Сущность педагогических идей С. Френе и актуальность их использования в теории и практике отечественного обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить сущность педагогических идей С. Френе и показать актуальность их использования в теории и практике отечественного обучения и воспитания.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Выделить и охарактеризовать основные этапы становления и развития педагогических взглядов С. Френе.
Выявить и проанализировать сущность и основное содержание педагогических идей С.Френе.
Определить роль и значение идей С. Френе для современной школы и педагогики.
Показать реализацию педагогических идей С. Френе в школьном образовании России.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические аспекты новаторства Френе
1.1 Немного истории о Френе
1.2 Картина педагогического новаторства в целом
1.3 Новые материальные средства управления и воспитания
Выводы по Главе I
Глава II Педагогическая концепция Френе
2.1 Стиль воспитания и обучения
2.2 Основные положения и задачи школы Френе
2.3 Методы учебной работы
2.3.1 Освобождение текстов
2.3.2 Освобождение классов
2.3.3 Жизнь без отметок
2.3.4 Воспитание на экспорт
Выводы по главе II
Глава III Проблемы школы Френе в России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика Френе.docx

— 49.37 Кб (Скачать файл)

Естественно поэтому, что отдельные  конкретные рекомендации С. Френе могут  сегодня показаться устаревшими. Но основные принципы его системы - строгий  учет особенностей возрастной психологии и разнообразия способностей и склонностей  учащихся, эффективные способы стимуляции их интеллектуальной и эмоциональной  активности, воспитание в духе высоких  нравственных и гражданских идеалов - сохраняют свое актуальное значение и представляют ценный вклад в  сокровищницу мировой прогрессивной  педагогики.

Сегодня ни у кого не возникает  сомнений, что сами цели образования  должны быть полностью пересмотрены. Для большинства родителей значение имеет не всестороннее развитие личности их детей. Образование, достаточное, чтобы  выдержать экзамены, занять престижное место, поступить в такой-то институт или обосноваться в таком-то учреждении. Соображения по-человечески вполне понятные, и ответственность за их ограниченность лежит не только на родителях : это следствие слишком  утилитарного отношения к культуре, веры в самоценность формального  приобретения знаний и навыков.

С. Френе выступал против школы, где  на первом месте стоят учебные  предметы и соответствующие программы, где учителя и ученики вынуждены  подчиняться их требованиям. Он рассматривал возможность строительства такой  школы, которая будет ориентирована  на ребенка - члена общества, и основным условием считал создание среды, способной  помочь становлению личности ребенка. Поэтому во главу угла ставилось  не заучивание материала, не приобщение к азам тех или иных наук. Главным  определялось следующее:

здоровье ребенка, его стремление к знаниям, развитие его творческих возможностей, присущее его природе  желание постоянно двигаться  вперед, к максимальной реализации;

благоприятная среда, в которой  воспитывается ребенок; оборудование и технические средства, обеспечивающие естественный, живой и всесторонний воспитательный процесс. Все таланты  С. Френе служили одной идее - системе  гуманистического образования.

Состоит она из трех компонентов:

создание гуманной образовательной  среды вокруг ребенка,

формирование нравственной гуманной личности,

подготовка ребенка к жизни  в соответствии с непростыми требованиями эпохи и среды.

Каждый компонент сам по себе - целый мир педагогических идей.

Список литературы

 

Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е  изд. — Казань, 2000. — 600 с.

Болдырев Н.И., Гончаров Н.К., Есипов Б.П. и др. Педагогика. Учеб. пособие  для пед. ин-тов. — М., 1968.

Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических  теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. — Р-н/Д: Творческий центр  «Учитель», 1999. — 560 с.

Гавров С.Н.,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности = Вестник УРАО // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.

Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. — М.: «Совершенство», 1997. — 208 с.

Журавлев В.И. Педагогика в системе  наук о человеке. — М., 1990.

Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. — СПб., «Просвещение», 2007.— 287 с.

Ильина Т.А. Педагогика. Учебное  пособие для пед. ин-тов. — М., 1969.

Коджаспирова Г.М. История образования  и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С.148.

Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум  и методические материалы.- М., 2003.

Краевский В.В. Сколько у нас  педагогик? // «Педагогика». — 1997. —  № 4.

Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 256 с.

Новиков А.М. Основания педагогики. – М. : «ЭГВЕС», 2010. – 208 с.

Педагогика. Учебное пособие. Под  ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.

Педагогика. Учеб. пособие для студентов  пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: «Просвещение», 1983. — 608 с.

Педагогический энциклопедический  словарь/Под ред Б.М. Бим-Бада.- М.,2003.

В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко  и др. Педагогика. Учебное пособие  для студентов педагогических учебных  заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997. — 512 с.

Педагогические теории, системы  и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред. А.В. Хуторского. — М.: Изд-во Московского педагогического  университета, 1999. — 84 с.

Подласый И.П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.

Прокопьев И.И. Педагогика. Избр. лекции. Уч. пособие в 3-х ч. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997. — 114 с.

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное  издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c.

Морозов В.И. — Педагогика — "Просвещение"

1 Селестен Френе - создатель  авторской школы и прародитель  теории и практики образовательной  системы, которая по праву считается  сегодня культурным достоянием  всего человечества

2 Мария Монтессо́ри (31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский педагог, учёный, философ, гуманистка, феминистка, христианка.

3 Ви́ктор Никола́евич Соро́ка-Роси́нский (26 (13) ноября, 1882, Новгород-Северский, Черниговская область — 1 октября 1960, Ленинград) — российский и советский педагог, создатель (1918—1920 гг.) известной Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского (Республика ШКИД). В одноименной повести Григория Белых и Леонида Пантелеева "Республика ШКИД" был выведен под прозвищем «Викниксор».

4 Анто́н Семёнович Мака́ренко (1 (13) марта 1888, Белополье Сумского уезда Харьковской губернии — 1 апреля 1939, станция Голицыно под Москвой) — советский педагог и писатель.

5 Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В 5 т. - М„ 1953. - Т.5. - С. 97.

6 Ушинский К.Д. Собр.соч.: В 2 т. - М; Л., 1948. - Т.2. - С. 100.

7 Рудольф Штейнер, Штайнер (нем. Rudolf Steiner, 27 февраля 1861 в местечке Кральевица, Хорватия (тогда — Австрийская империя) — 30 марта 1925, Дорнах, близ Базеля, Швейцария) — австрийский философ-мистик, писатель, эзотерик, создатель духовной науки, известной как антропософия.

8 Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан

9 Вальдурфское образовбние (также известное, как Штайнеровское или Вальдорфско-штайнеровское образовбние) — образование, основанное антропософском представлении о человеке и на гетеанистическом методе познания, на образном мышлении, сопереживании.

10 Гео́ргий Петро́вич Щедрови́цкий (23 февраля 1929, Москва — 3 февраля 1994, Болшево, Московская область) — советский философ и методолог, общественный и культурный деятель, создатель и идейный вдохновитель школы «методологов», основатель Московского методологического кружка.


Информация о работе Сущность педагогических идей С. Френе и актуальность их использования в теории и практике отечественного обучения и воспитания