Содержание:
Введение …………………………………………………………….3
– 5стр.
Глава1. Проблема социально
– психологической адаптации детей с
синдромом Дауна в семье.
- Социально – психологическая
адаптация детей с синдромом Дауна как
психолого – педагогическая проблема……………………………6 – 8стр.
1.2. Организация исследования
детско-родительских отношений в
семьях с ребенком с синдромом Дауна……………………………8
- 10стр.
1.3 Воспитание ребенка с
синдромом Дауна в семье …………10 – 12стр.
Выводы по 1главе……………………………………………………..13стр.
Глава2. Методика профилактики
социально – психологической дезадаптации
ребенка с синдромом Дауна в семье.
2.1.Советы семье, воспитывающей
ребенка с синдромом Дауна 14 - 16стр.
2.2.
Методические рекомендации родителям
по профилактике
дезадаптации ребенка с синдромом Дауна………………………17
- 18стр.
2.3.Методики обучения
ребенка с синдромом Дауна …………….18 –
21стр.
Выводы по 2 главе……………………………………………………
22стр.
Заключение………………………………………………………….
.23 - 24стр.
Список литературы………………………………………………..25
– 27стр.
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы семьи, имеющей ребенка
с отклонениями в развитии, проявляются
в различных сферах ее жизни. В истории
развития человечества взаимоотношения
семьи и общества прошли путь от диктата
социума, предписывающего избавляться
от неполноценных младенцев, до понимания
необходимости оказания помощи и поддержки
таким семьям. Следует отметить, что ситуация
проблемности возникает в семье с момента
рождения в ней ребенка с психофизическими
недостатками и проявляется как отношение
социума к дефекту. В эти отношения включаются
и близкие.
Социальная поддержка ребенка
с синдромом Дауна - это целый комплекс
проблем, связанных с его выживанием, лечением,
образованием, социальной адаптацией.
В Российской Федерации в последние
годы социально-политических преобразований
был принят ряд законов и нормативных
актов со стороны государственных и правительственных
структур. Эти нормативно-правовые документы
рассматривают лиц, имеющих проблемы в
интеллектуальной, физической, психологической
сферах, как объект особой общественной
заботы и помощи. А отношение общества
к таким людям становится критерием оценки
уровня его цивилизованности и развития.
В нашей стране уже созданы и действуют
центры ранней педагогической помощи,
начинаются попытки интегрированного
образования таких детей.
Актуальность исследования
на сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической
реабилитации отдельных детей с синдромом
Дауна, когда в результате огромных усилий
психологов и дефектологов они становились
полноценными людьми, обучались в обычных
школах и даже могли получить высшее образование.
Это говорит о том, что работа с такими
детьми — дело небезнадежное, но требующее
специальных знаний и больших душевных,
физических затрат. Им нужно чуть больше
помощи, внимания и понимания - как со стороны
семьи, так и всего общества. Синдром получил
название в честь английского врача Джона
Дауна, впервые описавшего его в 1866 году.
Цель коррекционной работы
с детьми с синдромом Дауна - их социальная
адаптация, приспособление к жизни и возможная
интеграция в общество. Необходимо, используя
все познавательные способности детей,
и, учитывая специфику развития психических
процессов, развивать у них жизненно необходимые
навыки, чтобы, став взрослыми, они могли
самостоятельно себя обслуживать, выполнять
в быту простую работу, повысить качество
их жизни и жизни их родителей. Эти обстоятельства
послужили основанием для выбора темы
нашего исследования: «Социально-психологическая
адаптация детей с синдромом Дауна в семье».
Объект исследования – социально
- психологическая адаптация детей с синдромом
Дауна.
Предмет исследования — влияние семьи
на социально – психологическую
адаптацию ребенка с синдромом Дауна .
Цель исследования — изучить
семью как фактор успешной социально -
психологической адаптации детей с синдромом
Дауна и разработать методические рекомендации
для улучшения социально – психологической
адаптации.
Гипотеза исследования.
Мы предположили, что успешность
социально - психологической адаптации
детей с синдромом Дауна зависит от благоприятных
социальных условий детско-родительских
отношений и правильной организации семейного
воспитания.
Задачи исследования:
1)проанализировать психолого-педагогическую
литературу по теме исследования;
2)рассмотреть социально-психологические
особенности адаптации детей с синдромом
Дауна;
3)рассмотреть роль семьи в развитии
социально – психологической адаптации
ребенка с синдромом Дауна;
4) на основе сформулированных
выводов разработать методические
рекомендации семье по улучшению
социально – психологической
адаптации.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
- Социально – психологическая
адаптация детей с синдромом Дауна как
психолого – педагогическая проблема.
Проблема обучения и воспитания
детей с синдромом Дауна, оказание им своевременной
комплексной психолого-педагогической
помощи в последние годы стала предметом
пристального внимания ученых и практических
работников системы специального образования.
Возросший интерес к этой проблеме
связан, прежде всего, с наличием стойких
негативных стереотипов в отношении возможностей
развития таких детей, распространенных
в социально-педагогической и психологической
практике и с отсутствием научно обоснованных
данных о возможностях их обучения и воспитания.
Семьи, в которых растут дети с синдромом
Дауна, страдают от недостатка психолого-педагогической
и социальной поддержки, а более всего
от негативного отношения к ним общества.
Синдром Дауна — одно из самых
распространенных генетических нарушений.
Дети с этим синдромом рождаются с одинаковой
частотой во всех странах мира, независимо
от уровня благосостояния или экологии.
В нашей стране ежегодно рождается около
двух с половиной тысяч детей с синдромом
Дауна.
Впервые описал синдром Дауна
в 1866 году британский врач, генетик Джон
Лэнгдон Хэйдон Даун. В своей работе «Заметки
по этнической классификации умственно
отсталых» он предпринял попытку отнести
известные ему группы умственно отсталых
детей к определенным расам и назвал его
«монгольский тип идиотии», из-за узких
раскосых глаз, придающих им внешнее сходство
с людьми монголоидной расы. А вот связь
этого синдрома с генетическими нарушениями
была доказана в 1959 году французским ученым
Жераром Леженом. Он обнаружил причину
синдрома — нерасхождение одной из хромосомных
пар, обозначаемой как 21-я. Это состояние
называется трисомией по 21-й паре хромосом.
В России этот синдром был описан в 80-х
годах XIX века отечественным психиатром
П.И. Ковалевским.
Современные исследования показывают,
что практически все дети с синдромом
Дауна отстают в интеллектуальном развитии,
но внутри этой категории их интеллектуальный
уровень сильно различается . Проблема
социальной адаптации и реабилитации
детей с синдромом Дауна заключается в
том, что данный синдром не является болезнью,
успешно коррегируемой медикаментозно,
это особый тип развития, требующий специальных
условий обучения. В последнее время люди
с этим диагнозом все чаще начинают жить
самостоятельно, устраиваются на работу,
принимают участие в самых различных видах
общественной деятельности.
Несмотря на то, что сегодня
в нашей стране накоплен определенный
опыт реабилитационной и коррекционной
работы с такими детьми, неразрешенных
проблем остается еще много.
Во-первых, несформированность
общественного мнения по отношению
к социальной востребованности
этих детей.
Во-вторых, недостаточность
информации в обществе, связанной с популяризацией
научных данных о природе синдрома, методах
и приемах оказания помощи, обучения и
воспитания.
В-третьих, отсутствие системы
психолого-педагогической поддержки семей,
воспитывающих таких детей.
В-четвертых, отсутствие образовательного
пространства для таких детей в общеобразовательной
среде.
В-пятых, несработанность системы
раннего обучения и воспитания детей с
синдромом Дауна.
В-шестых, отсутствие социальных
перспектив будущего профессионального
становления и дискриминация при трудоустройстве
молодых людей данной категории.
В-седьмых, отсутствие системы
поддерживаемого проживания и трудоустройства.
Сегодня во многих странах мира
проблема социальной интеграции людей
с синдромом Дауна активно решается путем
развития системы социального обслуживания,
внедрения новых подходов к организации
их проживания, обеспечения широких возможностей
для проведения досуга и общения, вовлечения
их в профессиональную и творческую деятельность,
включения в общественную жизнь.
- Организация психолого – педагогической
работы в семье с ребенком с синдромом Дауна.
В семье должен быть обеспечен
здоровый психологический климат, должны
выполняться рекомендации лечебно-оздоровительного
и воспитательного характера, обеспечивающие
полноценное развитие личности ребенка.
Важными являются вопросы питания,
режима дня, двигательной активности ребенка,
система его закаливания, общения с ним.
Наряду с воспитанием гигиенических навыков
для социальной адаптации важно приучать
ребенка к доступной для него деятельности,
к развитию навыков самообслуживания,
к труду. Должна проводиться целенаправленная
работа по развитию диалогической и монологической
речи, по организации игр детей и с детьми.
Семья — значимый фактор развития творческих
способностей ребенка. Музыка, пение, танцы,
рисование, спорт — каждый из этих аспектов
имеет и воспитательное, и коррекционно-развивающее
значение.
Роль семьи значима для ребенка
любого возраста, а каждый этап развития
ребенка диктует свою специфику работы
семьи с ребенком и психотерапевтической
работы с семьей. На всех этапах работы:
диагностирующем, реконструктивном и
поддерживающем — большое значение имеет
взаимоинформирование специалистов и
родителей об особенностях развития и
личности ребенка, совместный с родителями
и специалистом анализ конкретных ситуаций,
связанных с воспитанием ребенка, это
поможет выбрать правильный стиль поведения
взрослых, общения их с ребенком.
Работа с семьей направлена
на стимулирование их обращения в консультацию,
в медицинское или педагогическое учреждение
— к врачу, психологу, педагогу. Семейная
психотерапия — ролевая и психоаналитическая
— включает психопропаганду, коррекцию
внутрисемейных отношений, профилактику
эмоциональных и других нарушений у членов
семьи. С родителями проводятся собрания,
индивидуальные и групповые беседы, практикуется
их посещение на дому, прямая и косвенная
психотерапия направляется не только
на ребенка, но и на семью с учетом ее особенностей.
За рубежом большую работу в этом плане
проводят ассоциации родителей, дети которых
имеют сходные проблемы. Эти общественные
объединения координируют сотрудничество
родителей, врачей, психологов, педагогов,
повышают психолого-педагогическую культуру
родителей, вооружают их специальными
знаниями, умениями, навыками.
Для совершенствования организации
психологической помощи семье, а следовательно,
и детям через семью, для повышения ее
эффективности представляется наиболее
важным активное привлечение родителей
к работе педагогических коллективов
дошкольных учреждений и школ, к работе
психологов; разработка специальных программ
работы с родителями, подготовка для родителей
специальной литературы в помощь семейной
психокоррекции и психопрофилактики,
разработка приемов индивидуальной работы
с родителями проблемных детей, обучение
родителей конкретным приемам психокоррекционной
и воспитательной работы.
Дальнейшее обоснование теоретических,
организационных и методических основ
психологической работы с семьей повысит
ее значимость в системе воздействия на
детей и подростков. А использование коррекционно-воспитательного
и психопрофилактического потенциала
семьи в системе воздействия на подрастающее
поколение повысит результативность психолого-педагогической
работы в целом.
Активизация подготовки специалистов
для психокоррекционной работы возможна
через систему спецкурсов и спецсеминаров,
через переориентировку некоторых разделов
педагогической практики студентов, постановку
курсовых и дипломных исследований, связанных
с проблемой терапии семьи и через семью.
Это обеспечит формирование готовности
специалистов для решения важной не только
психолого-педагогической, но и социальной
проблемы.
1.3. Воспитание ребенка
с синдромом Дауна в семье.
Как родитель ребенка с синдромом
Дауна, Вы играете очень важную роль в
процессе адаптации ребенка к окружающему
миру. Большинство семей решают сами: воспитывать
ли ребенка в этом случае, или же отдать
в детский дом либо на усыновление. Группы
поддержки и организации помогут Вашей
семье принять правильное решение.
Ребенок с синдромом Дауна в
семье – это настоящее испытание для родителей.
Частые разочарования и перепады настроения
выводят из равновесия. Поэтому, возьмите
себя в руки и позаботьтесь о себе, чтобы
иметь силы и энергию для ухода за ребенком.
Основные
периоды развития и приобретение необходимых
навыков
Будьте терпеливы и поощряйте
ребенка, когда он пытается научиться
ходить или овладеть другими навыками,
например, оборачиваться, сидеть, стоять
или говорить. Возможно, Вашему ребенку
нужно больше времени для приобретения
этих главных навыков, нежели другим детям,
но как приятно смотреть на результаты
достижения. Запишите Вашего ребенка в
специальную группу обучения (по программе
раннего вмешательства: с младенчества
до 3 лет). Персонал квалифицировано сможет
помочь детскому развитию. Поговорите
со специалистом об этих программах в
Вашем округе.