Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 14:16, реферат

Краткое описание

Общество - это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность - переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах - называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.
Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна, т.к. предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие социализации………………………………………………………...4
1.2 Особенности современной социализации…………………………………..5
1.3 Стадии развития личности в процессе социализации……………………...7
1.4 Механизмы социализации…………………………………………………..11
1.5 Институты социализации…………………………………………………....13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемых источников……………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

реф.docx

— 38.46 Кб (Скачать файл)

В социальной психологии эта  проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период. Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов -- «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Согласно А.В. Петровскому, развитие личности может быть представлено как единство непрерывности и прерывности. "Непрерывность в развитии личности выражает относительную устойчивость в закономерности её перехода от одной фазы к другой в данной общности, для нее референтной. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия, которые связаны с действием факторов, относящихся к её взаимодействию с другими, соединили системами. В данном случае - с принятой в обществе системой образования".

А.В.Петровский, осуществляя попытку социально-психологического подхода к возрастной периодизации социального развития личности, выделил три так называемых макрофазы, которые по содержанию и характеру развития личности определяются как:

· детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами  и социальной адаптации в обществе;

· отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в  потребности "быть личностью";

· юность - интеграция, процесс, когда складываются черты и свойства личности, отвечающие необходимости  и потребности группового и собственного развития.

Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, "ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и  воспитывается и обучается. Это  значит, воспитание и обучение заключается  в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним; личностные психические свойства ребенка, его  способности, черты характера и  т.д. не только проявляются, но и формируются  в ходе собственной деятельности ребенка". Однако сегодняшний школьный процесс, учебная деятельность переживают достаточно сложный период, как и  всё наше общество.

Взросление и развитие человека обусловлено взаимодействием  процессов социализации и индивидуализации, в недрах которого у него формируется  психологическая адаптация в  единстве ее социальных и личностных аспектов. Стремление личности к определению  индивидуальных способов взаимодействия с окружающей действительностью  как раз и зарождается, и развивается  в том пространстве общественных отношений, где взаимодействуют, а  нередко вступают в противоречие друг с другом два необходимых  для становления личности процесса: процесс социализации и процесс  индивидуализации. Именно эти процессы создают в своем единстве внешние  и внутренние условия для развития индивидуальности личности. Они отвечают за формирование соответственно социальной адаптации и личностной адаптации (адаптированности). Только гармоничное сочетание этих двух процессов на всех предыдущих этапах детства порождает достаточно высокий уровень психологической адаптации старших подростков, что является благоприятным условием для формирования их самоопределения.

            1.4 Механизмы социализации

Отдельного рассмотрения требуют социально-психологические  воздействия, действующие на микроуровне, то есть на уровне непосредственного  ближайшего окружения индивида, играющего  роль институтов социализации. Эти  неорганизованные социализирующие  воздействия среды определим  как социально-психологические механизмы  социализации. Под механизмами социализации следует понимать различные стихийные, специально неорганизованные воздействия  среды, ближайшего окружения, благодаря  которым внешние регуляторы, групповые  нормы и предписания переводятся  во внутренний план, становятся внутренними  поведенческими регуляторами.

Социально-психологические  механизмы социализации играют роль "переходного моста" между

внешними регуляторами, групповыми нормами и обычаями, традициями, ролевыми предписаниями, санкциями  поощрения и наказания, одобрением и осуждением и внутренними регуляторами, диспозициями, психологическими состояниями  готовности к определенным поведенческим  реакциям.

К неосознаваемым механизмам, которые, прежде всего, проявляют себя в раннем детстве, в дошкольном периоде, можно отнести внушение, психологическое  заражение, подражание" идентификацию.

Внушение представляет собой  особый вид эмоционально-волевого целенаправленного" неаргументированного воздействия  одного человека на другого или группу людей.

Подражание - такой способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит воспроизводство  индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Идентификация рассматривается  как отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица.

По мере роста и формирования сознания и самосознания у индивида начинает складываться довольно четкое оценочное, избирательное отношение  к окружению, его нормам и ценностям, ролевым предписаниям.

Популярность также складывается как групповое оценочное явление  и также формируется как совокупность внешних оценок одобрения, но в отличие  от престижа проявляет себя не в  сфере притязаний личности, а в  области формирования общественных вкусов, ценностей, предписаний, то есть, прежде всего, при формировании групповых  регуляторов.

Особое место среди  механизмов социализации занимают групповые  ожидания, так называемые групповые  экспектации, направленные на индивида со стороны его окружения.Эти групповые экспектации могут выступать как в виде ролевых предписаний, так и в виде оценочных стереотипов, проявляющихся в социальной перцепции людей.

Личность в процессе социализации наряду со знаниями, нормами и ценностями усваивает и многочисленные как  межличностные, так и конституциональные, профессиональные, социальные роли. Принятие и усвоение ролей происходит как  под влиянием санкций поощрения  и наказания, одобрения и осуждения, применяемых в обществе, так и  под влиянием экспектаций, ролевых предписаний и ожиданий, направленных на индивида со стороны его окружения. Особенно большое значение социальные экспектации имеют при освоении межличностных социальных ролей (отец, мать, муж, жена, друг, сын, дочь, сосед и т.д.), где практически отсутствуют официально действующие санкции, призванные способствовать усвоению этих ролей.

        1.5 Институты социализации

Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие  общества на личность осуществляется или непосредственно, или через  группу, но сам набор средств воздействия  можно свести вслед за Ж. Пиаже  к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно  сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему  норм и ценностей посредством  знаков. Те конкретные группы, в которых  личность приобщается к системам норм и ценностей и которые  выступают своеобразными трансляторами  социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление  их роли в процессе социализации опирается  на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства -- семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли , осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я". Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой. Социологи традиционно рассматривают семью, как социальную группу, члены которой связаны родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически заботясь о детях. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья--это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга. Семьи различаются по составу, по типу наследования, месту проживания и по принципу распределения власти. Социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или родственных связей.

 

По всему миру на семью  возлагается ответственность по защите, содержанию и прочему поддержанию  детей, слабых, престарелых и других иждивенцев. Семья является важным механизмом, помогающим индивиду научиться  завязывать близкие и постоянные контакты с другими людьми. Здоровые отношения в семье способствуют развитию таких чувств, как дружба, любовь, защищенность, самоценность, а также общего ощущения благополучия.

Что касается дошкольных детских  учреждений, то их анализ до сих пор  не получил прав гражданства в  социальной психологии. "Оправданием" этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет  дело с группами, где функционирует  развитая личность и поэтому вся  область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно  большой интерес к этому объекту  исследования. Школа обеспечивает ученику  систематическое образование, которое  само есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана  подготовить человека к жизни  в обществе и в более широком  смысле. По сравнению с семьей школа  в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость  и различна в тоталитарных и демократических  обществах. Но, так или иначе, школа  задает первичные представления  человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его  вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности  ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (Бронфенбреннер, 1976).

Таким же спорным, как сам  вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии. Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное "извлечение" из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

социализация общество индивид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социализация - процесс, посредством  которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и  ценности, овладевая теми или иными  социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные  убеждения, моральные стандарты, привычки - всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и  развитие Я.

Для того, чтобы показать важность преемственности исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь.

Движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без  воспитания» (Леонтьев, 1981).

 

 

 

 

 

 

     

Список используемых источников

1. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;

Информация о работе Социализация личности