Структура деловой игры и методика ее проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение деловых игр, их классификации, структуры, методики разработки и использование в обучении учащихся, а также в подготовке инженера-педагога.
Основные задачи исследования:
1. Дать определение понятию деловая игра и раскрыть ее сущность;
2. Охарактеризовать классификацию деловых игр;
3. Рассмотреть структуру и методику их проведения;
4. Рассказать об эффективности использования деловых игр в обучении учащихся.
5. Рассмотреть применение деловых игр в подготовке инженера-педагога.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
1.Что такое деловая игра? Какова ее сущность? ……………………………….…4
2.Классификация деловых игр……………………………………………………...5
3.Структура деловой игры и методика ее проведения……………………….…...8
4.Эффективность использования деловых игр в обучении учащихся……….....12
5.Деловые игры в подготовке инженера-педагога……………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКАКОНТР.РАБ..docx

— 67.31 Кб (Скачать файл)

В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, налагаясь на канву профессионального труда. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. Следовательно, деловая игра воспитывает личностные и профессионально важные качества (коммуникативные, организаторские), развивает гностические, интеллектуальные, творческие способности, ускоряет процесс социализации. [5, c.143]

Моделируя или имитируя условия и динамику учебно-воспитательного процесса, действия и отношения его участников, деловая игра служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления. Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в системе педагогических ситуаций. В подготовке инженера-педагога наиболее сложными элементами является реализация обучающих и воспитательных функций, которые взаимосвязаны, и рассматриваются в процессе изучения дисциплин «Теория и методика воспитательной работы», «Методика профессионального обучения», «Педагогика высшей школы», «Менеджмент образования». С целью повышения качества подготовки и формирования профессионально важных качеств инженера-педагога практические занятия проводятся с использованием деловых игр.

При разработке деловой игры руководствуются следующими принципами: принцип имитационного моделирования ситуации; принцип проблемности содержания игры и ее развертывания; принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости игровой учебной деятельности.

Разработку деловой игры начинают с создания двух моделей - имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий. Таким образом, первый принцип деловой игры реализуется на начальном этапе ее разработки. Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. Компоненты игровой модели – сценарий, правила, цели, роли и функции игроков [5, с. 176].

Во всех педагогических дисциплинах предметом игры является учебно-воспитательный процесс.

Принцип проблемности лежит в основе содержания игры и закладывается в систему проблемных учебных заданий, представленных в форме описания конкретных педагогических ситуаций или задач. Принцип диалогического общения – необходимое условие игры. Каждый студент в соответствии с ролью высказывает свою точку зрения, свое отношение ко всем проблемам игры. В диалоге рождается процесс мышления. Его возникновение обусловлено наличием включенного в игру противоречия или проблемы. Задача преподавателя – создать оптимальные дидактические условия для возникновения диалога, перерастающего в дискуссию.

Игровая обстановка дает возможность не бояться ошибок, интеллектуально раскрепощаться и активизироваться творческому потенциалу личности. Эффективность деловой игры обеспечивается через сбалансированность реальных и условных компонентов. Тогда учебная ситуация осознается двояко, и эта двойственность максимально работает на решение учебных и воспитательных задач. Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующей системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть студент за период, предшествующий игре.

Разработанная с помощью известных принципов и средств моделирования имитационная модель воплощается в таких структурных компонентах, как цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. Игровая модель состоит из следующих компонентов: цели, комплекта ролей и функций игроков, сценария, правил игры [5, c.149]

Игровая модель имеет игровые цели. Педагогическая модель имеет две группы целей – обучающие, или дидактические, и воспитательные. Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, он зависит от модели специалиста и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий.

В качестве основных правил игры можно привести соблюдение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера.

Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых решений и самоконтроль, предполагает содержательную оценку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп. Она должна строиться, прежде всего, как система самооценки играющих, а затем – оценки преподавателя-ведущего. В вузе наиболее приемлемы компактные деловые игры, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая эмоциональный заряд [5, c.156]

Например, практическое занятие по дисциплине «Методика профессионального обучения» по теме «Дидактическое проектирование урока теоретического обучения» (4 часа).

Роли участников игры: Преподаватель, Эксперты, Учащиеся.

Педагог задает тему дидактического проекта и входные условия для разработки (успеваемость группы, поведенческую характеристику группы, отношение к учебе, к будущей профессии, преобладающий тип мышления).

Студент, играющий роль преподавателя, в процессе подготовки к занятию разрабатывает содержание обучения: подбирает учебный материал, разрабатывает опорный или электронный конспект, мультимедийную презентацию, вопросы для контроля знаний и т.п. Затем проводит занятие с использованием своих разработок.

Студенты, играющие роль учащихся, выполняют функции в соответствии с заданными входными условиями. Их работа (конспект, решенные задания, ответы) будут являться основой для выставления итоговой оценки студенту-преподавателю.

Студенты, играющие роль экспертов, отслеживают, анализируют и оценивают правильность и полноту реализации дидактического проекта в заданных условиях.

Оценку студент-преподаватель получает на основе оценивания его работы экспертами, учащимися, педагогом.

Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участников по поводу своих навыков на заключительном обсуждении несут основную обучающую и воспитательную нагрузку. Заключительная часть игры – это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты [5, c.183].

Применение деловых игр способствует повышению качества подготовки, которое подтверждается оценками на экзамене по МПН, защите курсовой работы, за педагогические практики, при разработке и защите дипломного проекта.

Деловые игры по техническим дисциплинам следует рассматривать как целый класс учебных игр в инженерно-педагогическом вузе. Их использование в учебном процессе позволяет задать предметный и социальный контексты профессиональной деятельности, определить условия развития теоретического и практического мышления инженера-педагога, его способности работать в коллективе, инициативы, ответственности.

Системное усвоение предметных и социальных умений в процессе инженерной деловой игры способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности инженера-педагога новой формации, удовлетворяющей требованиям времени [5, c. 201].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

 Деловая игра – это коллективная деятельность, а так же форма воссоздания или рассмотрения реального явления (система отношений, характерных для данного вида практики, система условий, динамика производства) посредством моделирования или имитационной модели, которая должна завершиться принятием конкретного решения. Деловые игры служат развитию и формированию личности, вырабатывают инициативу и самостоятельность в принятии решений. Их строение отражает логику практической деятельности, и по этому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирование умений , но и способом подготовки к профессиональному общению.

Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста (методическую, учебную, управленческую); моделирование таких систем отношений, которые характерны для деятельности инженера-педагога.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Абрамова, Г. С. Деловые игры: теория и организация. / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192с.
  2. Аксенова, Л. Н. Нетрадиционный урок: методические рекомендации / Л. Н. Аксенова. – Минск: 1999 – 21с.
  3. Арутюнов, Ю. С. Деловая игра. Методика конструирования деловой игры / Ю.С. Артюнов, И.В. Борисов, А. А. Вербицкий , А. А. Соловьева - Москва : Мысль, 1988.-178с.
  4. Атаманова, Р. И. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения : метод. пособие. / Р. И. Атаманова. - Москва: Высшая школа, 2008. - 120 с.
  5. Буланова-Торопко, М. В. Педагогика и психология высшей школы: уч. пособие / М. В. Буланова-Топорко – Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 544с.
  6. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. / А. А.Вербицкий — Москва: Высш. школа, 1991.— 207 с.
  7. Ежова, Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр / Л. В. Ежова — Санкт-Петербург:2004. — 180с.
  8. Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса / С. С.Кашлев. – Минск., 2000. – 95с.
  9. Коджаспирова, Г.М. Коджаспиров ,А. Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
  10. Об образовании: Кодекс Республики Беларусь, 13 янв. 2011г.№243-3:принятПалатой представителей 2 дек.2010г.:одобр. Советом Респ. 22 дек.2011г.: текст по состоянию на 13 янв.2011г. // Нац.реестр правовых актов Респ.Беларусь.-2011г.-№13.-2/1795
  11. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова – Минск: Издательский центр «Академия», 2009. – 192с.
  12. Смирнов, Т. М. Методические рекомендации по подготовке и проведению деловых игр / Т. М. Смирнов – Москва: ИМХО, 2004. – 92с.
  13. Трайнев, В. А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. / В. А. Трайнев – Москва: Дашков и Ко, 2005. – 360с.
  14. Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр: учеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. Заведений / Е. А. Хруцкий — Москва: Высшая школа, 1991.— 320 с.

 

 


Информация о работе Структура деловой игры и методика ее проведения