Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 15:20, курсовая работа
Цель: является изучение становления социализации у дошкольников с нарушением межличностных отношений.
Объект: представления детей 4-7 лет о межличностных отношениях
Предмет: педагогические условия, обеспечивающие развитие социализации у детей дошкольного возраста.
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс - взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств, зрелой личности. Дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении. Причины, побудившие нас к проведению исследования способов воздействия по предупреждению проблемных межличностных отношений у детей дошкольного возраста, серьёзны и актуальны, так как развитие социальной компетентности является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей. Эффективность коррекционной работы заключается в своевременном использовании возрастных ресурсов (развитие ребёнка интенсивно продолжается), во взаимодействии всех взрослых участников педагогического процесса (родители, воспитатели и др.), в выделении ведущего вида деятельности дошкольников – игры, основным методом преодоления неэффективных способов общения. Стремление воздействовать на усвоение детьми бесконфликтных навыков общения, определило проблему исследования, которая заключается в том, чтобы выявить педагогические условия, способствующие развитию социальной компетентности у детей с проблемными межличностными отношениями. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Цель: является изучение становления социализации у дошкольников с нарушением межличностных отношений.
Объект: представления детей 4-7 лет о межличностных отношениях
Предмет: педагогические условия, обеспечивающие развитие социализации у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Методы:
- Анализ теоретических источников проблемы;
- Сбор эмпирических данных;
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Отношения к другим людям составляют основную ткань человеческой жизни. Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная для ребёнка. В связи с этим возникает важная проблема – проблема общения ребёнка с другими людьми и роль этого общения на разных генетических ступенях. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата . Исследования показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом. Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций. С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение последних, является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомимика (позы). Ещё не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон, и интонацию голоса. Возникновение потребности общения ребёнка в семье - важнейшее условие его общего психического развития. Конец первого месяца жизни малыша – завершение подготовки к вступлению в общение.
Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Общение приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. В течение первого года появляется чувство доверия и формируется привязанность к любимому человеку. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.
Фазы процесса формирования детской привязанности в раннем возрасте:
Положительные эмоции обычно формируются раньше, чем отрицательные. Исследования трёхмесячных малышей показали, что они уже различают удивление и радость, в 4-6 месяцев начинают узнавать картинки, на которых изображены весёлые и грустные лица, к 7 месяцам у них формируется умение определять, что испытывает взрослый – радость или страх. Научившись различать эмоциональные состояния, дети более дифференцированно проявляют и собственные эмоции. К 9 месяцам малыши могут проявлять интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение и страх. В младенчестве ребёнок относится к сверстнику, как к очень интересному предмету: изучает и ощупывает его, не видит в нём человека. После первого года жизни периоды непосредственного общения малыша со взрослыми сокращаются, появляется возможность более широкого общения со сверстниками. Первые контакты детей в процессе игры ещё непродолжительны, но именно они выступают проявлением настоящих социальных отношений. По мере того, как развиваются способности к совместным действиям и умение общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительным. От года до трёх лет деятельность ребёнка со стороны взаимоотношений со взрослыми может охарактеризована как совместная деятельность, он требует от старших участия в своих делах. Опыт общения со взрослыми во многом предопределяет общение со сверстниками, реализуется в отношениях между детьми. Развивается самосознание ребёнка, появляется самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослых. Эмоционально-практическое общение со сверстниками – соучастие – позволяет ребёнку увидеть свои возможности, проявить инициативу и ощутить свободу и независимость [16, с. 20].
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов.
В дошкольном возрасте на уровне внеситуативно - познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствительность к их отношению. Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребёнку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми. Общение со сверстниками становится всё более привлекательным, переход от соучастия к сотрудничеству представляет заметный прогресс, в сфере коммуникативной деятельности. Ребёнок жадно стремиться стать объектом интереса и оценки своих товарищей, стремиться утвердиться в своих лучших качествах, у него возникает потребность в признании и уважении ровесника. К 6-7 годам дошкольник начинает переживать себя в качестве социального индивида, появляется «внутренняя позиция». Он стремиться к сотрудничеству через игры с правилами, что способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения. не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте закрепляется негативное отношение к другим, формируется устойчивое агрессивное поведение.
Практически в каждой группе детского
сада разворачивается сложная и порой
драматическая картина межличностных
отношений детей. Дошкольники дружат,
ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют.
Все эти отношения остро переживаются
участниками и несут массу разнообразных
эмоций. Эмоциональная напряженность
и конфликтность в сфере детских отношений
значительно выше, чем в сфере общения
с взрослым.
Взрослые иногда не подозревают о той
широкой гамме чувств и отношений, которую
переживают дети, не придают особого значения
детским ссорам и обидам. Между тем опыт
первых отношений со сверстниками является
тем фундаментом, на котором строится
дальнейшее развитие личности ребёнка.
от первый опыт во многом определяет характер
отношения человека к себе, к другим, к
миру в целом. Определить появления нарушений
эмоциональной сферы можно по следующим
признакам:
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения:
Информация о работе Социализация межличностных отношений дошкольников