Социально-педагогическое консультирование детей «группы риска» в условиях современной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить педагогические условия успешного использования консультирования, обеспечивающие оптимальное решение проблем детей группы риска.
Задачи исследования:
Уточнить понятие «группа риска», выявить особенности поведения детей группы риска в современной школе путем анализа психолого-педагогической литературы.
Проанализировать особенности использования консультирования в школе, определить его влияние на изменение поведения детей группы риска.

Содержание

Введение
1.Сущность понятия «группа риска» 5-8с
2. Особенности детей группы риска в условиях современной школы 9-12с
3. Сущность и понятие «социально-педагогическое консультирование»13-18с
4.Технология организации социально- педагогического консультирования детей группы риска 19-23с
Заключение
Список Литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Беляк (2).doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Комитет по образованию 

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования

Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга

 

 

 

 

Защищена с оценкой _______________

Протокол № ____ от _______________

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Социально-педагогическое консультирование детей «группы  риска»

в условиях современной школы

 

 

 

 

студентки 232 группы

Беляк Александры Игоревны

специальность 050711

«Социальная педагогика»

 

 

Руководитель 

                                                                           Крестникова Наталья Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

Содержание:

 

Введение 

1.Сущность понятия  «группа риска» 5-8с

2. Особенности детей группы риска в условиях современной школы 9-12с

3. Сущность и понятие «социально-педагогическое консультирование»13-18с

4.Технология организации социально- педагогического консультирования детей группы риска 19-23с

Заключение

Список Литературы

Приложение  №1

Приложение  №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «группа риска».

В последнее  время о трудных школьниках пишется  и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников.

Состав трудных  детей далеко неоднороден, и причины  этой трудности неодинаковы. Трудность  школьников обуславливается тремя  основными факторами: педагогической запущенностью, социальной запущенностью, отклонениями в состоянии здоровья.

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других –  их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

На наш взгляд наиболее эффективным методом исправления  этой проблемы, является социально - педагогическое консультирование. В данном методе мы не подсказываем ребенку, как выйти из проблемы, а только направляем его, а решение испытуемый  принимает самостоятельно. Для лучшего анализа своих ошибок мы предложим испытуемому воспользоваться приемом в социально- педагогическом консультировании, сочинение.

Цель исследования: Выявить  педагогические условия успешного  использования консультирования, обеспечивающие оптимальное решение проблем  детей группы риска.

Задачи исследования:

  1. Уточнить понятие «группа риска», выявить особенности поведения детей группы риска в современной школе путем анализа психолого-педагогической литературы.
  2. Проанализировать особенности использования консультирования в школе, определить его влияние на изменение поведения детей группы риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность понятия «группа риска»

Понятие «риск», в словаре  русского языка С.И Ожегова, трактуется как возможная опасность, а практический психологи  рассматривают риск как  особенности  деятельной активности, задающие очевидную неопределенность ее результата и порой обусловливающие негативные или даже пагубные последствия для субъекта. В словаре социального психолога отмечается, что риск- это ситуативная характеристика  деятельность, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случаи неуспеха. [2;9-10с]

Все обозначенные трактовки обладают рядом характерных черт, которые предполагают:  неопределенность результатов каких либо действий, опасность возникновения негативных последствий в результате определенной активности, источник опасности может быть как внешним, так и внутренним.

Понятие «дети группы риска» может считаться сегодня  общепринятым, однако существуют различные  его трактовки, поэтому оно нуждается  в уточнении и развитии. Слово  «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов:

  1. Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия. Парадоксом времени является то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании детей.
  2. Медико-социальные факторы: экологически неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.
  3. Социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетним либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.
  4. Социально-психологические и психолого-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.
  5. Криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, семейные дебоши, проявления жесткости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры. [3;10-11с.]

Важной особенностью детей группы риска является низкий уровень развития родителей. Педагогически некомпетентные семьи характеризуются отсутствием внимания к развитию познавательных способностей ребенка, расширением его кругозора, получению образования, а также несоблюдением и  отрицанием социальных норм. Последствия воспитания в таких семьях может стать: безнадзорность, слепое подчинение, заниженная или завышенная самооценка. [22;55с. ]

Особенности детей  «группы риска»

1. Отсутствие ценностей,  принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение  в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.

2. Проецирование на  себя современной жизни собственных  родителей, напоминающей гонки  на выживание.

3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.

4. Среди ценностей  на первом месте – счастливая  семейная жизнь, на втором –  материальное благополучие, на третьем  – здоровье.

5. В то же время,  кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса.

6. Подкрепление потери  ценности образования в реальной  жизни – пример тех, кто  плохо учился или не учился  совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) – без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».

7. Повышенный уровень  тревожности и агрессивности.

8. Преобладание ценности  красивой, легкой жизни, стремления  получать от жизни одни удовольствия. [17;26 с]

Р. Джессор отмечает что, явных признаков у детей группы риска может и не быть, а наличие  вышеперечисленных признаков не всегда говорит о том, что ребенок  находится в «рисковой» ситуации.

Вывод

К детям «группы риска» мы относим детей с особенностями в развитии, так как их специфика, обусловленная нарушениями физического, социального, нравственного состояния создает неблагоприятные условия для воспитания и создает широкую зону риска. Детей с особенностями развития необходимо рассматривать как индивидуальность, имеющую больше неповторимых качеств, влияющих на их развитие и требующих создания специальных педагогических условий для воспитания. Мы выяснили что, риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации.

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из  факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В группу риска объединяют детей, которые по генетическим, биологическим, социально-психологическим и социально-педагогическим причинам не в состоянии без посторонней квалифицированной  помощи преодолеть возникающие трудности. Таким образом, важной частью помощи детей в социокультурном аспекте является педагогическая, психологическая и социальная составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействия его развития и успешной социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности детей группы риска в условиях современной школы

В зависимости от того, какие факторы или поведенческие проявления личности ставятся в центр внимания, формируются варианты типологии группы риска М. Раттер разделил  детей «группы риска» на 2 категории:

1. Детей с «социализированными  формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспособляются к социальным нормам внутри антиобщественных групп.

2. Детей с несоциализированным  антиобщественным агрессивным поведением, имеют значительные эмоциональные  расстройства, проявляющие в негативизме, агрессивным поведением.

Педагогический взгляд на категорию группы риска в центр внимания ставит процесс обучения и воспитания ребенка, при осуществлении которого возникают значительные трудности. В этом случаи такие группы включают в себя: детей требующих медицинской помощи, в современной массовой школе обучается достаточно большое количество детей со значительными отклонениями от медицинской нормы. Обучение и воспитание таких детей ставит перед школой, по меньшей мере, две серьезные проблемы: во-первых, как помочь им нормально развиваться и, во-вторых, как свести к минимуму возможные отрицательные последствия их совместного обучения с другими детьми; педагогически запущенных детей, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был допущен педагогический просчет, педагогическая ошибка; неуспевающих детей, это дети, которые не могут продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который требуется в данном возрасте; недисциплинированных детей, которые не следуют определенному порядку и правилам. В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития,

психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, и т.д. Если не соблюдаются данные условия, у ребенка могут возникнуть различные  проблемы в обучении и поведении, которые впоследствии могут перейти в девиации. Рассмотрим проблемы ребенка в трудной жизненной ситуации.[2;11-12стр.]

О.В. Агошкова, Т.Б Гасман, Т.Н  Подубная выделяют основные проблемы ребенка, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.(Приложение№1)

Характер проблемы:

Эмоционально-личностные - выражаются в страхах, тревожности, акцентуации характера, психопатии. В социуме может проявляться: агрессией, апатией. Причиной может стать, семейное неблагополучие.

Учебно-познавательные - выражаются в низкой успеваемости и отсутствием мотивации к учебно-познавательной деятельности, соответственно будет испытывать трудности в обучении. Причиной может стать, школьное неблагополучие, педагогическая запущенность.

Поведенческие - выражается в дезадаптации, несформированности социально-бытовых и коммуникативных умений. Возможно проявление конфликтности. Причиной может стать –асоциальные группы сверстников.

Соматические- задержка психического и физического развития. Возможно частая заболеваемость и утомляемость. Причиной могут стать, родовые травмы, болезни в детстве. [22;15с. ]

Заявленная нами проблема – дети "группы риска"– особенно актуальна  для возраста от 10 до 14–15 лет. Особое внимание к психическому здоровью подростков, а также своевременное выявление и профилактика различных отклонений необходимы по трем причинам.

Во-первых, морфологические  и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно. [9;4с.]

Совершение поступков, которые противоречат нормам социального  поведения в том или ином сообществе, называется девиантное поведение.

В соответствии с теорией  Р. Мертона, девиантное поведение возникает, прежде всего тогда, когда общественно  принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения. [12;116 с.]

Информация о работе Социально-педагогическое консультирование детей «группы риска» в условиях современной школы