Сущность понятия орфографическое правило и его роль в формировании орфографической грамотности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить и систематизировать эффективные приёмы в работе над орфографическим правилом, которые влияют на орфографическую грамотность младших школьников. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач:
1. Проанализировать сущность понятия «орфографическое правило» и его роль в формировании орфографической грамотности.
2. Рассмотреть эффективные приёмы работы над орфографическим правилом на уроках русского как способ формирования орфографических умений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……….
1.1 Сущность понятия орфографическое правило и его роль в формировании орфографической грамотности…………….
1.2 Эффективные приёмы работы над правилом…………….
1.3 Использование алгоритмов при работе над орфографическим правилом…………………………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………...……
2.1 Результаты практико-ориентированного исследования…
2.2 Систематизация заданий при работе над орфографическим правилом в 3-ем классе…………………...
2.3 Анализ урока………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 3

6
6
12
18

23
23
28
33
36
38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. приёмы работы над орфографическим правилом.docx

— 100.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  В

 

Занимательный материал

 

     Успешно запоминать правила помогает занимательность, используемая на уроке.

     Частушки.

Жи да ши, жи да ши                      очно, точка, стрелочка

 С буквой и всегда  пиши               Тучка, срочно, белочка –

 Мыши, ёжики, ужи,                      Не запомнятся никак 

 Лужи, крыши и моржи.                Здесь не нужен мягкий знак

 

Сочетания чу и щу                        Ча и ща, ча и ща,

 Пишем только с буквой  у;            Роща, чаща и свеча,

 Чудо, щука, ухвачу                        Пища, туча, саранча – 

 И кричу, лечу, хочу.                      С буквой а и ча и ща.

    

Стихи

       ОЗЕРО                                                 КОЛЮЧКИ

Чуть колыша камыши                    Колючки, как известно злючки,

 Дремлет озеро в  тиши.                  А кот же любит их – колючки?

 Отражения в нём  живут,               Один верблюд, ведь у верблюда

 Тучи в озере плывут,                      Колючки – фирменное блюдо.

 Бор сосновый, как живой,

 Дремлет к низу головой.

 

               ЩУКА                                                   СВЕЧА

Щука в озере жила,                          Голова огнём пылает точка.

 Щёткой дно она мела,                     Тело тает и сгорает,

 Щи варила для гостей,                    Я полезной быть хочу.

 Угощала пескарей.                          Лампы нет, я посвечу.

 

Правила в стихотворной форме

1. В конце слова, без  сомнения,

    происходит оглушение.

   Говорим мы – плод, проверяем плоды,

    Говорим мы – сад, проверяем сады.

 

2. Не сердись, не скучай, не спеши –

    Не с глаголами отдельно пиши.

 

     Рифмованные упражнения

На берегу растёт сосна, а рядом с нею сосны.

 Горит прекрасная звезда, а рядом с нею звёзды.

 А на траве лежит  раса, а рядом с нею росы.

 Вот по траве спешит  коса, а рядом с нею косы.

 И будет мягкая трава  душистым лёгким сеном.

 Сгребать его пойдёт  мой дед, мой дед, точней, пойдём  мы с дедом.

 

Я иду, и ты идёшь, я несу и ты несёшь,

 Я веду, и ты ведёшь, я везу и ты везёшь.

 Мы сидим, и ты сидишь, мы молчим и ты молчишь.

 Ты поёшь и мы  поём, просто дружно мы живём.

 

 Приедешь? – Не приеду!

 Придёшь? – Нет, не  приду!

 Услышишь? – Не услышу!

 Найдёшь? – Нет, не  найду!

 Слезаешь? – Не слезаю!

 Решаешь? – Не решу!

 Мечтаешь? – Не мечтаю!

 Молчишь? – Нет, не  молчу!

 Конфетку, может, хочешь? – Нет! Да, хочу, хочу!

 

У тебя есть удочка, у меня есть дудка.

 У тебя есть курочка, у меня есть утка.

 У тебя есть шишечка, у меня – корзинка.

 У тебя есть кисточка, у меня – картинка.

 Я тебе дам посмотреть  все свои картинки.

 Ты поделишь пряник  свой на две половинки.

 

     Словарные  слова

     Много хлопот доставляет изучение словарных слов. Эффективен метод, основанный на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законов запоминания.

     I вариант.

     Ребёнок, что бы запомнить слово, выполняет рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании.

     помидор            крапива             банан

     – на букве о легко нарисовать помидор, а буква и – это ножи, которыми можно его резать;

      – когда ужалит крапива, трудно удержаться от крика – а а а;

      – из бананов легко можно выложить букву а, но невозможно – о.

 и т.д.

     II вариант.

     Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы связи.

     впереди                назад                      налево

      слева                     направо                 снизу

     (Шёл человек по городу, вдруг впереди выскочила чёрная кошка. Повернул назад – тупик, пошёл налево – слева тупик, пошёл направо – и справа тупик,

 хотел вниз, да внизу  асфальт мешает. Пришлось встретиться  с чёрной кошкой.)

     однажды                осина                орех                яблоко

     (Ого! Однажды на осине выросли орех и яблоко!)  

     Правописание букв о и а на конце можно запомнить так:

     на окно – налево; на окно – направо; с окна – слева; с окна – справа

 

 

 

 


Информация о работе Сущность понятия орфографическое правило и его роль в формировании орфографической грамотности