Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является: изучение специфики социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, а также разработка программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.
Исходя из поставленной цели мы определили следующие задачи:
– исследовать особенности социально-педагогической реабилитации;
– выявить сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов;
– разработать программу социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.

Содержание

Введение 3
Глава I. Особенности социально-педагогической реабилитации 6
1.1. Социальная значимость реабилитации инвалидов 6
1.2. Сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов 14
Выводы по главе I. 20
Глава II. Содержание программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов 22
2.1. Особенности построения программы социально-педагогической реабилитации детей инвалидов 22
2.2. Моделирование программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов 26
Выводы по главе II. 30
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов курсовая.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

II этап. Среднее звено (5-9 классы).

Цель: совершенствование адаптационных механизмов у учащихся среднего звена.

Задачи:

  • углубление представлений ребенка о самом себе, о своем заболевании об особенностях общения со сверстниками и взрослыми;
  • ознакомление детей с приемами работы по саморегуляции, развитию эмоционально-волевой, познавательной, коммуникативной сферы;
  • развитие стремления к самопознанию, раскрытию собственных возможностей;
  •   формирование здоровой самооценки.

Программа работы на этом этапе имеет следующую структуру:

  1. Проведение консилиумов по преемственности «3-5 классы». Проведение плановой совместной работы психолога и учителей начальной и средней школы по подготовке детей ко II ступени, выработке единых подходов к образовательному, коррекционно-развивающему процессу.
  1. Оказание психологической помощи в разработке и реализации индивидуального маршрута ученика с учетом физических и психологических, интеллектуальных возможностей, способностей, интересов. Психологическое сопровождение дифференцированного подхода.

  1. Совместное составление с педагогами коррекционной карты класса, выработка программы по работе с детьми из «групп» и «зон» «риска». Проведение коррекционных занятий.
  2. Дальнейшее психологическое образование учащихся. Проведение в 5-х классах факультативов по теме «Социально-психологическая адаптация» (См. Приложение 4), в 6-х и 7-х классах – по теме «Формирование межличностных отношений» (См. Приложение 5). В курсе валеологического образования в 8-х классах проводится психологический курс «Познай себя» (См. Приложение 6).
  3. Все эти занятия направлены на развитие у учащихся интереса к самопознанию, обеспечение развития их коммуникативной,         эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, на разработку программ по самосовершенствованию, на постановку целей развития и выработку стратегий личности, несмотря на ограниченные возможности.
  4. Проведение работы по профессиональному самоопределению учащихся 8-9 классов на основании имеющихся у детей знаний о собственных психологических особенностях с учетом программ саморазвития. Работа проводится совместно с воспитателями и врачами.                                                                              

Вероятно, следует остановиться более подробно на проблеме профориентационной работы. Дети-инвалиды (заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения центральной нервной системы и т.д.) имеют ограничения в профессиональном выборе. Им не рекомендована работа, связанная с тяжелыми физическими нагрузками, частыми командировками, длительным удержанием статического напряжения (то есть работа, связанная с длительным пребыванием в позе «сидя» или с постоянным нахождением в положении «стоя»). Также не рекомендуется работа, связанная с длительным удержанием внимания и повышенной ответственностью (например, диспетчер), так как у людей с данным заболеванием быстро развивается  утомление.

Таким образом, профессиональная сфера деятельности ограничивается требованиями положения «я могу». Область, в которой более эффективно могут проявить себя выпускники специализированных учреждений, связана с интеллектуальной деятельностью (сферы «человек-человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ»), и знания об этом дети получают уже в 6-7 классе на занятиях по валеологии и психологии. Подчеркивается необходимость получения достаточно высокого уровня образованности, позволяющего продолжить образование в дальнейшем.      

Выводы по главе II.

Программа реабилитации – это система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается вместе с родителями командой специалистов, состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов как сложная многоуровневая система, предполагает три основных компонента.  На первом уровне реабилитации (микроуровне) сам ребенок рассматривается как система. Воздействие идет на тело и психику ребенка. Второй уровень реабилитации – мезоуровень. На данном уровне нетипичный ребенок рассматривается в рамках социального окружения, семьи, исследуются его взаимодействия с другими детьми, сверстниками, друзьями, рассматривается влияние школы. Третий уровень – макроуровень. Он предполагает рассмотрение ребенка в рамках всего социума. Сюда входит, прежде всего, социальная политика, государственные программы, учреждения, мероприятия, общественные объединения, фонды и т. д. Составленная программа позволит добиться определенной положительной динамики в развитии адаптационных способностей детей-инвалидов к самостоятельной жизнедеятельности с учетом особенностей их здоровья.

Показателем успешности, по нашему мнению, будет являться тот факт, что все дети будут психологически раскрепощены. Не бояться жизненных трудностей, смогут  саморазвиваться и реализоваться как Личности.  Однако, следует отметить, что педагогическим коллективам различных специализированных учреждений и Центров реабилитации необходимо продолжать работу по совершенствованию механизмов социально-педагогической реабилитации и адаптации детей-инвалидов в условиях «взрослой» жизни, то есть требуется работать над развитием самостоятельности учащихся, формировать у них всестороннее представление об окружающей действительности и умение с ней взаимодействовать.

 

Заключение

 

В заключении отметим, что «Инвалидное сознание» характеризуется следующими установками: «Я ущербный и никогда не смогу стать нормальным»; «Я несчастный, и все обязаны мне помогать»; «В том, что у меня ничего не получается, виноваты другие, и я не могу ничего изменить».

В качестве основных путей преодоления «инвалидного сознания» мы выделили: развитие позитивной самооценки; создание образа своего «Я» и образа окружающего мира; создание пространства (как межличностного, так и профессионального) для реализации позитивной самооценки и ее укрепления.

Реабилитация детей-инвалидов возложена в нашем государстве на медицинские учреждения и социальные службы. Несогласованность в их действиях, а также недооценка влияния социальной среды как важнейшего воспитывающего фактора нередко затрудняют процесс реабилитации. Практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с нарушениями здоровья обусловлены не только биологическими (наследственными) факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена активная самостоятельная, а также совместно-раздельная деятельность. Принципиально новые подходы к реабилитации детей с ограниченными физическими и психическими возможностями удастся реализовать с помощью разработанной программы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Основной заботой социальных педагогов, психологов, врачей становится вытеснение стереотипов ущербности внутреннего мира ребенка-инвалида, замена их позитивными установками, что положительно отражается на психическом здоровье и раскрытии творческого потенциала детей. Ключевая же идея реабилитации заключается в построении разумной перспективы будущей жизнедеятельности ребенка.

Успех    работы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов  зависит  от  объединенных  усилий  педагогических  и  медицинских  учреждений, обеспечение  четкого  взаимодействия  и  преемственности  в  работе  всех  социальных  институтов  и  заинтересованных  органов, координации  всех  педагогически-психологических и медицинских мероприятий.

Таким  образом, специально  организованная  работа  социального  педагога, направленная на социально-педагогическую реабилитацию детей-инвалидов  должна способствовать адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в социуме, дать возможность профессионально и творчески состояться.

 

Список литературы

 

  1.  Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизнедеятельности / Под ред. Ю.А. Носовец, С.В. Ульяшиной. – М, 2000. – 36 с.
  2. Базоева И. 3. Механизм формирования региональной, социальной политики государства переходного периода: Автореф. дис. ... канд. экон. - М., 1996. – 21 с.
  3. Бгажкова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. – 1995. – №1. – С. 30–33.
  4. Возможности реабилитации детей  с умственными и физическими ограничениями средствами образования. – М.: Ин-т педагогических инноваций Российской Академии Образования, 1995. – 125 с.
  5. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.  Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
  6. Кавокин С. Н. Основы управления процессом комплексной реабилиции инвалидов. Часть 1. – М., 2003. – 205 с.
  1. Кавокин С.Н. Инвалиды и общество (организационно-правовой аспект). – М., 2002. – 222 с.

  1. Комплексная реабилитация инвалидов / Под ред. Т.В. Зозули – М.: Академия, 2005. – 304 с.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка. 1990 г.
  3. Максимова И. Центр реабилитации детей-инвалидов // Воспитание школьников. –2006. – №1. – С. 26–30.
  4. Основы специальной психологии / Под ред. Кузнецовой. – М.: Академия. 2008. – 480 с.
  5. Рабочая книга социального педагога. Часть 2: Социальная педагогика. – Орел: Книга, 1995. – 157 с.
  6. Социальная  педагогика: Курс  лекций / Под  об. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. – 544с.
  7. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Изд-во МСГУ «Союз», 1998. – 326 с.
  8. Социальная работа с группами риска // Гуслякова Л.Г., др. Сборник задач и упражнений по социальной работе. – М., 1994. – С.61–79.
  9. Социальная работа с инвалидами. – М.: Ин-т социальной работы Российской ассоциации работников социальных служб, 1996. – 230 с.
  10. Федеральный закон № 181. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». – 24.11.95.

 

 

 

Приложение

Приложение 1. План поэтапной реабилитации.

 

Наименование этапа

Цель этапа

Ответственные

Сроки исполнения

Форма отчетности

Социальное обследование семьи, установление проблемы

Сбор необходимых сведений о семье и ребенке

Специалист по социальной работе

__

Карта социального обследования семьи

Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР)

Координация реабилитационных мероприятий

Специалисты согласно ИПР

В зависимости от предписания в п.2

Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий

Мониторинг выполнения ИПР

Обеспечение выполнения реабилитации

Специалист по социальной работе

Согласно ИПР

Записи в контрольном листе ИРП

Оценка выполнения ИПР

Оценка эффективности реабилита-ционных мероприятий

Команда специалистов и родители

Согласно ИПР

Записи в контрольном листе ИПР

Корректировка ИПР

Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации

Команда специалистов и родители

В течение недели после п.5

ИПР (новый вариант)


 

 

Приложение 2. Карта индивидуальной программы реабилитации

инвалида

Карта №_

к Акту освидетельствования № от «___» 200 г.

Учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы

(название) _____________________________________ №______________

1. Ф.И.О.________________________________________________________

2. Пол

3. Дата, год рождения__________________________________________

4. Адрес постоянного или временного  проживания (подчеркнуть):

почтовый индекс_______________ город (район)_______________

село_______________________ улица___________________________

дом________

корпус_

квартира_

телефоны:

раб.____________

дом.___________

5.  Гражданство___________________________________________________

6. Общее образование:

6.1.  не имеет

6.2. вспомогательная школа (класс)

6.3. начальное

6.4. неполное среднее

6.5. среднее

3.  Социально-бытовой статус:

13.1. семейный (указать количество членов семьи)_________________, 

13.2. сирота

15.  Социально-средовые условия:

15.1.  собственный дом (общая площадь кв.м__________)

15.2.  отдельная квартира (общая площадь кв.м______        )

15.3. комната в коммунальной квартире (общая площадь кв.м______)

15.4. арендуемая отдельная квартира (общая площадь кв.м_________)

15.5. арендуемая отдельная комната (общая площадь кв.м__________)

15.6.  нахождение в специализированных учреждениях (общая площадь кв.м)______________________________________________________)

15.7. этаж                         лифт______________пандус

15.8. удаленность жилья от транспортных коммуникаций

15.9.  удаленность жилья от места работы

15.10.  централизованное отопление (да, нет)

15.11.  отопление с использованием привозного сырья (уголь, торф, дрова, газ)

15.12.  централизованное электричество

15.13.  канализация

16. Источники доходов:

16.1.  пенсия по старости_____                 руб/месяц .

16.2.  пособие по инвалидности руб/месяц .

16.3. другие социальные выплаты руб/месяц .

16.4. стипендии_____ руб/месяц .

16.5. другие источники доходов руб/месяц .

17. Группа инвалидности

19. Динамика инвалидности за  последние 5 лет (по годам)

20.  Общая продолжительность инвалидности

21.  Клинический диагноз:

21.1. шифр основного заболевания

21.2.  шифр сопутствующего заболевания 21.3. шифр осложнения

22.  Клинический прогноз:

23. Оценка реабилитационного потенциала:

23.1. Состояние:

-  физического развития

-  психоэмоциональной выносливости

-  эмоциональной устойчивости

23.2. Уровень развития:

- профессионально важных знаний

-  профессионально важных навыков

-  профессионально важных умений 

23.3.  Оценка социально-психологического  и социально-экономического статуса:

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов