Сущность и содержание эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить, систематизировать и проанализировать проблемы эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев.

Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу, по проблеме, эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев.
2. Уточнить сущность, определить содержание, структуру эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев в современных условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1 . Теоретическое обоснование сущности и содержания эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев. 6
1.1. Понятия, сущность, содержание эстетического развития. 6
1.2. Бальные танцы, как средство художественно-эстетического формирование личности. 10
Глава 2. Роль современного бального танца в формировании личности. 14
2.1. Современный бальный танец как синтез спорта и искусства. 14
2.2. Особенности преподавания бального танца детям как средство эстетического развития. 21
Заключение. 28
Список литературы. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и содержание эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев.docx

— 79.86 Кб (Скачать файл)

Партнер и партнерша должны интересоваться различными видами искусства  и спорта, развивая тем самым свои творческие натуры, и проецируя накопленный  опыт в сферу бального танца. Если культивировать именно такой многогранный подход к развитию творческой личности, то со временем танцевальный дуэт сможет добиться демонстрации того или иного  душевного состояния в наимощнейшем его проявлении, почти не завися от музыкальных акцентов, а уж тем  более от строгого сценического действа. Исполнители смогут напрямую, так  сказать, без ненужного, сюжетного  посредничества находить чистые состояния  эмоционального и духовного подъема  не только в себе, но, главное, в зрителе. Музыка, освещение, обстановка, вариация будут в данном случае лишь очень  небольшими составными частичками всеобъемлющего, глубинного характерного образа, создаваемого на паркете истинными мастерами  бального танца.

Конечно, имеет огромное значение, каким образом и кем  юному танцору преподносится  танцевальная субкультура, поскольку  некоторые способы и педагоги-тренеры  способны сделать из ребенка скорее закрепощенного невротика, чем творческую личность, иными словами «техника в руках дикаря - кусок железа».

 

              • Особенности преподавания бального танца детям как средство эстетического развития.

В России бальные  танцы как жанр хореографии достаточно молод, моложе, чем в других странах. У нас возрастной старт занятий  танцами очень сильно смещен к  детству. На западе все наоборот. Там  начинают танцевать значительно  позже, лет с 14-15, а зрелости добиваются годам к 22-23 за счет высокого и качественного  уровня преподавания. Многие тренеры  считают оптимальным  возраст  для начала занятий бальными танцами  7-8 лет, но не поздно отдать ребенка  и в 9-11 лет.

Детей тоже можно  поделить на танцующих «для себя»  и танцующих «для результата». Ориентир в методике преподавания здесь будет  строиться по критериям: заинтересовать, увлечь, сосредоточить, дисциплинировать, развить. Разница же в этих двух категориях состоит большей частью не в работе с детьми, а в работе с мамами.

Дети – категория  специфическая, прежде всего, возрастными  особенностями развития психики  и координации. Основная такая специфическая  особенность маленьких танцоров, определяющая всю методику работы с  ними – это их неутомимая любознательность и внимательность ко всему происходящему. Именно внимательность, и именно ко всему. Пролетит ли муха, прозвенит  ли телефон в коридоре, возникнет  ли перед глазами чья-то косичка  – все для ребенка безумно  интересно, во все он вовлекается  всем своим существом безраздельно. И для тренера в такой ситуации стоит нелегкая задача сосредоточить  внимание детей только на себе и  преподаваемом материале.

Для того, чтобы  решить такую задачу, тренеру необходимо представлять, что именно должно быть в содержании его занятия, а чего не должно быть ни в коем случае.

Нельзя порицать за плохую координацию и медленное  усвоение материала – таким образом, легко создать отвращение к занятиям и уверенность в собственной  неполноценности. Необходимо учитывать, что в самых ранних возрастах, с которых берут детей на спортивные танцы (от 6 до 9 лет) существуют большие  проблемы с координацией движения у  большинства детей. Это значит, что  большинство детей в этом возрасте, попросту говоря, еще плохо ориентируются  в том, где у них в данный момент находится левая нога, где  правая и что они делают, делают ли они вообще что-нибудь. В этом нет ничего страшного, это возрастная особенность и потому какие-то вещи детям в этом возрасте недоступны. Например, техника движения. Зато очень  многие легко запоминают шаги. Поэтому  к танцевальным категориям «Дети 1»  и «Дети 2» уровня «N» и «Е»  класса, как правило, не применяется  особых технических критериев при  тренировке и судействе. Основными  здесь являются осанка, линии корпуса, рук и ног, и, конечно же, точное исполнение ритма. И этого уже  более чем достаточно для полной танцевальной загрузки ребенка.

 Можно и  нужно поощрять любые попытки  к старанию, сосредоточенности, красивую  прическу, танцевальную одежду, осанку  – все то, что вы хотите развить  в своих учениках. Необходимо  подчеркивать любые, даже самые  маленькие моменты улучшения  во всем, что касается танцевального  мастерства, спортивного характера  и танцевального имиджа.

Нельзя говорить непонятными словами – будет  очень скучно детям. Можно и нужно  использовать образные выражения, иллюстрировать то или иное упражнение или движение понятными детям сюжетами и образами – сказочные персонажи, животные, считалки, скороговорки. Например, один из приемов обучения музыкальности  – это не считать танец, а петь счет под музыку. Другой прием –  упражнение для развития взрывной силы ног – прыжки из упора сидя с  поднятием рук со следующим заданием: достать до потолка и выкрикнуть «ква». Клич может быть любой и  лучше, если его периодически менять – от «ура» до «кукареку». Еще  один хороший пример для развития осознания движения – давать задание  танцевать «как ленивые танцоры», а потом «как упорные танцоры». И так далее.

Нельзя беспрерывно  говорить или говорить (кричать) все  занятие на фоне музыки. Или музыка, или речь. Счет под музыку или  добавление эмоционального фона («супер!», «давай!», «Еще!», «кра-со-та, два, три, мо-лод-цы, два, три, су-пер-де-ти, два, и, три», конечно  же, не в счет.

Нельзя не замечать, что кто-то отвлекается, вообще нельзя не замечать то, что происходит с  каждым. Незамеченный ребенок –  не увлеченный ребенок, лишний, предоставленный  самому себе и своим детским мыслям и занятиям. Это не значит, что  нужно постоянно делать замечания. Важно делать ОТМЕЧАНИЕ: «а вот теперь Вася засунул руки в карманы и  натягивает штаны на голову…», «а вот  теперь Катя любуется своими роскошными волосами в зеркале, а мы тем временем уже почти выучили новую хитроумную танцевальную фигуру, которую умеют  танцевать настоящие чемпионы……». И так далее.

Нельзя загружать  детей все занятие одной и  той же информацией – им будет  скучно, и они будут постоянно нарушать дисциплину, чтобы себя развеселить, занять чем-то более разнообразным.

Нельзя слишком  быстро переключаться с одного вида работы на другой. Каждое новое задание  должно быть четко обозначено –  когда оно начинается и когда  заканчивается. Здесь важно замечать, чтобы для всех детей это было понятным. Можно придумать специальные  «ритуальные» действия, призванные отграничить  разные виды работы друг от друга. И  хорошо, когда это игровые упражнения. Вы можете, перед тем, как начать новое задание, проверить их построение на линиях и напомнить про красивую осанку, и так же ее у всех проверить  и похвалить. Можно сделать любое  физическое упражнение на 1 – 2 минуты. Вы можете попросить вспомнить название новой фигуры, которую разучивали прошлый раз. И не ждите, что обязательно  вспомнят – начинайте подсказывать по буквам и слогам. Важно так  же каждый раз до и после нового материала напоминать и повторять  название того вида работы или той  фигуры, над которой вы работаете. Хорошо так же, для запоминания  давать задание разучить новое упражнение или фигуру с мамой, папой, братом, сестрой, дядей или тетей, собакой  и кошкой. Не обязательно каждый бросится это делать, но в памяти останется.

Важно, чтобы  у ребят были тренировочные дневники, куда можно заносить домашние задания, ставить оценки (преимущественно  пятерки) и записывать любую информацию для родителей.

Важно так же проверять задания – таким  образом, усиливается мотивация  для обучения. Один из видов такой  проверки – каждый должен встать на место тренера и показать фигуру, которую учили в прошлый раз. Разумеется, за пятерку. Если кто-то не осмеливается этого сделать –  позвольте ему стесняться. Как  только робкий увидит, что другие получают пятерки и похвалы, ему тоже захочется  рискнуть. Кроме того, важно чтобы  ребенок сам почувствовал, когда  для него безопасно и комфортно  выдвинуться на передний план. Излишним вниманием к его стеснительности  вы только усилите дистанцию между  ним и другими ребятами, и его  личный дискомфорт.

В конце занятия  не жалко посвятить 5 минут на подвижную  игру – ребенок должен уйти с  занятия уставшим, эмоционально и  физически разрядившимся. В такую  игру можно превратить любой момент обучения, например в виде соревнования двух команд. Вы можете назначить двух капитанов, которые должны из участников группы набрать себе команду. Можно  соревноваться правильно просчитать (прохлопать, протопать) музыку, дальше всех (выше всех) прыгнуть и так далее. Проигравшим назначаются штрафы в виде выполнения смешных физических упражнений – прыжков с «кваканием», пройти круг на корточках с «кряканием», и так далее. Такие штрафы хорошо применять в случае любого нарушения  дисциплины. Важно хорошо сбалансировать степень физической нагрузки с развлекательной  составляющей – чтобы это было и трудно, и весело.

Разделение на «спортсменов» и «не спортсменов» происходит по истечении, как правило, первого года обучения. Об этом тренер предупреждает родителей заранее. Мнение родителей тоже учитывается, но важно, что только тренер может  определить, достаточно ли у данного  ребенка мотивации (и в первую очередь именно ее) для занятий  в спортивной группе. Если вы видите, что ребенок не горит желанием «впрягаться» в спортивную работу –  рассказывайте об этом родителям  откровенно, но безоценочно. Это значит, что важно пояснять, что далеко не каждый ребенок может и хочет  стать спортсменом, и это ни хорошо, ни плохо – каждому свое, у  каждого свои в жизни есть сферы  и способы самовыражения. Если же и ребенок, и мама настаивают на занятиях в спортивной группе – соглашайтесь, но предупредите, что при отсутствии терпения, увлеченности, старания, дисциплины и пр., результатов ждать не стоит. Чем честнее вы будете разговаривать  с родителями – тем лучше, в  первую очередь, для вас. Таким образом, можно избежать необоснованных претензий  и ожиданий. Вы можете лишь говорить, что для того, чтобы достигать  чего-то, важны те или иные качества и отмечать, что тех-то или тех-то качеств для результата недостаточно. Но это не значит, что их нет совсем. Они не проявляются. Конечно же, речь не идет о тех детях, у которых  вовсе нет данных к занятиям танцами. Чтобы к вам такие ребята не попадали, потрудитесь провести предварительное  тестирование при наборе детей в  группу. Это могут быть простейшие тесты на чувство ритма, равновесие, координацию, способность сходу  повторить движение. [3,25]

Работа с теми детьми, которые не пробиваются в спортивную группу, а занимаются для себя, должна быть ориентирована на то, чтобы  дети на занятиях максимально интересно  провели время, а так же могли  выучить какие-то танцевальные схемы, которые они могут продемонстрировать своим друзьям и родственникам.

Осознавая значение спортивного  бального танца в формировании личности ребенка, в последние пять-шесть  лет среди педагогов и хореографов  наметилась тенденция создания при  гимназиях, лицеях, колледжах, школах студий бального танца, рассчитанных, прежде всего на тех, кто занимается танцем «для себя»  или даже  включения  предмета «бальная хореография» в сетку  расписания.

Для тренеров и преподавателей бального танца в настоящее время  чрезвычайно актуальной является проблема использования традиций обучения танцу, характерных  для XVIII-XIX вв., с помощью которых возможно формирование не только внешнего, но и внутреннего облика человека.

Именно поэтому упор занятий  современным бальным танцем делается не на растяжку и классическую постановку рук и ног, ловкость и уверенность  в движениях, свободу и непринужденность, хотя все это также  является важным в формировании осанки и фигуры ребенка,  а  как раз на те формы и методы воспитания подрастающего поколения, которые были приняты в дореволюционной  России при обучении бальной хореографии.

Речь идет не о том, что  детей необходимо научить танцевать  полонез или мазурку, а также  другим танцам того времени, а, прежде всего,  о воспитании культуры общения  между мальчиками и девочками, обучении детей нормам и правилам этикета. [12,23]

Преподавание детям и  преподавание взрослым - это две  совершенно разные вещи. Существуют науки  психология, педагогическая психология, которые учитывают уровень ученика: кто перед тобой. Те учителя, которые  работают с детьми, не должны забывать, что главной  их целью должно быть не просто воспитать чемпионов, сделав, в конце концов, одного, но сломав два десятка других судеб. Необходимо помнить, что для детей тренер - прежде всего, педагог, который  в  качестве основной цели своей работы ставит цель формирования посредством  танца гармонично развитой личности.

При работе со взрослыми, не спортсменами,  другой подход. Для  них смысл и цель данных занятий, прежде всего,  в расслаблении, снятии стрессов. Танец начинает выполнять  социальную роль, дает возможность  решать проблемы: повышает самооценку личности, исправляет физические недостатки (осанку, походку), помогает в общении  и т.п.

 

Заключение.

Личность человека формируется  и развивается в результате воздействия  многочисленных факторов, объективных  и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых  и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или  согласно определенным целям.

Информация о работе Сущность и содержание эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев