Социализация межличностных отношений дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель: является изучение становления социализации у дошкольников с нарушением межличностных отношений.
Объект: представления детей 4-7 лет о межличностных отношениях
Предмет: педагогические условия, обеспечивающие развитие социализации у детей дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.33 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс - взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств, зрелой личности. Дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении. Причины, побудившие нас к проведению исследования способов воздействия по предупреждению проблемных межличностных отношений у детей дошкольного возраста, серьёзны и актуальны, так как развитие социальной компетентности является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей. Эффективность коррекционной работы заключается в своевременном использовании возрастных ресурсов (развитие ребёнка интенсивно продолжается), во взаимодействии всех взрослых участников педагогического процесса (родители, воспитатели и др.), в выделении ведущего вида деятельности дошкольников – игры, основным методом преодоления неэффективных способов общения. Стремление воздействовать на усвоение детьми бесконфликтных навыков общения, определило проблему исследования, которая заключается в том, чтобы выявить педагогические условия, способствующие развитию социальной компетентности у детей с проблемными межличностными отношениями. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Цель: является изучение становления социализации у дошкольников с нарушением межличностных отношений.

Объект: представления детей 4-7 лет о межличностных отношениях

Предмет: педагогические условия, обеспечивающие развитие социализации у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме усвоения навыков межличностных отношений дошкольников со взрослыми и сверстниками.

  1. Рассмотреть современные взгляды на проблему исследования влияния детско-родительских отношений на социализацию дошкольников.

  1. Выделить особенности детей с нарушением социальной компетентности.

Методы:

- Анализ теоретических источников проблемы;

- Сбор эмпирических данных;

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

Гипотеза: Я предполагаю, что своевременное выявление и коррекция проблемных межличностных отношений детей дошкольного возраста, способствуют развитию социальной компетентности, облегчают им прохождение процесса адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

Глава I Психологические особенности становления межличностных отношений детей дошкольного возраста

    1. Общение - основной фактор формирования личности

 

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Отношения к другим людям составляют основную ткань человеческой жизни. Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная для ребёнка. В связи с этим возникает важная проблема – проблема общения ребёнка с другими людьми и роль этого общения на разных генетических ступенях. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата . Исследования показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом. Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями,  происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями;  у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций. С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение последних, является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомимика (позы). Ещё не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон, и интонацию голоса. Возникновение потребности общения ребёнка в семье - важнейшее условие его общего психического развития. Конец первого месяца жизни малыша – завершение подготовки к вступлению в общение.

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Общение приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. В течение первого года появляется чувство доверия и формируется привязанность к любимому человеку. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.

Фазы процесса формирования детской привязанности в раннем возрасте:

  • (от рождения до 3 месяцев) – ищут близости с любым человеком. Для достижения этой цели используют специфические сигналы: улыбки, звуки голоса, неловкие движения.

  • (3-6 месяцев) – учатся отличать знакомых людей от незнакомых.

  • (7-8 месяцев) – возникает чувство привязанности к тем людям, которые особо значимы для малыша. Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление.

Положительные эмоции обычно формируются раньше, чем отрицательные. Исследования трёхмесячных малышей показали, что они уже различают удивление и радость, в 4-6 месяцев начинают узнавать картинки, на которых изображены весёлые и грустные лица, к 7 месяцам у них формируется умение определять, что испытывает взрослый – радость или страх. Научившись различать эмоциональные состояния, дети более дифференцированно проявляют и собственные эмоции. К 9 месяцам малыши могут проявлять интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение и страх. В младенчестве ребёнок относится к сверстнику, как к очень интересному предмету: изучает и ощупывает его, не видит в нём человека. После первого года жизни периоды непосредственного общения малыша со взрослыми сокращаются, появляется возможность более широкого общения со сверстниками. Первые контакты детей в процессе игры ещё непродолжительны, но именно они выступают проявлением настоящих социальных отношений. По мере того, как развиваются способности к совместным действиям и умение общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительным. От года до трёх лет деятельность ребёнка со стороны взаимоотношений со взрослыми может охарактеризована как совместная деятельность, он требует от старших участия в своих делах. Опыт общения со взрослыми во многом предопределяет общение со сверстниками, реализуется в отношениях между детьми. Развивается самосознание ребёнка, появляется самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослых. Эмоционально-практическое общение со сверстниками – соучастие – позволяет ребёнку увидеть свои возможности, проявить инициативу и ощутить свободу и независимость [16, с. 20].

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов.

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

  1. На первом этапе (2-4 года) сверстник является партнёром по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребёнка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. Ребёнок, «смотрясь в сверстника», как бы объективирует себя и выделяет в самом себе конкретные свойства.

  1. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учёт действий и воздействий партнёра. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает потребность в уважении и признании сверстника. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.

  1. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности – содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Ровесник становится для ребёнка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от достижений [13, c. 16].

В дошкольном возрасте на уровне внеситуативно - познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствительность к их отношению. Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребёнку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми. Общение со сверстниками становится всё более привлекательным, переход от соучастия к сотрудничеству представляет заметный прогресс, в сфере коммуникативной деятельности. Ребёнок жадно стремиться стать объектом интереса и оценки своих товарищей, стремиться утвердиться в своих лучших качествах, у него возникает потребность в признании и уважении ровесника. К 6-7 годам дошкольник начинает переживать себя в качестве социального индивида, появляется «внутренняя позиция». Он стремиться к сотрудничеству через игры с правилами, что способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения. не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте закрепляется негативное отношение к другим, формируется устойчивое агрессивное поведение.

 

 

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

1.2. Психологическая  характеристика проблемных форм  межличностных отношений дошкольников

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым.  
Взрослые иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.   от первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Определить появления нарушений эмоциональной сферы можно по следующим признакам:

  • Нарушение, какой либо сферы личности, психики ребёнка всегда оказывает негативное воздействие на другие сферы, в результате чего те деградируют, либо замедляют своё развитие.

  • Нарушение - проявляется в поведении, его можно опознать при наблюдении: трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство, проявляющиеся не в критические возрастные периоды.

  • Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребёнок может нормально взаимодействовать.

  • Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воздействий. Задача устранения нарушений оказывается первичной, по отношению к собственно воспитанию.

  • Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям.[18 с.377].

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения:

  • Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьёзными причинами, так и самыми незначительными. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Вспыльчивость – скорее выражение беспомощности, отчаяния, чем агрессии. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

Информация о работе Социализация межличностных отношений дошкольников