Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:44, курсовая работа
Особенности социализации детей в современном обществе ориентированы на теоретическую и практическую подготовку детей, которая должна стать основой их будущей социально-педагогической деятельности. Акцент в изложении курса делается на осмыслении теоретических основ процесса социализации молодежи, вооружении будущих социальных работников знаниями, необходимыми для эффективной организации процесса социализации.
Задачей является формирование у школьников социальных установок относительно их будущей деятельности, вооружение студентов знаниями сущности и специфики процесса социализации, создание у них установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессиональными умениями педагогической поддержки процесса социализации.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социализация личности и ее этапы ………………………………………….6
2. Формирование знаний ребенка о самом себе и обществе………………….23
3. Роль семьи, как социального института, в младшем школьном возрасте..27
4. Роль школы, как важнейшего института социализации, в младшем школьном возрасте………………………………………………………………40
5. Социальное воспитание в процессе становления личности………………..44
6. Выводы………………………………………………………………………...48
7. Заключение…………………………………………………………………….50
8. Список используемой литературы…………………………………………...51
К позитивным ролям следует отнести прежде всего роль члена семьи. В семье ребенок усваивает несколько таких ролей: сына или дочери, брата или сестры, племянника, внука, а так же знакомится с ролями отца и матери, бабушки и дедушки и др. Следующая важная роль, которую осваивает ребенок в процессе своего развития, - это член коллектива. В детском саду и школе, в спортивной секции и детских общественных организациях, в общении со сверстниками ребенок усваивает роли члена коллектива, товарища, друга, ученика, лидера и многие другие.
Каждый человек выступает в роли потребителя, так как он на протяжении всей своей жизни постоянно нуждается в том, что ему необходимо для жизни: пища, одежда, обувь, книги и многое, многое другое. Понимание этой роли, умение разумно пользоваться услугами, которые предоставляет человеку общество, ребенок должен освоить с раннего детства.
Важная социальная роль - быть гражданином своего отечества, любить свою родину, гордиться ею. Могут быть и другие социальные роли, которые осваивает ребенок, например, роль специалиста, которую может получить учащийся в стенах школы, лицея, гимназии или же в учебных заведениях начального профессионального образования.
К негативным ролям относятся такие, как бродяга, чаще всего это беспризорные и безнадзорные дети. На улицах, особенно крупных промышленных городов, в магазинах, на рынках, в транспорте мы встречаем детей – попрошаек, которые свыклись с этой ролью и часто довольно умело выпрашивают деньги у прохожих. Среди них появляются те, кто занимается воровством, иногда к этому их толкают взрослые, иногда этим дети промышляют самостоятельно. Сюда могут быть отнесены и некоторые другие социальные роли негативного характера.
Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.
Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка, и в обществе в целом. В сфере сознания – формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.
6. Характеристика младшего школьного возраста.
С древнейших времен воспитание
является средством трансляции опыта от поколения к поколению. В
настоящее время проблема общего уровня
воспитанности подрастающего поколения,
особенно ее нравственная сторона, остра
и актуальна, как никогда. Ведь в период
пересмотра жизненных ценностей и приоритетов,
который переживает российское общество,
сделать правильный выбор может только
личность с духовной жизненной ориентацией.
В условиях ускоренного развития научно-технического
прогресса, расширения средств коммуникации
и массовой информации, стремления России
приобщиться к лучшим образцам духовной
культуры создаются благоприятные условия
для воспитания нового человека. Особое
внимание в процессе воспитания уделяется
организации целенаправленного взаимодействия
воспитателя и воспитанников, целью и
результатом которого должно стать формирование
духовно-нравственных качеств.
Эффективность формирования духовно-нравственных
качеств личности зависит не только от
характера деятельности педагога, но и
от особенностей развития ребенка как
субъекта воспитания в определенный возрастной
период. Наиболее оптимальным для формирования
духовно-нравственных качеств личности
является младший школьный возраст - период
7-10 лет. Именно в этом возрасте ребенок
начинает осознанно подходить к своей
роли в жизни семьи, класса и школы, анализирует
свое поведение, начинает сопоставлять
его с общественными нормами. И учителю,
и родителям важно не упустить этот скачок
в сознании ребенка, усилить влияние нравственных
взаимодействий во всех сферах жизни.
А.А. Гусейнов считает, что нравственное
формирование человека и его поэтапное
развитие находятся в определенном соответствии.
Первые годы (примерно до 3-4 лет) ребенок
находится как бы по ту сторону добра и
зла. Мир моральных представлений, мотивов,
оценок ему неведом. Он приобщается к этому
миру вначале пассивно и только в более
позднем возрасте (в 8-10 лет) у него появляется
уважительное отношение к системе нравственных
правил (Гусейнов 1979: 72). Отметим, что возрастной
диапазон от 6-7 лет до 10-11 лет соответствует
младшему школьному возрасту (1-4 классы
школы).
Младший школьный возраст характеризуется
как период впитывания, накопления знаний,
период преимущественно усвоения. Успешному
выполнению этой важной функции благоприятствуют
характерные особенности детей этого
возраста: доверчивое подчинение авторитету,
повышенная восприимчивость, внимательность,
наивное игровое отношение ко многому
из того, с чем они сталкиваются.
Опираясь на научную
школу таких ученых, как Г.С. Абрамова,
О.С. Богданова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
А.А. Люблинская и др., мы считаем, что младший школьный возраст
сензитивен к усвоению духовных ценностей,
норм нравственности благодаря следующим
психологическим особенностям данного
возраста:
- интенсивное развитие познавательной
активности, абстрактного мышления и речи
приводит к возможности усвоения материала
не только на уровне представлений, но
и на уровне теоретических понятий;
- произвольность психических процессов
обеспечивает формирование волевых усилий,
что позволяет младшему школьнику действовать
под влиянием не только непосредственных
импульсов, но и руководствоваться сознательно
поставленными целями, нравственными
требованиями и чувствами;
- проявление интереса младших школьников
к различным видам коллективной деятельности;
формирование моральных чувств товарищества,
ответственности за класс;
- формирование личностной рефлексии,
которая предполагает осознанность своих
взаимоотношений с окружающими, анализ
оснований своих действий, поступков,
свое отношение к духовным ценностям,
проявление сочувствия (Гильгенберг 2002:
10).
Таким образом, ребенок в младшем школьном
возрасте несет в себе весь комплекс чувств,
уже сформированных в притязаниях на признание.
Он имеет совесть, он знает, что значит
должен, обязан. У него пробуждается чувство
гордости и стыда в зависимости от поступка.
Эти чувства ребенка, безусловно, влияют
на развитие его личности.
Развитый младший школьник знает доступные
его разумению нормы поведения. Эти знания
усваиваются в практике общения со взрослыми,
сверстниками и детьми других возрастов.
Ребенок знает обязанности и понимает
их значение, он может объяснить, почему,
для чего и зачем нужно вести себя тем
или иным образом. Знание норм поведения
само по себе еще не обеспечивает нравственного
развития личности, считает В.С. Мухина.
У ребенка в практике общения со взрослыми
и сверстниками должны сложиться привычки
правильного поведения. В привычке представлена
эмоционально переживаемая побудительная
сила: когда ребенок действует, нарушая
привычное поведение, у него возникает
чувство тревоги, дискомфорта (Мухина
2001: 313).
Становление личности младшего школьника
происходит под влиянием новых отношений
со взрослыми (учителями) и сверстниками
(одноклассниками), новых видов деятельности
(учения) и общения, включения в целую систему
коллективов (общешкольного, классного).
У него развиваются элементы социальных
чувств, формируются навыки общественного
поведения (коллективизм, ответственность
за поступки, товарищество, взаимопомощь
и др.). Младший школьный возраст предоставляет
большие возможности для формирования
нравственных качеств и положительных
черт личности. Податливость и известная
внушаемость школьников, их доверчивость,
склонность к подражанию, огромный авторитет,
которым пользуется учитель, создают благоприятные
предпосылки для формирования высокоморальной
личности. Основы нравственного поведения
закладываются именно в начальной школе,
ее роль в процессе социализации ребенка
огромна.
Т.И. Батыгина,
утверждает, что младший школьный возраст
- это благоприятный период для усвоения
моральных норм, то есть для формирования когнитивного компонента
духовно-нравственного становления ребенка,
так как для младших школьников характерно
повышенное внимание к нравственной стороне
поступков окружающих. Сензитивность
изучаемого возраста для формирования эмоционального компонента
нравственного развития обусловлена высокой
чувствительностью нервной системы, внушаемостью,
доминированием эмоциональной сферы в
восприятии мира, общим расположением
младших школьников к другим людям. Поведенческий компонент
нравственного воспитания учащихся начальных
классов базируется на их склонности к
подражанию и авторитете воспитывающих
взрослых (Батыгина 2002: 13).
При изучении
духовно-нравственных качеств личности
младшего школьника особо следует помнить
о сензитивности этого возраста к воздействию
общества на развивающуюся личность, когда
ребенок впитывает любую информацию извне,
не подвергая ее анализу и критике. Ребенок,
не имея собственной жизненной позиции
и системы взглядов на жизнь, развивается
под влиянием окружающих его людей.
Таким образом,
младший школьный возраст является важным
периодом в жизни ребенка, влияющим на
формирование его личностной направленности.
В это время наряду с усовершенствованием
познавательных психических процессов
развиваются духовно-нравственные качества
личности. Это происходит на основе сензитивности
младших школьников к внешним воздействиям
- со стороны взрослых людей, а особенно
учителей, и, в более позднем возрасте,
со стороны общества и коллектива. Поэтому
качество, степень сформированности духовно-нравственных
качеств личности, направленность интересов
младшего школьника напрямую будут зависеть
от социальной макро- и микросреды - от
положительных или отрицательных воздействий
на личность общества и семьи.
Выводы.
1. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации ребенок усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Процесс социализации продолжается всю жизнь. Фундамент социализации закладывается в детстве. Факторы среды – это всё то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллектив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в которые входит ребенок, средства массовой информации, книги и др. главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.
2. В младшем школьном возрасте социальное взаимодействие обеспечивает обогащение как структуры, так и содержания знаний ребенка о себе, формируется свое собственное “Я”. В этот период ребенок осваивает социальные роли. При поступлении в школу значительно расширяются социальные связи: в сфере отношений “Я — взрослый” появляется новая значимая личность — учитель, в сфере отношений “Я — сверстники” — одноклассники. Активно формируется новый образ себя — “Я школьник”. Благодаря общению с одноклассниками ученик овладевает новой социальной ролью — “Я товарищ”, при этом ребенок формирует свои требования к друзьям. Взаимодействие с ровесниками оказывает значительное влияние на формирование знаний младшего школьника о себе.
3. Семья для ребенка – первичная социальная микросреда. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. В процессе становления самооценки младшего школьника значительную роль имеют стили семейного воспитания, принятые в семье ценности. Формирование личности младшего школьника зависит от стиля семейного воспитания. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, подражают им.
4. Школа выступает как основной образовательно-воспитательный институт, воздействующий на развитие личности детей. Процесс обучения в школе как в образовательно-воспитательном учреждении создает возможности для реализации учащимися активности в сферах познания, практической деятельности.
5. Человек в обществе занимает определенный социальный статус и социальную роль. Роль, которую осваивает ребенок в процессе своего развития,- это член коллектива. Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни.
6. Младший школьный возраст является важным периодом в жизни ребенка, влияющим на формирование его личностной направленности. Направленность интересов зависит от социальной макро- и микросреды – от положительных и отрицательных воздействий на личность общества и семьи.
Этот возраст предоставляет
большие возможности для
Заключение.
Социализация личности
школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный,
результат реального взаимодействия школы
и среды. В процессе социализации ребенок
приобретает качества, необходимые ему
для жизнедеятельности в обществе, овладевает
социальной деятельностью, социальным
общением и поведением, осуществляется
социальное становление индивида.
Но в процессе социализации личность –
не только объект, но и субъект деятельности
(в чем заключен конфликт социализации
человека). Школьник – не пассивный объект
воздействия, а активный субъект формирования
самой личности. Он не только воспринимает
воздействие среды, но и сам «активно творит
себя».
Под непосредственным влиянием ближайшего
окружения школьника, его микросреды формируется
система его ценностных ориентаций, жизненная
позиция, которая выражается в деятельности,
общении, повседневном поведении, формирует
постепенно социальную позицию. Этот сложный,
многогранный процесс будет целостным
и действенным если обеспечивается сочетание
воздействий (науки, искусства, политики,
нравственности), на сознание школьника
и вовлечение его в активную деятельность
(на учебно-познавательную, общественно-политическую,
трудовую, культурно-досуговую и др.), а
также с побуждением к многоплановому
и разностороннему общению в различных
группах, коллективах, объединениях. Личность
реализуется во взаимодействии с миром,
другими людьми и с самим собой, что находит
отражение в ее свойствах и качествах.
Список литературы:
1. Власова В.И. Политология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Ростов-на-Дону. Изд.центр «Март», 2002г.
2. Гильгенберг И.В. Педагогические условия
приобщения младших школьников к духовным
ценностям в процессе нравственного воспитания
Челябинск, 2002. - С. 10.
3. Горшков М.К. Россия в зеркале реформ:
Хрестоматия по социологии современного
российского общества – Москва, 1995г.
4. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М., 1979. - С. 72.
5. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие - Москва «Логос», 1998г.
6. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студентов средн. пед. учреждений. – Москва: Изд.центр «Академия», 2002г. – с.256
7. Мардахаев Л.В. Социальная
педагогика – Москва «
8. Миронова А.В., Панфёрова В.В., Утенкова В.М. Cоциология. Курс лекций «Социально-политический журнал» Москва, 1996г.
9. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Москва, 1999г.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - С. 313.
11. Никитин В.А. Социальная педагогика – Москва, 2000г.
12. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология – Воронеж, 1994г.
13. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. Москва, 1992.
14. Фролов С.С. Социология – Москва, 1994г.
15. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах /
Под ред. Д. И. Фельдштейна; Вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. — М.:
Изд- во “Институт практической психологии”; Воронеж: НПО
“МОДЭК”, 1995г.
Информация о работе Социализация детей младшего школьного возраста