При конструировании игры предполагается
организация совместной деятельности
игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия
в соответствии с правилами и нормами.
Достижение цели происходит путем принятия
групповых и индивидуальных решений. Необходимо
обратить внимание на наиболее типичную
ошибку при разработке игры:
- моделируется среда, а не деятельность.
Деловая игра должна строиться по логике
деятельности, точнее взаимодействия.
В основу разработки должна быть положена
деятельность, отражающая согласование
различных интересов, а не структуры предприятия
и т.п. модели среды.
Содержанием может быть явление,
к которому имеется множество подходов
(теоретических и практических), обусловленных
различными смысловыми позициями участников.
Событийная ткань должна представлять
постоянное столкновение интересов участников
игры. Игра строится как скрытый диалог
смыслов. Ситуация должна предполагать
неоднозначность решений, содержать элемент
неопределенности, что обеспечивает проблемный
характер игры и личностное проявление
игроков. Прямая формулировка проблемы
или указание на нее недопустимы. В то
же время правила,нормы формулируются
однозначно и определенно. В конструкции
игры необходимо заложить возможность
каждому игроку принимать решения и обеспечить
осознание этого участниками. Это достигается
при помощи пакета документов. Для облегчения
разработки и проведения игры, а также
усвоения участниками правил лучше, чтобы
каждый документ был ориентирован на определенного
игрока. В игре необходимо отражать не
все разнообразие факторов, действующих
в реальной ситуации, а только наиболее
значимые. Тогда она становится нагляднее,
а участникам легче ее анализировать.
Субъективная вероятность происходящих
событий не должна быть ни слишком низкой,
ни слишком высокой. В первом случае будут
воспроизводиться частные схемы поведения,
во втором - есть опасность принятия привычных
тривиальных решений. Чем больше свобода
выбора решений, тем охотней игроки включаются
в игру. Важно продумать стимулы, обеспечивающие
высокую вовлеченность участников. Они
должны концентрироваться не на выигрыше,
а на результате. Этому способствует оптимальный
баланс игровой деятельности и деятельности
по поводу игры. Желательно неоднократное
предоставление обратной связи. Она должна
отражать развитие системы в результате
принятого решения и хорошо дифференцировать
игроков. Игра будет нежизнеспособной,
если плохо продумана последовательность
действий и взаимосвязи участников, недостаточна
драматизация происходящих событий, они
не развиваются во времени, список решений
задан, не ясно как осуществляется отклик
на принятые решения, не автоматизированы
рутинные операции, ход игры требует постоянного
вмешательства ведущего [12,с. 47-48].
Рассмотрим методику подготовки
и проведения деловой игры.
Первый этап - этап подготовки
- начинается с разработки сценария - условного
отображения ситуации и объекта и состоит
из последовательных операций:
1.Выбор темы. Обязательным условием
является то, чтобы используемый в игре
материал имел практический выход на профессиональную
деятельность.
2.Формирование целей и задач.
Содержанием игровых целей является для
участника успешное выполнение принятой
роли, реализации игровых действий. Содержание
педагогических целей включается в развитие
профессионального практического и теоретического
мышления, формирование систем отношений
с другими людьми, овладение нравственными
нормами, развитие творческих и профессиональных
способностей, иначе говоря – в развитии
личности. В конечном итоге от цели зависит
динамика игры и прогнозируемый результат.
3.Определение структуры. Структура
определяется с учетом целей, задач, выбранной
темы, состава участников и включает в
себя план деловой игры и общее описание
процедуры игры.
4.Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае
рассматривается вопрос о том, где, когда
и при каких условиях будет проходить
деловая игра, т. е. оцениваются ее внешние
атрибуты.
Второй этап - этап проведения
- процесс игры. С начала игры никто не
имеет права вмешиваться и изменять ее
ход. Только ведущий может корректировать
действия участников, если они уходят
от главной цели игры. Методику проведения
деловой игры можно представить в следующем
виде.
1.Знакомство с реальной ситуацией.
На этом шаге участникам игры дается краткий
теоретический материал по выбранной
теме игры. Подача материала может разнообразной
– лекционный материал, краткий экскурс
в тему в виде тезисов, самостоятельная
подготовка студентов, домашняя работа
и так далее.
2.Построение имитационной модели.
Начало проведения игры. Здесь дается
темы игры, разъясняются её особенности,
определяется ситуация, разъясняются
участникам общие цели и задачи деловой
игры.
3.Постановка главной задачи
командам, уточнение их роли. На данном
шаге распределяются роли и ставятся непосредственные
задачи уже участникам.
4.Создание игровой проблемной
ситуации. После того, как все участники
уяснили ситуацию игры и свои роли в данной
ситуации, им выносится проблема, которую
необходимо в данной игре решить.
5.Вычленение необходимого для
решения проблемы теоретического материала.
Здесь происходит, как правило самостоятельная
работа участников, которые на основании
знаний ищут пути решения проблемы.
6.Разрешение проблемы. Участники
предлагают свое решение проблемы. решений
может быть несколько, в таких случаях,
участники, как правило предлагают и варианты
развития дальнейших событий.
7.Обсуждение и проверка полученных
результатов. Корректировка. Включение
в игру экспертной составляющей (например,
преподаватели или представителя предприятия).
Эксперт совместно с участниками обсуждает
предложенные решения и показывает их
влияние на развитие моделируемой ситуации.
Обычно решения участников требуют корректировки
– для достижения оптимально результата
при решении поставленной проблемы.
8.Реализация принятого решения.
Принятое решение реализуется (например,
с помощью компьютерной модели), участники
видят результаты их деятельности.
9.Постановка новой проблемы,
согласно которой будет выдаваться домашнее
задание [2,с 12].
Третий этап – этап анализа,
обсуждения и оценки результатов игры.
Выступления экспертов, обмен мнениями,
защита учащимися своих решений и выводов.
В результате педагог констатирует достигнутые
результаты, формулирует окончательный
итог занятия. Обращается внимание на
сопоставление использованной имитации
с соответствующей областью реального
лица, установление связи игры с содержанием
воспитательной проблемы [11,с.140 - 141].
Успех деловой игры напрямую
связан с качеством ее проведения. Педагог
должен грамотно организовать все этапы
игры, учитывая следующие рекомендации:
- «Запуск» игры. Педагог знакомит игроков с целью игры, с ее описанием. Он распределяет роли, представляет игрокам вводную ситуацию и информационные данные. На этом
этапе крайне важным является создание
настроя и атмосферы предстоящей игры.
- Корректировка игры. Из-за затянувшихся
рассуждений или из-за неверно выбранной
методики решения поставленной задачи
игра может затянуться или превратиться в плохо
контролируемый процесс. В этом случае
ведущий обязан скорректировать
ход игры, но таким образом, чтобы не нарушить
ее атмосферы. К примеру, часть игроков
можно отправить «в командировку» с дополнительным
заданием, за основу рассуждений можно
принять дополнительно поступившие документы
или условия, ведущий может исполнить роль
приглашенного со стороны консультанта.
- Создание дискомфортной среды
в группе игроков. Необходимо, чтобы группа
игроков оставалась остросоциальной средой,
а не средой комфортного психологического
общения, при которой чувство защищенности может не позволить решить
поставленную перед группой проблему.
- Предотвращение сплочения группы
на основании чего-либо, не связанного с игрой. Вред результативности
игры может нанести недовольство игроков неожиданными поворотами
сценария, личностью ведущего, распределением ролей, успехами
команд-соперников. Игроки должны понять, что успех зависит не столько
от сценарной постановки игры, сколько от их участия в игре.
- Учет индивидуальных особенностей
личности. При распределении ролей следует
учитывать психологические особенности
игроков: ярко выраженный индивидуализм, повышенная
или пониженная самооценка, лидерские качества и т.д.
- Обсуждение игры участниками
выводится за рамки самой игры и проводится после ее окончания [13, с.120].
4 Эффективность использования
деловых игр в обучении учащихся
Использование в обучении деловых
игр способствует более качественному
и быстрому формированию у учащихся определённых
умений и навыков, так как такой подход
предполагает активную творческую деятельность
[13, c. 13].
Все деловые игры делятся на
несколько групп:
1. Имитация профессиональной
деятельности. Такая игра учит
принимать верные решения и
использовать полученные знания на
практике. Часто проводится с помощью
информационных технологий.
2. Разыгрывание ролей. Ученик
получает от преподавателя исходную
ситуацию, которую нужно правильно обыграть.
Исполнение каждой роли проводится в группе,
участники которой должны оценить все
показанные действия. Можно менять условия
сценария по своему усмотрению, включая
импровизированные моменты. Игра используется
для выработки социальных навыков.
3. Анализ конкретной ситуации.
Учащиеся знакомятся с предложенной
ситуацией, коллективно обсуждают различные
варианты её решения.
4. Имитационные упражнения.
Это деловая игра, которая не
займет много времени, но даст
возможность решить поставленную
задачу. Творческая особенность задания
позволит закрепить полученные навыки
и акцентирует внимание на каком-либо
важном понятии или категории.
Деловые учебные игры могут
решать целый комплекс педагогических
задач: развивающих, воспитательных и
познавательных. Ученики знакомятся с
новым материалом, готовятся к профессиональной
деятельности [8, c. 49].
Подобные занятия нравятся
учащимся, повышается мотивация к учёбе,
а значит, возрастает и эмоциональная
насыщенность урока.
Преподаватель должен быть
готов к тому, что во время проведения
деловой игры ему нужно будет проявлять
и актёрские способности, и быть режиссёром.
Отрицательный момент – это высокая трудоёмкость
для учителя, так как проведение подобных
мероприятий требует серьёзной подготовки
[1, c. 85].
А теперь рассмотрим преимущества
применения деловых игр по сравнению
с традиционным обучением
Специфика обучающих возможностей
деловой игры как метода активного обучения
в сравнении с традиционными играми состоит
в следующем:
1. «В игре воссоздаются основные
закономерности движения профессиональной
деятельности и профессионального мышления на
материале динамически порождаемых и
разрешаемых совместными усилиями участников
учебных ситуаций» [6, с. 132].
Иными словами, «процесс обучения
максимально приближен к реальной практической
деятельности руководителей и специалистов.
Это достигается путем использования
в деловых играх моделей реальных социально-экономических
отношений» [14, с. 4].
2 «Метод деловых игр представляет
собой не что иное, как специально организованную
деятельность по операционализации теоретических
знаний, переводу их в деятельностный
контекст. То, что в традиционных
методах обучения «отдается на откуп»
каждому учащемуся без учета его готовности
и способности осуществить требуемое
преобразование, в деловой игре приобретает
статус метода… Происходит не механическое
накопление информации, а деятельностное
распредмечивание какой-то сферы человеческой
реальности» [14, с. 63].
Указанные выше и многие иные
особенности деловых игр обусловливают
их преимущества по сравнению с традиционными
методами обучения.
– «В деловой игре воспроизводится
предметное и социальное содержание профессиональной
и общественной деятельности, то есть
моделируются объектные условия и системы
отношений, характерные для определенного
вида практики. В деловой игре заложена
возможность принять решение и организовать
ее исполнение» [2, с. 11].
– В деловой игре «знания усваиваются
не про запас, не для будущего применения,
не абстрактно, а в реальном для участника
процессе информационного обеспечения
его игровых действий, в динамике развития
сюжета деловой игры, в формировании целостного
образа профессиональной ситуации» [6,
с 129];
– Игра позволяет формировать
«у будущих специалистов целостное представление
о профессиональной деятельности в ее
динамике» [6, с 142];
5 Деловые игры в подготовке
инженера-педагога
Необходимым условием повышения
качества подготовки инженерно-педагогических
кадров является внедрение в учебный процесс
активных методов обучения. Особое значение
в подготовке инженеров-педагогов занимает
деловая игра. Деловая игра представляет
собой форму воссоздания предметного
и социального содержания будущей профессиональной
деятельности специалиста (методическую,
учебную, управленческую); моделирование
таких систем отношений, которые характерны
для деятельности инженера-педагога [5,
с.95].
С помощью знаковых средств
(язык, речь, графики, таблицы, документы)
в деловой игре воспроизводится профессиональная
обстановка, сходная по основным сущностным
характеристикам с реальной. Вместе с
тем в деловой игре воспроизводятся лишь
типичные, обобщенные ситуации в сжатом
масштабе времени. Например, экзаменационная
сессия, различные типы учебных занятий
могут быть разыграны за одно игровое
занятие [5, с.107].
Оставаясь педагогическим процессом,
учебная деловая игра является воссозданием
контекста будущего труда инженера-педагога
в его предметном и социальном аспектах.
В деловой игре реализуется целостная
форма коллективной учебной деятельности
на целостном же объекте - на модели условий
и диалектики производства, профессиональной
деятельности.