Стили педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:04, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми, превратить их в субъекты общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъекты педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………….…..3
Педагогическое общение………………………………….…...4
Стили педагогического общения…………………………..….5
Диагностика стилей общения………………………………...10
Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога……………………..…13
Заключение……………………………………………………….…16
Список литературы…………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Введени1.docx педагогическое мастерство реферат.docx

— 38.63 Кб (Скачать файл)

2. Попустительский

 Главной  особенностью попустительского  стиля руководства по сути  дела является самоустранение  руководителя из учебно-производственного  процесса, снятие с себя ответственности  за происходящее. Попустительский  стиль оказывается наименее предпочтительным  среди перечисленных. Результаты  его апробации - наименьший объем  выполненной работы и ее наихудшее  качество. Важно отметить, что ученики  не бывают удовлетворены работой  в подобной группе, хотя на  них и не лежит никакой ответственности,  а работа скорее напоминает  безответственную игру. При попустительском  стиле руководства учитель стремится  как можно меньше вмешиваться  в жизнедеятельность учащихся, практически  устраняется от руководства ими,  ограничиваясь формальным выполнением  обязанностей и указаний администрации.  Непоследовательный стиль характерен  тем, что учитель в зависимости  от внешних обстоятельств или  собственного эмоционального состояния  осуществляет любой из описанных  выше стилей руководства.

3. Демократический

 Что  касается демократического стиля,  то здесь в первую очередь  оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью  демократического стиля оказывается  то, что группа принимает активное  участие в обсуждении всего  хода предстоящей работы и  ее организации. В результате  у учеников развивается уверенность  в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы  возрастают общительность и доверительность  в личных взаимоотношениях. Если  при авторитарном стиле между  членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне  покорности руководителю и даже  заискивания перед ним, то при  демократическом управлении учащиеся  не только проявляют интерес  к работе, обнаруживая позитивную  внутреннюю мотивацию, но сближаются  между собой в личностном отношении.  При демократическом стиле руководства  учитель опирается на коллектив,  стимулирует самостоятельность  учащихся. В организации деятельности  коллектива учитель старается  занять позицию "первого среди  равных". Учитель проявляет определенную  терпимость к критическим замечаниям  учащихся, вникает в их личные  дела и проблемы. Ученики обсуждают  проблемы коллективной жизни  и делают выбор, но окончательное  решение формулирует учитель.

4. Общение  на основе увлеченности совместной  творческой деятельностью.

 В  основе этого стиля - единство  высокого профессионализма педагога  и его этических установок.  Ведь увлеченность совместным  с учащимися творческим поиском  - результат не только коммуникативной  деятельности учителя, но в  большей степени его отношения  к педагогической деятельности  в целом. Театральный педагог  М.О.Кнебель заметила, что педагогическое  чувство "гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к  ней..."

 Такой  стиль общения отличал деятельность  В.А.Сухомлинского. На этой основе  формируют свою систему взаимоотношении  с детьми В.Ф.Шаталов. Этот стиль  общения можно рассматривать  как предпосылку успешной совместной  учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом - источник  дружественности и одновременно  дружественность, помноженная на  заинтересованность работой, рождает  совместный увлеченный поиск.  Говоря о системе взаимоотношений  педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко  утверждал, что педагог, с одной  стороны, должен быть старшим  товарищем и наставником, а  с другой - соучастником совместной  деятельности. Необходимо формировать  дружественность как определенный  тон в отношениях педагога  с коллективом. 

 Размышляя  о вариантах взаимоотношений  воспитателя с детьми, А.С.Макаренко  отмечал: "Во всяком случае  никогда педагоги и руководство  не должны допускать со своей  стороны тона фривольного: зубоскальства,  рассказывания анекдотов, никаких  вольностей в языке, передразнивания,  кривляния и т. п. С другой  стороны, совершенно недопустимо,  чтобы педагоги и руководство  в присутствии воспитанников  были угрюмыми, раздражительными, крикливыми".

 Подчеркивая  плодотворность такого стиля  взаимоотношений педагога и воспитанников  и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую  форму педагогического общения  - на основе увлеченности совместной  творческой деятельностью, необходимо  отметить, что дружественность, как  и любое эмоциональное настроение  и педагогическая установка в  процессе общения, должна иметь  меру. Зачастую молодые педагоги  превращают дружественность в  панибратские отношения с учащимися,  а это отрицательно сказывается  на всем ходе учебно-воспитательного  процесса (нередко на такой путь  начинающего учителя толкает  боязнь конфликта с детьми, усложнения  взаимоотношений). Дружественность  должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе  взаимоотношений педагога с детьми.

5. Общение-дистанция

 Этот  стиль общения используют как  опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том,  что в системе взаимоотношений  педагога и учащихся в качестве  ограничителя выступает дистанция.  Но и здесь нужно соблюдать  меру. Гипертрофирование дистанции  ведет к формализации всей  системы социально - психологического  взаимодействия учителя и учеников  и не способствует созданию  истинно творческой атмосферы.  Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

 Превращение  "дистанционного показателя" в  доминанту педагогического общения  резко снижает общий творческий  уровень совместной работы педагога  и учащихся. Это ведет к утверждению  авторитарного принципа в системе  взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете,  отрицательно сказывается на  результатах деятельности. А.В.Петровский  и В.В.Шпалинский отмечают, что  "в классах, где преподают  учителя с преобладанием авторитарных  методов руководства, обычно бывает  неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием  могут скрываться значительные  изъяны работы учителя по нравственному  формированию личности школьника" 

 В  чем популярность этого стиля  общения? Дело в том, что  начинающие учителя нередко считают,  что общение-дистанция помогает  им сразу же утвердить себя  как педагога, и поэтому используют  этот стиль в известной мере  как средство самоутверждения  в ученической, да и в педагогической  среде. Но в большинстве случаев  использование этого стиля общения  в чистом виде ведет к педагогическим  неудачам.

 Авторитет  должен завоевываться не через  механическое установление дистанции,  а через взаимопонимание, в  процессе совместной творческой  деятельности. И здесь чрезвычайно  важно найти как общий стиль  общения, так и ситуативный  подход к человеку.

 Общение-дистанция  в известной степени является  переходным этапом к такой  негативной форме общения, как  общение-устрашение.

6. Общение  - устрашение

 Этот  стиль общения, к которому также  иногда обращаются начинающие  учителя, связан в основном  с неумением организовать продуктивное  общение на основе увлеченности  совместной деятельностью. Ведь  такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко  идет по линии наименьшего  сопротивления, избирая общение-устрашение  или дистанцию в крайнем ее  проявлении.

 В  творческом отношении общение-устрашение  вообще бесперспективно. В сущности  своей оно не только не создает  коммуникативной атмосферы, обеспечивающей  творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует  детей не на то, что надо  делать, а на то, чего делать  нельзя, лишает педагогическое общение  дружественности, на которой зиждется  взаимопонимание, так необходимое  для совместной творческой деятельности. 

7. Заигрывание

 опять-таки  характерное, в основном, для молодых  учителей и связанное с неумением  организовать продуктивное педагогическое  общение. По существу, этот тип  общения отвечает стремлению  завоевать ложный, дешевый авторитет  у детей, что противоречит требованиям  педагогической этики. Появление  этого стиля общения вызвано,  с одной стороны, стремлением  молодого учителя быстро установить  контакт с детьми, желанием понравиться  классу, а с другой стороны  - отсутствием необходимой общепедагогической  и коммуникативной культуры, умений  и навыков педагогического общения,  опыта профессиональной коммуникативной  деятельности.

 А.С.Макаренко  резко осуждал такую "погоню  за любовью". Он говорил: "Я  уважал своих помощников, а у  меня были просто гении в  воспитательной работе, но я их  убеждал, что меньше всего нужно  быть любимым воспитателем. Я  лично никогда не добивался  детской любви и считаю, что  эта любовь, организуемая педагогом  для собственного удовольствия, является преступлением...

 Это  кокетничанье, эта погоня за любовью,  эта хвастливость любовью приносит  большой вред воспитателю и  воспитанию. Я убедил себя и  своих товарищей, что этого  привеска... не должно быть в  нашей жизни...

 Пусть  любовь придет незаметно, без  ваших усилий. Но если человек  видит цель в любви, то это  только вред..."

 Общение-заигрывание,  как показывают наблюдения, возникает  в результате: а) непонимания педагогом  стоящих перед ним ответственных  педагогических задач; б) отсутствия  навыков общения; в) боязни  общения с классом и одновременно  желания наладить контакт с  учениками.

 В  чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты  не исчерпывают все богатство  самопроизвольно выработанных в  длительной практике стилей общения.  В его спектре возможны самые  различные нюансы, дающие неожиданные  эффекты, устанавливающие или  разрушающие взаимодействие партнеров.  Как правило, они находятся  эмпирическим путем. При этом  найденный и приемлемый стиль  общения одного педагога оказывается  совершенно непригодным для другого.  В стиле общения ярко проявляется  индивидуальность личности. 
 

Диагностика стилей общения 

Сегодня психолого-педагогическая наука убедительно  доказала: для того, чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение  к тому, что мы хотим в нем  воспитать. А то или иное отношение  всегда формируется в деятельности, через сложный механизм взаимоотношений, общение.

В настоящее  время перед школой стоят сложные  и ответственные задачи, среди  которых особо значима роль учителя  в педагогическом процессе. А воздействовать на личность ребенка он может только в том случае, если будет умело организовывать общение с детьми, станет составной частью коллектива, если в отношениях педагога и детей главным регулятором будет великое чувство общности воспитателя и ребенка - чувство «МЫ».

Для продуктивной работы коммуникативной деятельности, считает В.А. Кан-Калик, педагог должен знать, что общение пронизывает  всю его систему педагогического  воздействия, каждый его микроэлемент. На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего  педагогического процесса, быть максимально  чутким к малейшим изменениям, постоянно  соотносить избранные методы педагогического  воздействия с особенностями  общения на данном этапе. Все это  требует от учителя умения одновременно решать две проблемы:

1. Конструировать  особенности своего поведения  (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися,  то есть стиль общения.

2. Конструировать  выразительные средства коммуникативного  воздействия. Второй компонент  постоянно меняется под влиянием  возникающих педагогических и  соответственно коммуникативных  задач. В выборе системы выразительных  средств коммуникации важную  роль играет сложившийся тип  взаимоотношений педагога и учащихся.

Информация о работе Стили педагогического общения