Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:55, курсовая работа
Цель работы – выявить сущность педагогических идей С. Френе и показать актуальность их использования в теории и практике отечественного обучения и воспитания.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Выделить и охарактеризовать основные этапы становления и развития педагогических взглядов С. Френе.
Выявить и проанализировать сущность и основное содержание педагогических идей С.Френе.
Определить роль и значение идей С. Френе для современной школы и педагогики.
Показать реализацию педагогических идей С. Френе в школьном образовании России.
Введение
Глава I Теоретические аспекты новаторства Френе
1.1 Немного истории о Френе
1.2 Картина педагогического новаторства в целом
1.3 Новые материальные средства управления и воспитания
Выводы по Главе I
Глава II Педагогическая концепция Френе
2.1 Стиль воспитания и обучения
2.2 Основные положения и задачи школы Френе
2.3 Методы учебной работы
2.3.1 Освобождение текстов
2.3.2 Освобождение классов
2.3.3 Жизнь без отметок
2.3.4 Воспитание на экспорт
Выводы по главе II
Глава III Проблемы школы Френе в России
Заключение
Список литературы
Курсовая работа
Тема: Сущность педагогических идей С. Френе и актуальность их использования в теории и практике отечественного обучения и воспитания
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I Теоретические аспекты
1.1 Немного истории о Френе
1.2 Картина педагогического
1.3 Новые материальные средства управления и воспитания
Выводы по Главе I
Глава II Педагогическая концепция Френе
2.1 Стиль воспитания и обучения
2.2 Основные положения и задачи школы Френе
2.3 Методы учебной работы
2.3.1 Освобождение текстов
2.3.2 Освобождение классов
2.3.3 Жизнь без отметок
2.3.4 Воспитание на экспорт
Выводы по главе II
Глава III Проблемы школы Френе в России
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В свободном обществе могут быть разные школы, а в несвободном - ЕДИНАЯ, одна, управляемая властью. И если административным путем, директивно внедрять многообразие, контролировать этот процесс и управлять им, то школа будет все равно несвободной. А уж если таким образом предписать всем ОДНУ педагогику Френе, то школа останется прежней.
Актуальнейшей задачей современной школы является возвращение в школу ребенка как живого мыслящего существа, душа которого не резервуар для знаний, а необъятный внутренний мир, где наряду с интеллектуальными элементами много чувственного, подсознательного. Перед обществом встала задача реализации в школе такого подхода, который обеспечивал бы равноправные, коллегиальные отношения между учащимися и учителями.
О противоречиях системы
Проблема решается многогранностью педагогики С. Френе, в которой он определяет широкие перспективы ее дальнейшего изучения, с целью адаптации его положительного педагогического опыта модернизации образования с учетом отечественных традиций, истории и культуры. Хотя, как любая альтернативная педагогика, система Френе вступает в конфликт с традиционной, ее необходимость и актуальность в России очевидны.
Цель работы – выявить сущность педагогических идей С. Френе и показать актуальность их использования в теории и практике отечественного обучения и воспитания.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Выделить и охарактеризовать основные этапы становления и развития педагогических взглядов С. Френе.
Выявить и проанализировать сущность и основное содержание педагогических идей С.Френе.
Определить роль и значение идей С. Френе для современной школы и педагогики.
Показать реализацию педагогических идей С. Френе в школьном образовании России.
Объектом работы явилось педагогическое наследие С. Френе.
Предметом педагогические идеи С. Френе и их влияние на теорию и практику современного школьного образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
педагогические идеи С. Френе;
принцип ретроспективного исторического анализа (М.В. Богуславский, А.Н. Джуринский, М.Н. Кларин, и др.);
сравнительно-исторический подход в
педагогике (Б.М. Бим-Бад,
Б.Л. Вульфсон, Ф.Ф. Королев, О.Д. Федотова,
Л.Д. Филиппова);
современная методология в сравнительной педагогике (Н.Е. Воробьев, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, К.И. Салимова и др.).
концепция личностно ориентированного образования (Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
культурологический подход, при изучении и оценке глобальных, страноведческих процессов в сфере образования развитых стран мира, дающий возможность более глубоко проникнуть в состояние и сущность происходящих изменений в образовании.
Основными методами нашего исследования являются:
метод теоретического анализа официальных государственных источников в области образования и воспитания, учебной документации, а также наиболее известных работ зарубежных и отечественных авторов, освещающих развитие системы школьного образования;
компаративные методы, обеспечивающие сравнительный анализ многообразия различных направлений развития школьного образования во Франции.
метод исторического и логического анализа, требующий научного, конкретно-исторического подхода к изучаемым явлениям;
сравнительно-исторический метод
при изучении трудов зарубеж
ных и отечественных ученых, документальных,
литературных и научных
данных для определения основных факторов,
повлиявших на становление и развитие
педагогических взглядов С. Френе;
биографический, позволяющий выявить
теоретические позиции и
взгляды С. Френе;
Обзор литературы по теме: Изучение и
анализ исследований литературы по сравнительной
педагогике и психолого-педагогических
источников позволяют утверждать, что
педагогическое творчество С. Френе
еще не избиралось предметом специального
изучения российскими педагогами. Однако
описанием и толкованием
В процессе исследования чрезвычайно ценным источником оказалась информация из отечественной периодической печати, материалы научной периодики, статьи М. Белиловской, Я. Быстрицкой, В. Степи-ховой.
Большой фактический материал был почерпнут нами из периодических изданий Российской Академии образования «Первое сентября», «Педагогика», «Альма Матер», «Иностранные языки в школе», «Вестник образования», «Обучение за рубежом», «Вопросы психологии», «Перспективы. Вопросы образования» и др.
Глава I Теоретические аспекты новаторства Френе
1.1 Немного истории о Френе
Сто лет назад 8 октября 1896 года во французской деревеньке Ванс родился Селестен Френе1 - будущий скромный сельский учитель. Он родился в крестьянской семье на юге Франции. Закончить школу ему не удалось: началась первая мировая война, и 18-летнего юношу призвали в армию. Под Верденом он получил ранение и потом долго лечился.
Свою педагогическую деятельность
он начал только в 1920 году, в школе
местечка Бар-сюр-Луп. Впоследствии он
стал основателем и лидером «
Селистен Френе купил
Одним из принципов педагогики Френе была организация учителями своего самовыражения и самовыражения своих учеников с помощью современных технологий.
Его последователи работают в тысячах школ всего мира. В том числе и в Кисловодске и Набережных Челнах существуют френетистские школы, а классы и учителя, работающие в этом подходе, есть в Таганроге, Нягани, Челябинске, Москве, Самаре и двух десятках других городов и сел России.
Педагогика Френе - саморазвивающееся пространство, в котором вместо педагогических технологий и методик царит Дух Френе, в котором принципиально не может быть привычных нам методистов, а есть педагоги-исследователи, в котором свободно развивающиеся дети «обреченные на успех».
Поэтому то, о чем говорят, и что делают современные френетисты во многом отличается от того, о чем писал и что говорил сам С. Френе. Но нечто остается принципиально неизменным.
Это - искусство слушать детей
и отвечать им серьезно, это - организация
совместной коллективно распределенной
и общественно значимой деятельности,
это - экспериментирование и
1.2 Картина педагогического новаторства в целом
В области содержания и методики обучения генеральная линия поиска идет в направлении все большей активизации мышления ученика, при котором он усваивает закономерности изучаемых явлений, самостоятельно приходит к необходимым выводам; в использовании связи учебного материала с жизнью, что делает учебу более увлекательной и полезной. Происходит процесс индивидуализации обучения, т.е. учета возможностей и способностей каждого ребенка, что достигается созданием в школах специализированных, профильных классов и групп.
Экспериментирование выражается в применении методики развивающего обучения, разработке более увлекательных программ по различным предметам, создании новых предметов, использовании технических средств обучения, использовании индивидуальных учебных программ типа проектов, изменении структуры учебного процесса, замене урока другими формами, например, студиями-мастерскими.
«Свободное воспитание». Его сторонники
стараются предоставить ребенку
возможно большую свободу как
в учебной, так во внеучебной деятельности,
считают недопустимыми
Стратегия коллективистического воспитания предполагает воздействие на каждого воспитанника через общественное мнение группы, главным образом, через демократически сформированное самоуправление. Успешные образцы дали В.Н.Сорока-Росинский3 и А.С.Макаренко4: в массовых школах она не обладает такой эффективностью, но даже в частично реализованном виде препятствует развитию отношений примитивной группы.
Педагогика Френе не может быть рассмотрена вне других педагогических инноваций существовавших или существующих сегодня на необозримом пространстве российского образования. На фоне волны тех эвриканских инноваций в середине 80-х - начале 90-х годов в России.
Лишь отдельные смельчаки
Новые материальные средства управления и воспитания
Центральный тезис его концепции
сводится к тому, что для воплощения
в жизнь прогрессивной
Среди этих средств на первом месте
стоит школьная типография.
Именно с нее начал С. Френе свои эксперименты,
и долгое время типографская машина являлась
непременной принадлежностью каждой школы,
работающей по его методам.
Для Френе и его сторонников школьная типография неотделима от так называемых свободных текстов. Это небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о своих семьях, друзьях, о планах на будущее, описывают впечатления, полученные в ходе экскурсий и прогулок.
Учитель отбирает лучшие свободные тексты, дети обсуждают их, вносят коррективы и дополнения, а затем печатают. Эти материалы в дальнейшем играют роль учебных пособий.
Школьная типография и свободные
тексты являются, по мысли Френе, наиболее
ярким символом Новой школы, практическим
воплощением идей активизации учебно-
И в этом смысле свободный текст не только учебное упражнение, а, прежде всего, важный социально-психологический тест, с помощью которого можно лучше понять взаимоотношения ребенка и окружающей его социальной среды.
Вместе с тем это совершенно новая, оригинальная концепция обучения родному языку.
Выводы по Главе I
Педагогическая концепция
Что же противопоставлял Френе педагогическому консерватизму?
Центральный тезис его концепции
сводится к тому, что для воплощения
в жизнь прогрессивной
Среди этих средств на первом месте стоит школьная типография. Именно с нее начал Френе свои эксперименты, и долгое время типографская машина являлась непременной принадлежностью каждой школы, работающей по его методам.