Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:04, реферат
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми, превратить их в субъекты общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъекты педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.
Введение………………………………………………………….…..3
Педагогическое общение………………………………….…...4
Стили педагогического общения…………………………..….5
Диагностика стилей общения………………………………...10
Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога……………………..…13
Заключение……………………………………………………….…16
Список литературы…………………………………………………17
Согласно плану предлагаемого мною исследования рассмотрим профессионально-педагогическое общение по следующим пунктам:
1. Рассмотреть педагогическую ситуацию.
2. Выявить используемые учителями стили и приёмы общения.
3. Сравнить стили и приёмы общения.
4. Проанализировать проделанную работу.
Рассмотрев и проанализировав различные педагогические ситуации, я выявила стили и приёмы общения наиболее часто используемые учителями:
1.Авторитарный
2. Демократический
3. Общение
на основе увлечённости
4. Намёк
5.Убеждение
А теперь сравним наиболее распространенные стили педагогического общения.
Если
рассматривать все многообразие
коммуникативных взаимодействий «учитель-ученик»,
взяв за основу их качество, можно говорить
о нескольких распространенных типах
педагогического общения, которые
приняты в современной
Первый
тип можно определить как реальное
педагогическое общение (демократический
стиль), схематично оно описывается
формулой «субъект - учитель - субъект
- ученик». Это означает, что оба
партнера по общению строят свое взаимодействие
так, чтобы учитывать
Второй тип, распространенный в наших школах, мы определяем как педагогическое манипулирование (авторитарный стиль). Схематично его можно описать формулой «субъект - учитель» - «объект - ученик».
Педагог, практикующий манипулятивный стиль, работает на результат. Учитель-манипулятор личностно закрыт от ученика: он думает одно, говорит другое, а делает третье. Он не заботится о психологическом комфорте учащегося, не анализирует, что чувствует последний, как он относится к обучению, школе и учителю. Учитель четко, организованно и в какой-то степени расчетливо реализует свои профессиональные, а иногда и личные цели.
Третий
тип - попустительский - характеризуется
стремлением педагога минимально включаться
в деятельность, что объясняется
снятием с себя ответственности
за ее результаты. Такие педагоги формально
воспринимают свои функциональные обязанности,
ограничиваясь лишь преподаванием.
Попустительский стиль общения
реализует тактику
Общими особенностями попустительского и авторитарного стиля общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистанционные отношения, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Четвёртый тип - общение-устрашение. Этот стиль общения, к которому иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлечённости совместной деятельностью. В сущности такое общение не создаёт коммуникативной атмосферы, ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности.
Следующий тип - Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью. Увлечённость общим делом - источник дружественности, заинтересованности работой. Такой стиль общения носит стимулирующий характер.
Последний
тип, который мы рассмотрим - это
заигрывание. Он характерен для молодых
учителей, которые не могут организовать
продуктивное педагогическое общение.
Этот тип общения отвечает стремлению
завоевать ложный, дешёвый авторитет
у детей. Появление этого стиля
общения вызвано, с одной стороны,
желанием понравиться классу, а с
другой - отсутствием необходимой
общепедагогической и коммуникативной
культуры. Общение - заигрывание возникает
в результате: а) непонимания педагогом
стоящих перед ним
Характеристика приведенных выше стилей педагогического общения дана в «чистом виде», так как в реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения.
Педагог
не может полностью исключить
из своего арсенала некоторые частные
приемы авторитарного стиля общения.
Они оказываются иногда эффективными,
особенно при работе с отдельными
учащимися относительно низкого
социально-психологического и личностного
развития. Но и в этом случае педагог
должен быть в целом ориентирован
на демократический стиль общения,
диалог и сотрудничество с учащимися,
так как этот стиль общения
позволяет максимально
Стили
педагогического общения
Я пришла
к такому выводу, что все стили профессионально-
Значение
индивидуального стиля общения
и средства повышения коммуникативности
педагога
От стиля
зависит психологическая
Наиболее
плодотворный процесс
* взаимодействием
факторов ведомости и
* наличием
у школьников ощущения
* ориентировкой
на взрослого человека с
* отсутствием
авторитарных форм
* использованием
в качестве фактора управления
воспитанием и обучением
* единством
делового и личностного
* включением
учащихся в целесообразно
В
результате многочисленных
1) Нужно
сознавать, что школа-часть
2) Учитель
не должен открыто
3) Адекватная
оценка собственной личности. Познание
себя, управление собой должно
стать постоянной заботой
4) Педагогически
целесообразные отношения
5) Педагогу
необходимо позаботиться о
6) Развитие
наблюдательности, педагогического
воображения, умения понимать
эмоциональное состояние,
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже
при незначительных успехах
9) Сделать
родителей своих учеников
10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.
Если
педагог будет следовать этим
советам, то избежит многих
проблем и трудностей в
Сознательное
формирование своего стиля ПО
возможно при определенном
Постепенно
происходит стабилизация
В
дальнейшем происходит
Заключение
Сознательное
формирование своего стиля ПО возможно
при определенном уровне развития способности
к самоанализу профессиональной
деятельности. Педагоги в этом случае
в ходе профессионального
Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно - индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.
В дальнейшем
происходит стабилизация этих средств
и способов общения, стихийно складывается
индивидуальный стиль общения, субъективно
удобный, но не всегда профессионально
оптимальный, так как воспитатель
не уделяет должного внимания анализу
целесообразности используемых средств
и способов деятельности с точки
зрения требований деятельности. Чем
раньше педагог осознает необходимость
формирования своего стиля, тем больше
окажется возможностей для формирования
позитивного стиля, тем эффективнее
будет протекать процесс