Социализация межличностных отношений дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель: является изучение становления социализации у дошкольников с нарушением межличностных отношений.
Объект: представления детей 4-7 лет о межличностных отношениях
Предмет: педагогические условия, обеспечивающие развитие социализации у детей дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.33 Кб (Скачать файл)

   

Ф 7.02-13 Курсовая работы

 

 Попытка диагностировать и корректировать уровень общения и взаимоотношений воспитанников дошкольных групп детских садов с помощью игровых методов, как показывает опыт многих исследователей, очень эффективна. Эти методы позволяют выявить основные параметры общения, межличностных отношений и главные мотивы, обусловливающие значение сверстника для ребенка дошкольного возраста. Приведенные в данном исследовании методы могут быть использованы для диагностики уровня развития межличностных отношений группы в детском саду, а также для коррекции детского неблагополучия в данной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

Список литературы

  1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003. - 56с.

  1. Дьяченко В., Мещерякова Л., Гузенко О. Тайна моего дарования. // Обруч, 2005, №5 - c. 15-17.

  1. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: КСП 1996. - 158 с.

  1. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. // Вопросы психологии. 1982.№1. - С. 59-68.

  1. Захаров А. И. Детские неврозы. - С.-П.: Респекс, 1995. - 190 с.

  1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.

  1. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 168с.

  1. Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - М., 1999. - 15с.

  1. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.

  1. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М.: Педагогика, 1990. - 268с.

  1. Мамаева В. Экспертная оценка в детском саду. // Обруч. 2004.№5 - С. 12-1

  1. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 384с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

  1. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001. - 48с.

  1. Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.

  1. Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. - СПб: Детство - Пресс,2004. - 272 с.

  1. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с.

  1. Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002, №3 - С.26.

Ф 7.02-13 Курсовая работы

  1. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996. - 523с.

  1. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003. - 72с.

  1. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160 с.

  1. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999.№10. - С. 29-

  1. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с.

  1. Философский энциклопедический словарь. // Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840с.

  1. Хобсон К. Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей; 1992. - 510с.

  1. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.

  1. Якупова М., Надеждина Е. Настроение в «варежках». // Обруч. 2002.№3 - С. 23-26.

  1. Васильева М. О., Юнг Т. Развитии творческого потенциала дошкольника //Дошкольное воспитание - 2006. - №2. - с9-11.

  1. 28.Венгер Л. А. Мухина В. С.Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч -щ по спец. №2002 «Дошк. восп» и №2010 «Воспитатель в ДОУ» - М.: Просвещение 2009. - 124с.

  1. 29.Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников - М.: Просвещение, 2005. - 31с.

  1. 30.Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии. -2007. - № 2. - С114-123.

 

 

 

 

 

 

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

Приложение Б

1)«Капитан корабля».

2) «Два домика».

1)Во время индивидуальной беседы  ребёнку показывают рисунок корабля, и     задают следующие вопросы:

  • Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?

  • Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу?

2)Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них - большой красивый, красного цвета, а другой - маленький, чёрного цвета. Взрослый показывает ребёнку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном - много разных игрушек, книжек, а в чёрном - игрушек нет. Представь, что ты живёшь в большом доме и можешь пригласить к себе тех ребят из своей группы, кого хочешь. Кого бы ты поселил в чёрный дом?». После инструкции взрослый записывает ответы ребёнка.

Обработка данных и анализ результатов. В результате данных процедур каждый ребёнок в группе получает определённое количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие варианты социометрического статуса:

  • популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);

  • предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);

  • изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);

  • отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).

При анализе результатов важным результатом является также взаимность выборов детей.

Не всякая группа имеет столь чёткую структуру, где есть ярко выраженные «звёзды» и «отверженные». Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания межличностных отношений.

 

 

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

Приложение Г

 «Картинки»

Используется для определения уровня социального интеллекта детей 4-6 лет.  
Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:

  • Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

  • Девочка сломала у другой девочки её куклу.

  • Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

  • Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа.

Степень решения проблемы оценивается по четырёхбалльной шкале:

  • 0 баллов - отсутствие ответа;

  • 1 балл - агрессивное решение проблемы;

  • 2 балла - обращение за помощью к кому-либо;

  • 3 балла - самостоятельное и конструктивное решение проблемы.

Если большинство ответов имеют продуктивное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном отношении ребёнка к сверстнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

Приложение В

«Шкала самооценки»

Ребёнку показывают рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек, бумажную фигурку мальчика или девочки (в зависимости от пола тестируемого), которую можно ставить на лесенку. Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лестницу. На самой высокой ступеньке стоят хорошие, добрые, послушные ребята; на средней - хорошие дети, но они иногда балуются и шалят; внизу - непослушные, злые мальчики и девочки. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? Куда тебя поставят родители (воспитатели, ребята из твоей группы)?». Важно проследить, правильно ли понял ребёнок объяснения взрослого. В случае необходимости следует повторить его. При анализе результатов необходимо обратить внимание, куда ребёнок сам себя поставил. Положение на нижних ступеньках говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе. Оценка результатов:

  • 0 баллов - ребёнок ставит себя в основном на нижние ступеньки, свой выбор не обосновывает, либо ссылается на мнение взрослого;

  • 1 балл - ребёнок может поставить себя на нижнюю ступеньку 1 раз;

  • 2 балла - ребёнок ставит себя на верхние ступеньки, аргументирует свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого;

  • 3 балла - ребёнок ставит себя на верхние ступеньки, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка других людей такая же, либо несколько ниже.

Ещё большую диагностическую ценность представляет такой показатель, как наличие или отсутствие разрыва между собственной самооценкой ребёнка и его оценкой глазами других. В случае значительного разрыва можно говорить о субъективном переживании собственной незначительности и недооценённости в глазах других. Такое переживание является источником многих межличностных и внутриличностных конфликтов.

 

 

 

 

 

Ф 7.02-13 Курсовая работы

Приложение А

Анкета «Что мешает вашему ребенку?»

Варианты ответов

Отвечают взрослые

Отсутствие навыков общения

Завышенное мнение о себе

Драчливость

Застенчивость

Неуверенность в себе

Обидчивость

Плаксивость

Замкнутость

Возбудимость

Медлительность

Упрямство

Пассивность

Что еще (запишите)

                   

Информация о работе Социализация межличностных отношений дошкольников