Ф 7.02-13 Курсовая
работы
Попытка
диагностировать и корректировать уровень
общения и взаимоотношений воспитанников
дошкольных групп детских садов с помощью
игровых методов, как показывает опыт
многих исследователей, очень эффективна.
Эти методы позволяют выявить основные
параметры общения, межличностных отношений
и главные мотивы, обусловливающие значение
сверстника для ребенка дошкольного возраста.
Приведенные в данном исследовании методы
могут быть использованы для диагностики
уровня развития межличностных отношений
группы в детском саду, а также для коррекции
детского неблагополучия в данной группе.
Ф 7.02-13 Курсовая работы
Список литературы
Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003. - 56с.
Дьяченко В., Мещерякова Л., Гузенко О. Тайна моего дарования. // Обруч, 2005, №5 - c. 15-17.
Дружинин В. Н. Психология семьи.
- М.: КСП 1996. - 158 с.
Захаров А. И. Психологические
особенности восприятия детьми роли родителей.
// Вопросы психологии. 1982.№1. - С. 59-68.
Захаров А. И. Детские неврозы.
- С.-П.: Респекс, 1995. - 190 с.
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В.
Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.
Популярное пособие для родителей и педагогов.
- Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 168с.
Колесник Н. Т. Влияние особенностей
семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - М., 1999. - 15с.
Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.
Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М.: Педагогика, 1990. - 268с.
Мамаева В. Экспертная оценка
в детском саду. // Обруч. 2004.№5 - С. 12-1
Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 384с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
Минаева В. М. Развитие эмоций
дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для
практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001. - 48с.
Нифонтова О. В. Психологические
особенности формирования готовности
детей дошкольного возраста к позитивному
разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.
Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. - СПб: Детство - Пресс,2004. - 272 с.
Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с.
Разживина Л. Азбука настроений.
// Обруч. 2002, №3 - С.26.
Ф 7.02-13 Курсовая работы
Рогов Е. И. Настольная книга
практического психолога в образовании.
- М.: Владос, 1996. - 523с.
Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003. - 72с.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.
Межличностные отношения дошкольников:
Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160 с.
Степанова Г. Социальное развитие
дошкольника и его педагогическая оценка
в условиях детского сада. // Дошкольное
воспитание. 1999.№10. - С. 29-
Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с.
Философский энциклопедический
словарь. // Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н.
Федосеева. - М.: Советская энциклопедия,
1983. - 840с.
Хобсон К. Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей; 1992. - 510с.
Яковлева Н. Г. Психологическая
помощь дошкольнику. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.
Якупова М., Надеждина Е. Настроение в «варежках». // Обруч. 2002.№3 - С. 23-26.
Васильева М. О., Юнг Т. Развитии творческого потенциала дошкольника //Дошкольное воспитание - 2006. - №2. - с9-11.
28.Венгер Л. А. Мухина В. С.Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч -щ по спец. №2002 «Дошк. восп» и №2010 «Воспитатель в ДОУ»
- М.: Просвещение 2009. - 124с.
29.Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников - М.: Просвещение, 2005. - 31с.
30.Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии. -2007. - № 2. - С114-123.
Ф 7.02-13 Курсовая работы
Приложение Б
1)«Капитан корабля».
2) «Два домика».
1)Во время индивидуальной беседы
ребёнку показывают рисунок корабля,
и задают следующие вопросы:
Если бы ты был капитаном корабля,
кого из ребят своей группы взял бы в помощники,
отправляясь в дальнее путешествие?
Кого не взял бы в плавание,
оставил на берегу?
2)Для проведения методики необходимо
приготовить лист бумаги, на котором нарисованы
два дома. Один из них - большой красивый,
красного цвета, а другой - маленький, чёрного
цвета. Взрослый показывает ребёнку обе
картинки и говорит: «Посмотри на эти домики.
В красном - много разных игрушек, книжек,
а в чёрном - игрушек нет. Представь, что
ты живёшь в большом доме и можешь пригласить
к себе тех ребят из своей группы, кого
хочешь. Кого бы ты поселил в чёрный дом?».
После инструкции взрослый записывает
ответы ребёнка.
Обработка данных и анализ результатов.
В результате данных процедур каждый ребёнок
в группе получает определённое количество
положительных и отрицательных выборов
со стороны своих сверстников.
Ответы детей заносятся в специальный
протокол (матрицу). Сумма отрицательных
и положительных выборов, полученных каждым
ребёнком, позволяет выявить его положение
в группе (социометрический статус). Выделяют
следующие варианты социометрического
статуса:
популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);
предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);
изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);
отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).
При анализе результатов важным результатом
является также взаимность выборов детей.
Не всякая группа имеет столь чёткую
структуру, где есть ярко выраженные «звёзды»
и «отверженные». Иногда дети получают
примерно равное количество положительных
выборов, что свидетельствует о правильной
стратегии воспитания межличностных отношений.
Ф 7.02-13 Курсовая работы
Приложение Г
«Картинки»
Используется для определения уровня
социального интеллекта детей 4-6 лет.
Детям предлагаются четыре картинки со
сценками из повседневной жизни детей
в детском саду, изображающие следующие
ситуации:
Группа детей не принимает своего
сверстника в игру.
Девочка сломала у другой девочки
её куклу.
Мальчик взял без спроса игрушку
девочки.
Мальчик рушит постройку из
кубиков у детей.
Ребёнок должен понять изображённый
на картинке конфликт между детьми и рассказать,
что бы он стал делать на месте обиженного
персонажа.
Степень решения проблемы оценивается
по четырёхбалльной шкале:
0 баллов - отсутствие ответа;
1 балл - агрессивное решение проблемы;
2 балла - обращение за помощью к кому-либо;
3 балла - самостоятельное и конструктивное решение проблемы.
Если большинство ответов имеют
продуктивное решение, можно говорить
о благополучном, бесконфликтном отношении
ребёнка к сверстнику.
Ф 7.02-13 Курсовая работы
Приложение В
«Шкала самооценки»
Ребёнку показывают рисунок
лестницы, состоящей из семи ступенек,
бумажную фигурку мальчика или девочки
(в зависимости от пола тестируемого),
которую можно ставить на лесенку. Взрослый
объясняет значение нарисованных ступенек:
«Посмотри на эту лестницу. На самой высокой
ступеньке стоят хорошие, добрые, послушные
ребята; на средней - хорошие дети, но они
иногда балуются и шалят; внизу - непослушные,
злые мальчики и девочки. На какую ступеньку
ты сам себя поставишь? Куда тебя поставят
родители (воспитатели, ребята из твоей
группы)?». Важно проследить, правильно
ли понял ребёнок объяснения взрослого.
В случае необходимости следует повторить
его. При анализе результатов необходимо
обратить внимание, куда ребёнок сам себя
поставил. Положение на нижних ступеньках
говорит о явном неблагополучии в самооценке
и общем отношении к себе. Оценка результатов:
0 баллов - ребёнок ставит себя в основном на нижние ступеньки, свой выбор не обосновывает, либо ссылается на мнение взрослого;
1 балл - ребёнок может поставить себя на нижнюю ступеньку 1 раз;
2 балла - ребёнок ставит себя на верхние ступеньки, аргументирует свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого;
3 балла - ребёнок ставит себя на верхние ступеньки, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка других людей такая же, либо несколько ниже.
Ещё большую диагностическую
ценность представляет такой показатель,
как наличие или отсутствие разрыва между
собственной самооценкой ребёнка и его
оценкой глазами других. В случае значительного
разрыва можно говорить о субъективном
переживании собственной незначительности
и недооценённости в глазах других. Такое
переживание является источником многих
межличностных и внутриличностных конфликтов.
Ф 7.02-13 Курсовая работы
Приложение А
Анкета «Что мешает вашему ребенку?»
Варианты ответов |
Отвечают взрослые |
Отсутствие навыков общения
Завышенное мнение о себе
Драчливость
Застенчивость
Неуверенность в себе
Обидчивость
Плаксивость
Замкнутость
Возбудимость
Медлительность
Упрямство
Пассивность
Что еще (запишите) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|