Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 01:41, контрольная работа
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определённым целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Введение……………………………………………………......
1. Сущность и особенности воспитания…………………………
1.1. Национальное своеобразие воспитания.....……………………
1.2. Сущность воспитания.................................................................
1.3. Особенности воспитательного процесса……………………..
2. Движущие силы воспитания..................…….………………
Заключение………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………
В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и представлениями предшествующих поколений, дает возможность определить достоинства и недостатки действий обоих поколений и способствует адаптации человека к новым условиям.
В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, которые имеют культурно-историческое значение. Смысл образования заключается в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.
Духовное начало в человеке проявляется благодаря его вливанию в «культурное» наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности на протяжении всей жизни.
Образование ускоряет процесс развития и становления человека как личности. Педагоги в образовательном процессе создают условия, которые обеспечивают индивидуальный, личностный рост обучающихся, и каждая учебная дисциплина ориентирована на развитие этого качества.
Для педагогики очень важным является то, что мера личностного развития человека зависит не только от самого факта участия его в деятельности, но, главным образом, от степени той активности, которую он проявляет в этой деятельности, а также от характера её направленности.
Эффективность воспитания определяется не только тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизведение человеком культурных ценностей и социального опыта, но и тем, насколько оно способствовало подготовке молодых людей к активной и самостоятельной деятельности, умению ставить и решать различные задачи, не имеющие аналогов в опыте предшествующих поколений.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей7:
- целенаправленность;
- многофакторность;
- длительность;
- комплексность;
- вариативность и неопределенность результатов;
- двусторонний характер;
- обратная связь.
Прежде всего, процесс воспитания целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.
Процесс воспитания - процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Воспитание осуществляется семьёй, общественными и государственными институтами, учебно-воспитательными учреждениями, общественными организациями, учреждениями культуры, СМИ и т.д. Роль этих различных институтов в воспитании неравноценна, отсутствие связи между ними делает процесс воспитания прерывным (дискретным). Для того, чтобы избежать негативных последствий этого, педагог должен выступать координатором всех воспитательных воздействий.
Процесс воспитания отличается длительностью. Результаты воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, процесс обучения. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека. потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью, но даже при чёткой организации воспитательного процесса рассчитывать на быстрые результаты нельзя, для процесса воспитания характерна отдалённость результата от моментов непосредственного воспитательного воздействия.
Процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинённое идее целостности формирования личности. Формирование качеств личности происходит не поочерёдно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Воспитательному процессу присуща значительная вариативность и неопределённость результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идёт в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
2. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ВОСПИТАНИЯ
Движущая сила процесса воспитания - разница между целями, поставленными воспитателем, и теми, что были фактически реализованы (результаты воспитательной деятельности). Постановка целей означает, что в процессе воспитания желаемые отношения воспитанников, их духовный мир, позиция личности как бы проектируются воспитателем. При этом просчитываются варианты развития: какими будут воспитанники через год-два, какими идеями будут руководствоваться благодаря его воспитательной деятельности, какие качества личности должны проявиться на следующей воспитательной ступени развития и т. д.
Движущие силы воспитательного процесса - противоречия между требованиями педагогов и возможностями воспитанников, их уровнем развития; противоречия между целями и потребностями педагогов, родителей и учащихся; противоречия между имеющимися у детей потребностями и возможностями их удовлетворения.
Противоречия бывают внутренними и внешними. Одним из основных внутренних противоречий являются противоречия между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающие при этом рассогласования побуждают человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать новые правила. К внешним противоречиям относятся противоречия между школой и семьёй, противодействие семьи некоторым требованиям педагогов; противоречия в содержании информации (исторической, литературной, политической); противоречия между словом и делом; преобладание словесных методов воспитания; противоречия между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников.
Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. В процессе воспитания проявляются все законы диалектики8: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания.
Противоречия процесса воспитания являются отражением диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Противоречие, как нам уже известно, - главная движущая сила, источник развития; преодолевая противоречие, явление или личность поднимается в своем развитии, приобретает новое качество.
Воспитание - это объективно-закономерное общественное явление, и общественный прогресс может стать причиной отставания воспитательной деятельности от требований жизни. Так возникает противоречие между усложняющимися социальными процессами и требованиями жизни к формирующейся личности и функционирующими традиционными системами воспитания.
Противоречиями, обуславливающими переход личности на более высокий уровень развития, являются противоречие между притязаниями воспитанника и его возможностями, и противоречия между выдвигаемыми педагогом требованиями и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению. Важным является максимальное совпадение требований, предъявляемых к личности с ее притязаниями, желаниями, интересами, так как это придает процессу приобретения личностью новых качеств, знаний, способов поведения и деятельности.
В воспитательном процессе также проявляется действие закона перехода количественных изменений в качественные. Процесс формирования человека и его сознания - яркий пример функционирования этого закона.
Средством развития, изменения, усовершенствования человеческой личности является еёсобственная деятельность как необходимое движение и упражнение принадлежащих ей духовных и физических сил и способностей. В результате многократно повторённых действий и упражнений происходят постоянные количественные изменения различных качеств и свойств личности воспитанника, мировоззрения, представлений, понятий, убеждений, мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональных чувств, состояний, а также практических изменений и навыков. Эти изменения нельзя понимать только как арифметическое уменьшение или увеличение. Дойдя до определенной границы, они переходят в качественные изменения, то есть происходит переход из одного качественного состояния в другое, появление новообразований.
Переход количества в
качество происходит по механизму отрицания,
еще одного диалектического закона.
Отрицание отрицания
Заключение
Педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей. С древних времен и до наших дней существует два диаметрально противоположных взгляда на воспитание:
- воспитывать детей нужно в страхе и повиновении;
- воспитывать детей нужно добротой и лаской.
Если бы жизнь категорически отвергла один из подходов, то он бы уже давно прекратил свое существование. Но в том-то и вся сложность: в одних случаях большую пользу приносят обществу люди, воспитанные в жёстких правилах, у которых сформированы суровые взгляды на жизнь, люди с упрямым характером и неуступчивыми взглядами, в других - мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые люди. В зависимости от того в каких условиях живет народ, какую политику приходиться вести государствам, создаются традиции воспитания. В тех обществах, которые уже давно ведут спокойную, сытую жизнь, преобладают гуманистические тенденции воспитания. А в тех обществах, которые ведут постоянную борьбу, преобладает жестокое воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего. В условиях войны, голода, социальных конфликтов, лишений, может быть, и хотелось воспитывать детей помягче, но выжить в этих условиях они не смогут. Вот почему вопрос, как воспитывать детей, - вопрос не столько науки, сколько самой жизни.
Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
Воспитание - элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда этот процесс предстает перед нами как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в современную культуру, достижения которой складывались на протяжении длительных веков, а усвоение её ребенок должен произвести за предельно короткие сроки.
Последнее, а именно предельно короткие сроки вхождения ребенка в контекст культуры породили воспитание как профессиональное явление - то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитательных учреждениях, наделёнными обществом профессиональными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом.
Воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, вхождению ребёнка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.
Список использованной литературы
1. |
Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. |
2. |
Введение в педагогику / Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. М., 1975. |
3. |
Е.В.Беликова, О.И. Битаева, Л.В.Елисеева. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. - ООО Издательство «Эксмо», М., 2008. |
4. |
Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология. М., 1969. |
5. |
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов в 2-х кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос,2004. |
6. |
Рожков М.И. Воспитательный процесс как динамическая система. – Курск, 2000. |
7. |
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. |
8. |
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. |
9. |
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Школа - Пресс, 2000. |
10. |
Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. |
Информация о работе Сущность и особенности воспитания. Движущие силы воспитания