

5.День здоровья  «Мама, папа, я - спортивная семья».

6. Консультация  « Телевидение и ребенок»

7.Советы « Взял я в руки карандаш!».

8. Развлечение « День здоровья совместно с родителями».

Ст. м/с.

Диетсестра

Муз. рук

Воспитатели

Физрук.

Декабрь

1.Памятка по  профилактике нарушения осанки, плоскостопия.

2.Памятка «Профилактика  детского травматизма»

3. Памятка «Игры  которые лечат»

4.Педагогическое  сотрудничество «Как привлечь  родителей к изготовлению костюмов, участию в новогоднем представлении»

5.Оформление  газеты посвященной новогоднему  празднику.

6.Анкетирование  « Патриотическое воспитание  детей»

Ст. м/с

Муз. Рук.

Воспитатели

Физрук.

Январь

1.Выставка литературы  по теме «Игра»

2.Консультации на тему игры и игрушек.

3.Консультация  « Детские инфекции и их  профилактика»

4.Методич. рекомендации  « Памятка родителям по вопросам музыкального воспитания в семье»

5.Советы «  Как научить ребенка аккуратности».

6.Консультация  «Утренняя гимнастика дома».

Воспитатели

Врач

Физрук.

Февраль

1.Оформление  семейных газет посвященных дню  защитника Отечества»

2.Анкетирование  «Хорошие ли вы родители?»

3.Муз. спорт.  Праздник «Праздник воинов отважных»

4.Консультация  « Питание и здоровье»

5.Совместный  праздник посвященный Дню защитника Отечества.

Воспитатели

Муз. Рук.

Диетсестра

Физрук.

Март

1.Консультация  « Роль витаминов в правильном  развитии ребенка»

2.Консультация  «Все дети от природы музыкальны».

3.Оформление  газет «Мы мамины помощники».

4.Консультация  «Воспитание в неполной семье»

5.Консультация  «Как нужно выбрать нужный  вид спорта?»

6.Совместный  праздник «Мамин день» посвященный  8 марта.

Ст. м/с.

Муз.рук.

Физрук.

Воспитатели

Апрель

1. Анкетирование  « наказывать или нет?» 

2. День здоровья  « веселые старты»

3. Консультация  « воспитание у дошкольников  потребности в здоровом образе  жизни» 

4. Рекомендации  «дыхательные упражнения дома».

Воспитатели

Муз. Рук.

Врач 

Физрук.

Май

1. Итоговое групповое  собрание « Вот и стали мы  на год взрослее».

2. Досуг для  детей и родителей «Семь «я» в одном доме».

3. Совместное  развлечение посвященное дню  семьи.

4. Информация  «О проведении диагностики».

Заведующая 

Воспитатели

Муз. Рук.

Физрук.

Физрук.



 



Информация о работе Сотрудничество семьи и ДОУ по вопросам воспитания детей