Средства этнохудожественного образования как фактор духовно-нравственного воспитания старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Рассмотрено теоретико-методологические основы этнохудожественного воспитания учащихся.
2. Рассмотрено научно-теоретические подходы к организации процесса этнохудожественного воспитания старших школьников
3. Разработано вариативные этнохудожественные воспитательные модели с учетом становления и развития субкультуры старших школьников в современном информационном пространстве.
4. Проведено опытно-экспериментальное исследование процесса этнохудожественного воспитания старших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.....…….7-11
1.1 Научно-теоретические подходы к организации процесса этнохудожественного воспитания старших школьников………………....12-15
1.2 Проектирование вариативных этнохудожественных воспитательных моделей………………………………………………………………………..16-20
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ ……..…………….…………….21
1.1 Исторические процессы формирования этнохудожественной культуры Урала………………………………………………………….…………21 – 23
1.2 Использование вариативных этнохудожественных воспитательных моделей в современном информационном пространстве социума………………….................................................................................…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….……………………………….34-36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………………………...…..…..37-38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.13 Кб (Скачать файл)

Становление в XX в. мировой информационной системы и развитие технических средств создания, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектами повлияли на формирование в педагогической науке такого направления, как медиаобразование, призванного помочь подрастающему поколению адаптироваться в мире медиакультуры и медиаискусства. В исследованиях Л. С. Зазнобиной, Ю. Н. Усова, А. В. Федорова, И. В. Челышевой, Е. А. Черкашина, А. В. Шарикова медиаобразование рассматривается как процесс развития индивидуальности школьника, направленный на формирование его художественно-творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники. В рамках национального проекта «Образование» по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» 30 июня 2006 г. был издан приказ Министерства образования и науки РФ № 176/85 «Об организации подключения к сети Интернет образовательных учреждений, не имеющих такого доступа». [8, с. 21]

Анализ работ А. В. Федорова позволил выявить, что интенсивное развитие искусства средствами медиатехнологий еще острее высветило основательность и актуальность философской теории «диалога культур» М. М. Бахтина. Культура нововременного мышления – это культура «втягивания» всех прошлых и будущих культур в единую цивилизационную лестницу (В. С. Библер). Именно медиаискусство, по мнению А. В. Федорова, на новом техническом уровне эффективно способствует такому объединению, создает невиданные прежде возможности для диалога культур на глобальном (нации, страны), межличностном и интровертном уровнях. Он подчеркивает, что медиаобразование опирается на возможности «диалога культур», который позволяет избежать национальной замкнутости, выйти на уровень сопоставления, сравнительного анализа различных воспитательных систем.

 

 

 

 

1.1 Научно-теоретические подходы к организации процесса этнохудожественного воспитания старших школьников

Субкультура старшего школьника сегодня формируется в условиях «информационного бума», в большей степени под мощным влиянием современных средств искусства и массовой коммуникации. Так, В. В. Абраменковой выявлено, что преобладание визуальной информации, идущей от теле-, видео- и компьютерного экрана, не может не вызывать определенные деформации в складывающейся сенсорной системе ребенка, в процессах его восприятия и понятийного мышления. Формирующаяся у школьника психологическая зависимость от экрана отчуждает его от живого общения, сужает сферу совместной этнохудожественной деятельности. Экран вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для психического развития и личностного становления. Экранные образы, запечатлеваясь в сознании, из источника информации превратились в источник трансформации картины мира современного сельского школьника, знаменуя собой переоценку системы этнокультурных ценностей и образа традиционной жизни. [8, с. 34]

Результаты социологического исследования, проведенного под руководством Г. Г. Силласте, наглядно свидетельствуют о том, что старшие школьники признают определенную ценность телеинформации в своей жизни (88 %). Абсолютное большинство старших школьников (89,5 %) тратят на ежедневное пребывание у телеэкрана от одного-двух до четырех и более часов.

Обращает внимание преимущественный интерес старших учащихся к западным художественным фильмам, к «агрессивному» направлению в киноискусстве – боевикам и детективам (45,0 %). Значимый процент среди опрошенных занимает выбор сериалов (42,0 %) и мультипликационных фильмов (39,0 %). Среди тематических предпочтений телепередач, выбираемых школьной аудиторией, доминируют развлекательные и музыкальные программы – 93,5 %, криминальные – 79,6 %, передачи, в которых играют на деньги, – 76,9 %. Таким образом, телеискусство активно влияет на выбор идеального образа школьника. По результатам исследования, это бизнесмены, ведущие телепрограмм, банкиры, киноактеры. Сегодня экран повлиял и на формирование музыкальных вкусов старших школьников, среди которых 64,3 % предпочитают эстрадную музыку, 42,2 % – рок. С большим отрывом следует группа школьников, у которых на первом месте народные песни, песни бардов и джаз (11,0 %). Третью группу образуют респонденты (8,0 %), предпочитающие классическую музыку.

По мнению учащихся, телеискусство помогает в познании жизни современной России (65,6 %), развитии любознательности (64,0 %), прививает любовь к земле (57,4 %). Позитивно оценивают старшие школьники влияние телеискусства на развитие чувства гордости за свою страну (53,1 %), родителей (59,6 %), старшее поколение (44,2 %). Но 20,0 % школьников придерживаются мнения, что телеинформация не развивает чувства национальной гордости. Настораживает тот факт, что 58,0 % опрошенных уклонились от ответа или высказали отрицательный взгляд на значимость в познании окружающего пространста.

Российский социум всегда был хранителем этнокультурных традиций, духовно-нравственных устоев многих поколений. К концу XX в. социально-экономическая и политическая нестабильность в стране привела к социокультурному неблагополучию, бедности и нищете. Стали исчезать промыслы, забываться ремесла, утрачивается значимость этнической связи между поколениями. В условиях глобальной по своим масштабам информационной трансформации сельского социума он продолжает сохранять традиционные черты российской ментальности. В культуре крестьянства в аспекте социально обусловленных норм поведения, отношений, знаний преобладают традиционные установки и формы организации жизни.

Школьник подвержен социализирующему влиянию окружающего его микромира. С наступлением урбанизации, общим падением уровня жизни и происходящими миграционными процессами традиционные ценности и образ жизни постепенно размываются. Все это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение, поскольку реально противопоставить себя этой среде оно не в состоянии, что и накладывает определенный отпечаток на поведение школьников и формирование ценностно-смысловых установок. [5, с. 151]

Анализ работ В. В. Абраменковой, С. Е. Шамаевой, Д. Б. Эльконина позволил выявить, что детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию: в ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, обряды, элементы сакральности, утраченные современной цивилизацией. Исследователи отмечают, что в пространстве детской субкультуры содержатся пласты различной древности, приобщаясь к которым, ребенок вступает в зону вариативного развития в режиме «диалога культур» иных логик, ценностных моральных представлений, языков. Детский фольклор, сказка доносят до нас многообразные формы и оттенки человеческих отношений, этических норм, ценностей этнокультурной жизни (Е. В. Суб-ботский, М. П. Чередникова).

Система этнохудожественного воспитания – это система, включающая в себя совокупность факторов, научно-теоретических подходов и принципов, образовательных и социокультурных компонентов социума, вариативных этнохудожественных воспитательных моделей, комплекса организационно-педагогических условий реализации воспитательного процесса на основе интеграции традиционных и современных видов искусства. Взаимодействие и взаимодополнение всех представленных компонентов системы обеспечивает ее функционирование на моно-, интер- и транскультурных уровнях.

На основе теории Д. Н. Узнадзе было выявлено, что уже в детском возрасте в соответствии с законами формирования и изменения установки у человека возникает определенное отношение к основным жизненным ценностям, различным видам деятельности. Управление установкой является важной практической проблемой и составляет одну из задач современного воспитательного процесса. [17, с. 347]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Проектирование вариативных этнохудожественных воспитательных моделей

Решение задач этнохудожественного воспитания старших школьников невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, религиозность, эмоционально-чувственное отношение к жизни. Для восстановления традиционных ценностных ориентаций учащихся с учетом активного внедрения в социум средств массовой информации в концепции раскрыт медиакультурный подход к процессу этнохудожественного воспитания старших школьников. Данный подход предполагает:

разработку программно-методических материалов на основе интеграции традиционных и современных форм искусства;

подбор медиаматериалов, отражающих этнокультурные ценности социума: любовь к земле и родному дому, восприятие своей деревни как «малой родины», значимость семьи, уважение к старшим, забота о непрерывной духовной связи поколений, ценность мирного сосуществования;

организацию этнохудожественной деятельности школьников с использованием современных медиатехнологий: создание фотогалереи, медиа-презентаций, кинозарисовок, аудиатеку записей музыкального фольклора и т. д.;

использование произведений медиаискусства для моделирования этнокультурных ситуаций, формирования межкультурных форм общения. [2,с. 4]

В концепции обоснована значимость реализации вариативного подхода к этнохудожественному воспитанию школьников. Выявлено, что вариативность есть не просто признак разнообразия тех или иных компонентов образования, но фундаментальная характеристика преобразования всей системы этнохудожественного воспитания. С опорой на идеи А. М. Цирюльникова реализация вариативного подхода была рассмотрена на различных уровнях: на уровне образовательного процесса – разнообразие программ и курсов, учебно-методических комплектов, средств и методов воспитания школьников, образцов этнохудожественной деятельности; на уровне образовательного учреждения – различные виды и типы школ, формы организации их работы, специфика профессиональной деятельности разных групп учителей; на уровне организации территориальной, региональной системы образования – вариативность управленческих программ, систем образовательных учреждений, типов связей и соорганизации их деятельности, образовательных систем города и села, разных районов; на уровне регионализации образования – механизмы развития всего жизнеустройства социума.

Основные тенденции реализации вариативного подхода можно рассмотреть в социально-педагогическом, организационно-педагогическом и личностно-педагогическом аспектах.

В социально-педагогическом аспекте вариативный подход дает возможность создать этнохудожественную среду как воспитательное пространство социума, в котором актуализируется педагогический потенциал этнохудожественного материала в его традиционном и современном контексте на моно-, интер- и транскультурных уровнях. [6, с. 91]

В организационно-педагогическом аспекте вариативный подход меняет само качество этнохудожественной воспитательной системы. Он вводит в нее такие качественно новые характеристики, как гибкость, мобильность, динамичность, способность к самоизменениям и саморазвитию с учетом традиционных и современных тенденций этнохудожественного развития сельского социума, что проявляется в многоаспектном выборе и разнообразном содержательном наполнении моделей и модулей системы этнохудожественного воспитания.

В личностно-педагогическом аспекте вариативный подход создает условия в социуме для расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути, для реализации права школьника на выбор индивидуальных траекторий образования и развития, формирует у него ценностно-смысловые установки, обеспечивающие готовность полноценно функционировать в окружающем этнокультурном пространстве. Он открывает возможности и для самореализации учителя, осуществления им в ходе педагогического процесса многостороннего выбора, делает деятельность учителя осмысленной и ответственной.

Таким образом, вариативный подход позволяет представить этнохудожественный воспитательный процесс в диалектическом единстве трех взаимосвязанных сторон: формирования ценностно-смысловых установок личности школьника, развитие этнохудожественного потенциала социума с учетом традиционных и современных форм его развития, создание специально организованной этнохудожественной воспитательной среды. Кроме того, вариативность в воспитательном процессе дает возможность активизировать основные функции этнохудожественной воспитательной среды: философско-культурологическую, этико-гуманистическую, гносеологическую, личностно-развивающую, коммуникативную, социально-ориентационную.

Возможность реализации и развития системы этнохудожественного воспитания старших школьников во многом будет зависеть от учета при проектировании данного процесса следующих

экономических (уровень экономического развития региона и района, в котором функционирует школа; бюджет муниципальных образований; уровень доходов населения; хозяйственные традиции региона);

социальных (социальные условия функционирования социума и школ, работы учителей; обеспеченность социально-педагогическими кадрами; уровень социальной работы; условия проживания жителей; социокультурные и образовательные возможности социума);

демографических (уровень рождаемости, перспективы развития и функционирования социума, миграционные процессы в регионе);

психолого-педагогических (профессиональный уровень учителей, возможность повышения квалификации в рамках избранного направления вариативных образовательных стратегий, актуализации педагогического потенциала этнохудожественного материала в единстве традиционных и современных форм; потребность в повышении уровня воспитанности старших школьников; структура и содержание национально-регионального и школьного компонентов учебного плана школы; выбор педагогических технологий, воспитательных форм учебной и внеучебной деятельности, дополнительного образования с учетом наполняемости классов, социального и национального состава учащихся);

социокультурных (развитие этнокультурных традиций; культурно-исторические истоки возникновения населенного пункта; тип социокультурной ситуации, возможности сохранения и развития национально-культурных ценностей; функционирование промыслов, соблюдение народных традиций и обрядов; уровень взаимодействия и взаимосотрудничества всех субъектов социума с учреждениями культуры; наличие общих целей и установок в социокультурном развитии, в воспитании подрастающего поколения; вхождение социума в единое информационное пространство, влияние средств массовой культуры на ценностно-смысловые установки старших школьников). [6, с. 84]

Информация о работе Средства этнохудожественного образования как фактор духовно-нравственного воспитания старших школьников