Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является: изучение специфики социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, а также разработка программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.
Исходя из поставленной цели мы определили следующие задачи:
– исследовать особенности социально-педагогической реабилитации;
– выявить сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов;
– разработать программу социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.

Содержание

Введение 3
Глава I. Особенности социально-педагогической реабилитации 6
1.1. Социальная значимость реабилитации инвалидов 6
1.2. Сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов 14
Выводы по главе I. 20
Глава II. Содержание программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов 22
2.1. Особенности построения программы социально-педагогической реабилитации детей инвалидов 22
2.2. Моделирование программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов 26
Выводы по главе II. 30
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов курсовая.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 по предмету: социальная педагогика

на тему:

Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети с ограниченными возможностями») – это дети, имеющие столь значительные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами специального законодательства, принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе медицинских показаний специальными медико-педагогическими комиссиями.

Однако сложившаяся в нашей стране система специальных учебно-воспитательных учреждений для этой категории детей, а также теоретические и научно-практические исследования в области специальной педагогики не в полной мере отвечают требованиям конвенции, поскольку они традиционно были ориентированы, прежде всего, на решение вопросов обучения и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями. Проблемы же их социализации и социальной адаптации, которые как раз и обеспечивают полноценное вовлечение таких детей в социальную жизнь, не были предметом специального внимания ни ученых, ни практиков. Это объясняется тем, что вся система помощи этим детям в основном была ориентирована на их изолированное от общества существование, а поэтому данные аспекты проблемы не были актуальными.

Современные требования обусловливают необходимость усиления именно социально-педагогической составляющей в работе с различными категориями детей, имеющих ограниченные возможности. Помощь им должна быть направлена на их более полную самореализацию и социализацию, на максимально возможное включение их в жизнь общества и социальные отношения, на преодоление изолированности, замкнутости их существования.

Таким образом, актуальность исследования определяется возникшими в современном обществе противоречиями:

  • с одной стороны, потере духовных ценностей, идеалов и с другой стороны неспособности детей справится с социальными и личностными проблемами, в силу ограниченных физических возможностей, адаптироваться в быстро меняющемся мире;
  • между нарастающей потребностью в оказании социально-педагогической помощи детям-инвалидам и неспособности решения этой проблемы с социальными службами и правовыми органами;
  • между потребностью в подготовке квалифицированных социальных педагогов способных использовать методы работы с детьми-инвалидами. Вышеуказанные противоречия и актуальность проблемы определили тему нашего исследования: «Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов».

Цель курсовой работы является: изучение специфики социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, а также разработка  программы  по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.

Объект: дети-инвалиды.

Предмет: работа социального педагога, направленная на социально-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

Исходя из поставленной цели мы определили следующие задачи:

– исследовать  особенности социально-педагогической реабилитации;

– выявить сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов;

– разработать программу социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.

Теоретическая ценность исследования: теоретическое значение исследования состоит в том, что: его положения (цели и задачи, принципы, условия, понимание сущности и содержания) уточняют и дополняют теоретические основы раздела социальной педагогики о социальных отклонениях, их предупреждении и преодолении. Теоретическая значимость состоит также в выявлении основ социальной работы с детьми-инвалидами; в выявлении и в раскрытии методов социально-педагогической реабилитации.

 Практическая  ценность  исследования: заключается  в  том, что нами разработана программа социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Программа может быть использована в социально-педагогической работе социального педагога с детьми-инвалидами в специализированных учреждениях.

Методологическую  основу  составили: научные исследования в области социальной педагогики, психологии, а также  анализ психолого-педагогического опыта работы Центров реабилитации детей с ограниченными возможностями следующих авторов: С.Н. Кавокин, М.А. Галагузова,  Т.В. Зозули, В.А. Никитиной и многих других.

Для решения поставленных задач и проверки разработанной гипотезы применялся комплекс следующих методов исследования: теоретические –метод анализа и синтеза; системный анализ, позволяющий охарактеризовать ситуацию; метод моделирования, применяемый при разработке комплексной программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.

Структура  работы: курсовая работа состоит  из: введения, двух  глав, заключения, списка  литературы, приложений.

 

Глава I. Особенности социально-педагогической реабилитации

1.1. Социальная значимость реабилитации инвалидов

 

После принятия Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» был разработан ряд целевых федеральных и региональных программ, объединяющих усилия различных ведомств в этой области. В сложившейся социально-экономической ситуации продолжение социальной политики в отношении инвалидов путем расширения им перечня льгот вряд ли может быть признано целесообразным и осуществимым.1 Приходится соизмерять реальные возможности, состояние бюджета и актуальность приведения тех или иных мер. В России льготы и компенсации инвалидам никогда не были привязаны к оценке нуждаемости и доходов инвалида или его семьи. В настоящее время назрел вопрос о целесообразности оказания адресной помощи с учетом реальных потребностей инвалида. Необходимы и другие подходы к решению проблемы.

Особую актуальность приобретает программа развития медико-комплексной социальной реабилитации инвалидов. Она предусматривает социальную защищенность и предоставление широких возможностей для восстановления утраченных функций трудоспособности, роста личностного потенциала, интеграции в общество.

Развитие комплексной реабилитации инвалидов имеет огромное социальное значение, в первую очередь по причине ее взаимосвязи с системой общественных отношений и их воспроизводства. Данная взаимосвязь имеет сложный и многоуровневый характер. Общественные отношения включают в себя широкий спектр взаимоотношений людей, начиная от духовных, социально-психологических, социокультурных и кончая социальными, экономическими, политическими и т.д. Кроме того, и процесс воспроизводства народонаселения, и процесс воспроизводства совокупного общественного продукта осуществляются в их опосредовании общественными отношениями того или иного рода.

Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством важнейших из аспектов – составных частей системы общественных отношений осуществляется следующим образом:

  1. Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством духовных, социальных и социально-психологических общественных отношений. Духовное начало в человеке служит основой генерирования его мировоззрения, смыслополагания, жизненных ценностей, фундаментального целеполагания (телеологии).
  2. По поводу всех этих элементов складываются и развиваются общественные отношения, которые постоянно воспроизводятся, при изменении в процессе воспроизводства их качества, направленнности, глубины.

Во всех этих общественных отношениях, находящихся в постоянном воспроизводстве, так или иначе, в зависимости от характера и уровня духовного развития отдельных людей и состояния духовной составляющей их общественных отношений всегда присутствует взаимосвязь данных отношений с:

 а) потенциальной возможностью потери по причине инвалидности трудоспособности в детском возрасте;

б) фактически наступившей инвалидностью для части членов общества;

 в) мероприятиями, проводимыми в обществе, по комплексной реабилитации инвалидов в образовательных учреждениях различного типа, социальном функционировании.

В одних обществах данные отношения строятся на принципах высокой духовности и гуманизма, в других – на началах пессимизма со стороны инвалидов и холодной расчетливости, сочетаемой с жестокостью, со стороны общества.

Развитие в членах общества сочувственного отношения к инвалидам, стремления оказать им разнообразную помощь формирует в человеческой среде в человеческой среде отношения гуманизма, сотрудничества и взаимопомощи, улучшает социокультурную составляющую общества, облагораживает его социальную психологию.

Духовная, психологическая, социокультурная готовность общества взять под свою защиту инвалидов создает у всех здоровых граждан чувство социальной защищенности перед лицом различных превратностей судьбы.

3.  Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством социальных общественных отношений.

Комплексная реабилитация инвалидов в меру ее ресурсного обеспечения и действенности позволяет разрешить ряд важнейших проблем формирования и развития социальных отношений в общественной системе, процесса их воспроизводства, в частности:

  • создать социальные гарантии гражданам на случай инвалидности;
  • в возможно большей степени нейтрализовать, смягчить последствия инвалидности;
  • уменьшить социальную напряженность в обществе, укрепив его социальную стабильность за счет обеспечения инвалидам уровень жизни, соответствующего критериям человеческого достоинства.

В свою очередь, для ресурсного, организационно-управленческого и правового обеспечения процесса комплексной реабилитации инвалидов в рамках социальных отношений общества должны быть созданы соответствующие социальные механизмы, направленные на осуществление комплексной реабилитации инвалидов возможно более полным и эффективным образом. Такие механизмы должны постоянно воспроизводиться на расширенной основе при их качественном улучшении.                                

4.  Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством экономических общественных отношений.

Воспроизводство той части экономических отношений, которая особенно тесно взаимосвязана с процессом комплексной реабилитации инвалидов, создает экономические основы pecypcного и организационно-управленческого, а также хозяйственного обеспечения процесса комплексной реабилитации инвалидов, его воспроизводства на устойчивом экономическом фундаменте.2

В свою очередь, характер, полнота, направленность, интенсивность комплексной реабилитации инвалидов оказывают существенное воздействие:

  • на качественные, количественные и структурные параметры важнейшего экономического фактора трудовых ресурсов, а именно в части примерно 10 % их численности;
  • особенности хозяйственного механизма в части вовлечения в процесс труда и использования в нем инвалидов;
  • долю потребностей в рамках сферы потребления общественного воспроизводства в части специфических потребностей инвалидов;
  • долю платежеспособного спроса внутри страны, обусловленную особенностями платежеспособного спроса инвалидов;
  • создание ориентиров и стимулов для производства товаров и оказания услуг, удовлетворяющих специфические потребности инвалидов.

5. Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством научно-технических и технико-технологических отношений.

Комплексная реабилитация инвалидов оказывает определенное влияние:

  • на проведение ряда научных исследований по проблемам инвалидности, разработки научно-методологических аспектов и технологий комплексной реабилитации, создания технических средств реабилитации инвалидов;
  • внедрение в технологические процессы приспособлений, предназначенных для адаптации производства к труду инвалидов;
  • приспособление некоторых технологических операций к особенностям труда инвалидов.

Вышеназванные процессы способствуют развитию предприятий реабилитационной индустрии, дальнейшему продвижению направлении технико-технологического обеспечения комплексной реабилитации инвалидов, что, в свою очередь, создает условия для более полного и эффективного вовлечения все возрастающего числа инвалидов в такой процесс производства, который отличается высокой технической оснащенностью, применением наиболее совершенных достижений научно-технического прогресса.

6.  Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством политических общественных отношений.

В любом обществе инвалиды, соответственно и процесс их социальной реабилитации играют определенную роль в политических отношениях, структурах и механизмах, проведении политического курса, следовательно, задействованы и в процессе воспроизводства политических отношений.                                       В зависимости от социального, политического положения инвалидов в обществе, степени удовлетворения их разнообразных потребностей, прежде всего, жизненно важных, действенности мероприятий в рамках комплексной реабилитации инвалидов формируется воздействие инвалидов в качестве социальной группы на политические процессы и структуры, определяются характер направленность такого воздействия.

7.  Взаимодействие комплексной реабилитации инвалидов свое производством международных общественных отношений. Процесс общественного воспроизводства неизбежно выходит за рамки национально-государственных границ, соответственно международные отношения всех видов воспроизводятся, как правило, на расширенной основе. Данный процесс интегрируется по мере развития глобализации.

Международные общественные отношения охватывают также инвалидов, опосредуют в определенной мере и процесс их комплексной реабилитации. Это проявляется во все более широком диапазоне параметров, начиная от международного разделения труда и кооперирования производства в области разработки и изготовления разнообразных технических средств и приспособлений, медикаментов и т.п., необходимых для повышения действенности комплексной реабилитации инвалидов, и кончая проведением спортивных международных соревнований среди инвалидов, участием их в международном туризме. При этом инвалиды, будучи задействованными в комплексной реабилитации, с одной стороны, принимают участие в развитии соответствующих международных общественных отношений, с другой – пользуются их результатами для повышения своего жизненного уровня, который во многом зависит от того, насколько эффективно реализуются общественные и индивидуальные программы в области комплексной реабилитации инвалидов.3

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов