Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа
Особенности социализации детей в современном обществе ориентированы на теоретическую и практическую подготовку детей, которая должна стать основой их будущей социально-педагогической деятельности. Акцент в изложении курса делается на осмыслении теоретических основ процесса социализации молодежи, вооружении будущих социальных работников знаниями, необходимыми для эффективной организации процесса социализации.
Задачей является формирование у школьников социальных установок относительно их будущей деятельности, вооружение студентов знаниями сущности и специфики процесса социализации, создание у них установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессиональными умениями педагогической поддержки процесса социализации.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социализация личности и ее этапы ………………………………………….6
2. Формирование знаний ребенка о самом себе и обществе………………….23
3. Роль семьи, как социального института, в младшем школьном возрасте..27
4. Роль школы, как важнейшего института социализации, в младшем школьном возрасте………………………………………………………………40
5. Социальное воспитание в процессе становления личности………………..44
6. Выводы………………………………………………………………………...48
7. Заключение…………………………………………………………………….50
8. Список используемой литературы…………………………………………...51
Если учитывать все расходы,
то государство в развитых
странах тратит на образование
В традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения – школы, лицеи, гимназии, университеты.
Иногда полагают, что значение
социализации именно этим и
ограничивается: обучение детей,
подготовка ко взрослой жизни,
усвоение элементарных правил
общественной жизни. На самом
деле таково лишь узкое
значение термина. Социологи
Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.
Почему социологи не
Каждая социальная роль
Поскольку на протяжении жизни
нам приходится осваивать не
одну, а множество социальных
ролей, продвигаясь по
До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.
Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы раскрывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошёл человеческий род за 2 млн. лет своей биологической эволюции.
Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.
Социализация – такой процесс,
который не поддается
К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации.
Разумеется, возможно раннее взросление,
особенно если жизнь была
Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут на некоторое время уединения и самоизоляции, чтобы предаться углубленным размышлениям и созерцанию. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны духовно и социально не погибнуть. А бывает, преодолевая трудности, они даже развивают свою личность, познают в себе новые грани.
Начальная, или ранняя (дети), и продолженная, или поздняя (взрослые), социализация – качественно разные этапы, но одного и того же процесса. Первый этап – самый важный и самый трудный. Поэтому дети, изолированные от себе подобных, погибают, а взрослые нет. Возможны ускоренные обучение и взросление, но невозможна ускоренная социализация.
Существует еще одно
определение понятия «
Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.
Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие – свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление – это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
Факторы, влияющие на социализацию человека.
Факторы среды – это всё то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллектив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в которые входит ребенок , средства массовой информации, книги и др.
И.Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: микросреда – это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает); мезосистема – складывающиеся взаимоотношения между различными жизненными областями, определяющими и существенно влияющими на действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые входят члены семьи4 среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); экзосистема – общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д.(они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема – это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе (она выступает нормативным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнедеятельности).
Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: макрофакторы – космос, планета, мир; мезофакторы – этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы – институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.
Институты социализации.
Институты социализации- - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Институтами социализации являются семья и школа.
Функции институтов:
- обучают ребенка культурным нормам и образцам поведения;
- контролируют то, насколько прочно, глубоко и правильно усвоены социальные нормы и роли.
2. Формирование знаний ребенка о самом себе и обществе.
Современное общество проявляет сегодня повышенное внимание к индивидуальным возможностям и творческим способностям человека. Особую актуальность приобретает вопрос о том, при каких условиях ребенок становится яркой неповторимой личностью.
В отечественной психологии процесс социализации ребенка рассматривается, с одной стороны, как усвоение личностью социального опыта и системы общественных связей путем вхождения в социальную среду, с другой стороны — как процесс активного воспроизводства индивидом разнообразных социальных связей. Ученые выделяют два основных пути социализации: первый — познание окружающей действительности, в результате которого происходит формирование мировоззрения, и усвоение определенных социальных ролей (мальчик, ученик и т. д.); второй — познание себя, т. е. самостоятельный процесс осознания себя в деятельности, в системе межличностных отношений.
По мнению большинства современных психологов и педагогов, приобщение человека к социальному миру и построение отношений с другими людьми начинаются с формирования первоначальных представлений о себе. Знания о себе определяют собственное поведение, от их характера зависит социальная активность личности, способы взаимодействия с окружающим миром, степень удовлетворения потребности в самоактуализации. Сегодня педагогов интересует определение условий и средств оптимизации развития образа “Я” ребенка.
Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, каждый этап психического развития ребенка характеризуется особой формой отношений детей с обществом, ведущей деятельностью и основными психическими новообразованиями. Исследования Д. И. Фельдштейна показали, что результатом социального развития ребенка является формирование у него двух типов позиции “Я” по отношению к обществу: “Я в обществе” и “Я и общество”. Первый тип отражает стремление ребенка понять свое “Я” и связан с предметно-практической стороной деятельности, в процессе которой происходит социализация личности и утверждение позиции “Я” среди других. Второй тип касается осознания себя субъектом общественных отношений и связан с усвоением их норм, в процессе чего происходит индивидуализация ребенка и противопоставление своего “Я” другим.
Исследования, проведенные К. Благой, М. Шебеком, Д. Б. Элькониным и Д. И. Фельдштейном, показали, что общение ребенка с другими людьми (родителями, сверстниками, учителем и т. п.) играет ведущую роль в формировании у него знаний о самом себе.
К 6 годам у ребенка появляется потребность в приобщении себя к социуму, а вместе с ней ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения, деятельность. Это реализуется в социальной позиции — положении школьника. Ребенок осваивает новые для него общественные отношения, у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.
При поступлении детей
в школу значительно
Развитие роли ученика происходит при вступлении ребенка в разные группы: класс, кружок, клуб, секцию и т. п. Ощущение своей принадлежности к группе, участие в совместной деятельности, чувства, которые переживает в коллективе ребенок, обеспечивают расширение знаний о себе и возникновение новой оси структурного “Я” (“членство в определенной группе”).
В младшем школьном возрасте социальное взаимодействие обеспечивает обогащение как структуры, так и содержания знаний ребенка о себе. Общение со значимым взрослым (учителем) по-прежнему играет ведущую роль в самопознании ученика. Авторитет педагога у школьников в этот возрастной период велик; педагог является той личностью, на которую ориентируются дети, определяя свое отношение к другим, к учебе, к себе. Взаимодействие с ровесниками впервые оказывает значительное влияние на формирование знаний младшего школьника о себе. В то время как взрослый, особенно учитель, является недосягаемым идеалом, сверстник выступает как равный, с ним можно конкурировать. Благодаря общению с одноклассниками ученик овладевает новой социальной ролью — “Я товарищ”, при этом ребенок формирует свои требования к друзьям.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, дети учатся сознательно управлять своим поведением без контроля взрослого. Умение осознанно регулировать поведение стимулирует ребенка к самоанализу и размышлению о своем внутреннем состоянии. Содержание осей образа “Я”, появившихся в предыдущие возрастные периоды, уточняется и обогащается, благодаря этому возможности самопознания младшего школьника значительно расширяются. Если в дошкольном возрасте у ребенка складываются единичные образы самого себя и своего поведения, зависящие от конкретной ситуации, то при помощи самоанализа ученик способен оценивать особенности и результативность своей деятельности, собственные личностные черты и поведенческие характеристики: единичные представления о себе преобразуются в первичный обобщенный образ “Я”.
Содержание первичного обобщенного образа “Я” и способность к самоанализу, возникшие в младшем школьном возрасте, обеспечивают подростку новое открытие себя и оказывают непосредственное влияние на адекватность его самооценки в будущем.
Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я».
3. Роль семьи в младшем школьном возрасте.
Первой ступенью социализации
для ребенка является его семья.
Именно она выступает как главный
компонент окружающей среды, в которой он живет как в коконе
первую четверть жизни, и которую пытается
строить всю оставшуюся жизнь.
Говоря научным языком, семья для ребенка
– первичная социальная микросреда. От
того, как строится в ней общение с ребенком,
какое внимание уделяется его физическому
и умственному развитию зависят и процессы
развития его психики. Другими словами,
процесс психического развития ребенка
зависит от выполнения родителями своих
главных функциональных обязанностей:
воспитательной и коммуникативной.
Информация о работе Социализация детей младшего школьного возраста