Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:25, доклад
Впервые специально обучать глухих начали в Испании в 1578 году, в Англии — в 1648 году. Индивидуальное обучение слепых во Франции началось в 1670 году. Попытки специального обучения олигофренов начались в XIX веке, сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении (Ф. Пинель, Ж.-Э. Д. Эскироль, Ж.-М.-Г. Итар). Э. Сеген (англ.)русск. в США открывал частные школы для слабоумных детей, предполагающие обучение и воспитание, трудовое и физическое. В Европе эти идеи были подхвачены и развиты М. Монтессори.
Специальные (коррекционные) образовательные
учреждения обеспечивают обучающимся,
воспитанникам с отклонениями в
развитии обучение, воспитание, лечение,
способствуют их социальной адаптации
и интеграции в общество. В научном
отношении деятельность специальных
(коррекционных) образовательных учреждений
относится к ведению
История
Впервые специально обучать глухих начали в Испании в 1578 году, в Англии — в 1648 году. Индивидуальное обучение слепых во Франции началось в 1670 году. Попытки специального обучения олигофренов начались в XIX веке, сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении (Ф. Пинель, Ж.-Э. Д. Эскироль, Ж.-М.-Г. Итар). Э. Сеген (англ.)русск. в США открывал частные школы для слабоумных детей, предполагающие обучение и воспитание, трудовое и физическое. В Европе эти идеи были подхвачены и развиты М. Монтессори.
К началу ХХ века в Европе появились
и стали развиваться основные
направления коррекционной
-христианско-филантропическое (в приютах, богадельнях);
-медико-педагогическое: лечение, воспитание и обучение;
-педагогическое: обучение детей с нарушениями слуха, зрения, умственной деятельности;
-психодиагностическое: выявление лиц с нарушениями интеллекта.
Впервые внимание к особым нуждам олигофренов в Норвегии было привлечено Л. Далем. Первые эксперименты выполнили в 1871 году сурдопедагоги Хансен и Липпестад. В 1877 году они создали первую школу для умственно отсталых детей. Затем последовали другие школы, раздельные для мальчиков и девочек, созданные этими же педагогами.
В 1892 году в Норвегии был принят Закон об обязательном школьном образовании, переводивший все школы, в том числе, коррекционные, под контроль государства. Таким образом, Норвегия и Саксония были единственными государствами Европы, где обучение умственно отсталых стало обязательным.
Российская Империя
В Российской Империи система специального образования детей появилась в 1797 году с учреждением ведомства императрицы Марии Федоровны, уделявшего особое внимание детским приютам.
В 1806 году стараниями В. Гаюи в Павловске было открыто первое в России опытное училище для глухонемых детей, а в 1807 году — школа для слепых.
В 1854 году в Риге бывший сурдопедагог Фридрих Пляц основал первое в Империи лечебно-педагогическое учреждение для умственно отсталых и эпилептиков. Там не только пытались обеспечить лечение, но и вели занятия по системе Э. Сегена, а вдова Пляца, возглавившая организацию в 1864 году, имела некоторый успех в использовании систем Фрёбеля и Георгенса.
Затем последовали заведения в Санкт-Петербурге (учреждения Е. К. Грачевой, супругов Маляревских) и Москве (классы М. П. Постовской). Крупные российские коррекционные педагоги того времени — А. И. Граборов, Л. К. Шлегер, К. Н. Корнилов. В 1908 году В. П. Кащенко открыл в Москве «Школу-санаторий для дефективных детей», а также написал известный труд «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков».
В начале XX века в Российской Империи действовало около 4,5 тысяч благотворительных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии. Н. Ю. Борякова пишет со ссылкой на Н. Н. Малофеева, что в дореволюционной России не была оформлена система специального образования, но была создана сеть специальных образовательных учреждений.
К 1907 году существовало 61 заведение для глухих. В 1914 году было примерно 30 заведений для незрячих, включая учебные. К Октябрьской Революции воспитывалось около двух тычяч детей с умственными недостатками.
Россия
В России деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997) и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов».
Специальные образовательные учреждения делятся на:
коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования;
коррекционные образовательные учреждения;
коррекционные учреждения начального профессионального образования.
Также в некоторых учреждениях общего образования существуют специальные классы и группы, подчиняющиеся тем же регламентам.
Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов:
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида
1. Специальное (коррекционное)
2. Коррекционное учреждение I вида
осуществляет образовательный
1 ступень - начальное общее образование
(нормативный срок освоения - 5-6 лет
(в зависимости от учебных
2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5-6 лет);
3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).
3. На первой ступени общего
образования в начальных
На второй ступени общего образования (7-10 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего воспитанника, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения обучающегося, воспитанника в жизнь общества. Продолжается систематическая работа по развитию устной и письменной речи обучающихся, коррекции их произношения и развитию слухового восприятия.
На третьей ступени общего образования у обучающихся совершенствуется устная и письменная речь, продолжается коррекционная работа по формированию произношения и развитию остаточного слуха. Проводится специальная работа по социально-трудовой адаптации.
4. В I класс коррекционного
5. Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс.
6. Специфика образовательного
Проводятся фронтальные и
7. По желанию воспитанников,
их родителей (законных
8. В составе образовательного
учреждения I вида организуются классы
для глухих детей со сложной
структурой дефекта (
9. Наполняемость класса-группы до 6 человек, в классах для детей со сложной структурой дефекта - до 5 человек.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида
1. Коррекционное учреждение II вида
создается для обучения и
2. Обучение слабослышащих детей
имеет коррекционную
3. Для обеспечения
1 отделение - для воспитанников
с легким недоразвитием речи,
обусловленным нарушением
2 отделение - для воспитанников
с глубоким недоразвитием речи,
обусловленным нарушением
4. Коррекционное учреждение II вида
осуществляет образовательный
1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении - 4-5 лет, во 2 отделении - 5-6 или 6-7 лет);
2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения в 1 и 2 отделениях - 6 лет).
3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении - 2 года).
5. На 1 ступени общего образования
осуществляется коррекция
На 2 ступени общего образования проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения.
На 3 ступени общего образования обеспечивается овладение воспитанниками устной и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции их в общество.
6. В соответствии с уровнем
общего и речевого развития
воспитанников, достигнутым в
процессе обучения, с согласия
родителей (законных
7. В 1 класс (группу) 1 и 2 отделений зачисляются дети с 7-летнего возраста, посещавшие дошкольные образовательные учреждения.
Для детей 6-7-летнего возраста, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, во 2 отделении может быть организован подготовительный класс.
8. Наполняемость класса (группы), группы продленного дня в 1 отделении - до 10 человек.
Наполняемость класса (группы), группы продленного дня во 2 отделении - до 8 человек.
9. Для позднооглохших
10. Для развития слухового
11. Работа по развитию слухового
восприятия и автоматизации
12. По желанию воспитанников
2 отделения и их родителей
(законных представителей) в учебный
план возможно введение