Сущность профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:19, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя. В процессе изучения ставятся следующие задачи: 1) Рассмотреть и объяснить соотношение понятий "профессиональная культура" и "педагогическая культура"; 2) Определить особенности профессиональной компетентности и культуры педагога; 3) Рассмотреть в практической части творческую индивидуальность как один из компонентов профессионально-педагогической культуры; 4) Провести исследование методом тестирования педагога на уровень творческой индивидуальности 5) Рассмотреть методы проявления культуры педагога в процессе игры
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Глава 1. КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ 1.1. Особенности культуры педагогической деятельности 1.2. Структура педагогической культуры 1.3. Профессионально обусловленные требования к культуре педагога Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2.1. Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога 2.2. Значение творческой индивидуальности в работе педагога 2.3. Тестирование педагога на определение уровня педагогической культуры 2.4. Проявление творческих умений учителя в играх ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вопреки распространенному
мнению среди прекрасных педагогов встречаются
люди в личной жизни малообщительные,
замкнутые, раскрывающиеся только в общении
с детьми, с которыми всегда готовы обсуждать
любые проблемы. Одна из талантливых (очень
талантливых!) учительниц однажды призналась:
«Самое трудное для меня — приходить в
незнакомый класс. Я очень трудно к ним
привыкаю, и всегда есть период, когда
мы с учениками друг друга очень не любим...
Я и в жизни-то очень стеснительна. А потом
еще хуже — расставаться так тяжело...»
И вот что еще любопытно: на уроках таких
учителей создается неповторимая индивидуальная
атмосфера, педагог и ученики находятся
«здесь и сейчас», и одновременно учитель
присутствует в масштабе их жизни. Как
следствие — значимость педагога в судьбе
ученика, опора на опыт и ценности учителя.
2.2. Процесс формирования
культуры через творческую индивидуальность
педагога
Откуда же появляется творческая
индивидуальность? Исследования показывают,
что подлинная творческая индивидуальность
— результат достаточно длительного процесса
культуры педагогической деятельности,
в котором можно выделить некие этапы.
¹
Первый этапсвязан с тем, что человек оказывается
в положении, которое мы условно назвали
«педагогической робинзонадой». Это ситуация
«быть с детьми и что-то делать с ними»,
когда нужно находить самостоятельные
способы действия, влиять на поведение
ребят, отвечать за их знания, умения, нести
за это ответственность в первую очередь
перед собой. Разновидности ситуации «педагогической
робинзонады» достаточно вариативны: человек
оказывается в пионерском лагере в роли
вожатого; начинающего классного руководителя;
руководителя кружка (технического, музыкального,
спортивного); руководителя бригады подростков,
работающих на уборке. Эмпирическая «данность»¹
ситуации оказывает сильное влияние на
эмоции, заставляя мышление работать в
определенном направлении, мобилизуя
индивидуальный опыт, потенциал человека.
И если этот потенциал есть, то выход находится,
и пережитая совместная деятельность,
общение, сложившиеся отношения фиксируются
в сознании как профессиональные ценности.
В этой ситуации может оказаться не только
начинающий, но и опытный педагог-профессионал.
В этом отношении очень интересен опыт
у А.С. Макаренко, который попал в такую
ситуацию, будучи сложившимся профессионалом.
Вот как он описывает это в «Педагогической
поэме»: ² «Пустынный лес, окружавший нашу
колонию, пустые коробки наших домов, десяток
«дачек» вместо кроватей, топор и лопата
в качестве инструмента и полдесятка воспитанников,
категорически отрицавших не только нашу
педагогику, но всю человеческую культуру,
— все это правду говоря, нисколько не
соответствовало нашему прежнему школьному
опыту». Вот его переживания: «Первые месяцы
нашей колонии для меня и моих товарищей
были не только месяцами отчаяния и бессильного
напряжения — они были еще и месяцами
поисков истины. Я во всю жизнь не прочитал
столько педагогической литературы, сколько
зимою 1920 года». Отношение к ситуации:
«У меня главным результатом этого чтения
была крепкая и почему-то вдруг основательная
уверенность, что в моих руках никакой
науки нет и никакой теории нет, что теорию
нужно извлечь из всей суммы реальных
явлений, происходящих на моих глазах.
Я сначала даже не понял, а просто увидел,
что мне нужны не книжные формулы, которые
я все равно не мог привязать к делу, а немедленный
анализ и немедленное действие». А вот
кристаллизация содержания действия:
«Не столько моральные убеждения и гнев,
сколько вот эта интересная и деловая
борьба дала первые ростки хорошего коллективного
тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись,
и фантазировали на темы о наших похождениях,
роднились в отдельных ухватистых случаях,
сбивались в единое целое, чему имя — колония
Горького».
——————————
¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность
педагога //Школьная практика. – 2004. - №1.
– С. 199
Первый этап педагогической
индивидуализации может так и остаться
для человека приятным эпизодом, хранящимся
в памяти, но не реализованным в деле. Но
для тех, у кого творческая индивидуальность
ярко выражена, он — начало дела их жизни.
На втором этапевырабатывается свое «педагогическое
видение» и самоопределение в деятельности.
Это возможно только при относительно
автономных действиях учителя, когда он
сам определяет содержание и характер
деятельности, опирается не на внешние
требования, а на взаимно установленные
с учениками обязательства.
На протяжении второго этапа
происходит осмысление целей деятельности,
формируется опыт в организации действий
(ориентированных на достижение цели),
рождается собственное «педагогическое
видение» — педагогическая система, охватывающая
способы и средства организации действий,
анализа, контроля. Это самостоятельная
«педагогика», она по-своему цельна и самодостаточна:
здесь есть закономерности и принципы,
цели и средства деятельности, своя технология
и даже своя терминология (когда такая
концепция сформулирована, ее можно изучать
и вписывать в общую систему педагогической
науки). Начинается формирование «педагогического
Я»: учитель связывает с педагогикой свои
представления о себе, вырабатывает педагогическую
«Я-концепцию».
——————————
¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность
педагога //Школьная практика. – 2004. - №1.
– С. 200
² Там же, стр. 200
Второй этап, таким образом,
— это этап самоопределения внутри педагогической
деятельности, этап рождения самостоятельной
педагогической системы. Происходит разворачивание
процесса самообучения и самовоспитания,
и одновременно идет становление собственной
судьбы, обретение опыта. Ценности и принципы,
поиск способов действия — все это развивает
педагогическую нравственность, учит
постоянной рефлексивности
позиции, умению реализовать себя в педагогически
значимых действиях, укрепляет самостоятельность
и целостность педагогической позиции. Иными словами — закладывает
основы реализации творческой индивидуальности
в педагогической культуре учителя.¹
Третий этап— это этап самореализации. Индивидуальность
педагога становится фактором его жизни
и деятельности. О нем можно сказать: «Он
— учитель, этим и интересен». Индивидуальность
проявляется в открытости проблемам, в
мудрости, в постоянной творческой неудовлетворенности.
Субъективно такой учитель переживает
свою деятельность как свободу внутренних
возможностей, зная, какие проблемы ему
предстоит решать, в чем совершенствоваться,
обладая волей к изменениям и поиску. Вот
отрывки из бесед с учителями — участниками
К сожалению, и наши исследования,
и весь опыт создания и реализации индивидуальных
педагогических концепций свидетельствуют:
чаще всего содержание третьего этапа
— это борьба как на внутриобразовательном,
так и социальном уровнях. Отстаивание
цельности педагогических воззрений,
«самости», неотделимых от творческой
индивидуальности педагога, — свидетельства
их личной значимости для учителя. Истинную
оценку любому новому дает время. А.С. Макаренко
в практическом отношении проиграл личную
битву с «педагогическим Олимпом», вынесшим
приговор: «Предложенная система воспитательного
процесса есть система не советская»,
но он понимал, что в стратегическом
отношении дело его жизни выиграно,
борьбу за свое «педагогическое видение»² он вел до последнего
вздоха. Давно уже никто не помнит имен
тех, кто уничтожал систему А.С. Макаренко,
но его творческая индивидуальность, воплощенная
в воспитанниках, в книгах, в теории, доказала
свою значимость и ценность для педагогики,
социальной психологии, она и поныне вдохновляет
педагогов на творческий поиск. На этом
этапе идет и процесс педагогической социализации
— формирование профессионального мастерства.
Практически все работы, посвященные повышению
профессиональной компетентности, мастерства
и т. д., — это работы по социализации педагога.
Социализация и индивидуализация – взаимообусловливающие
друг друга процессы: без становления
профессионала не может сформироваться
и полностью проявиться творческая индивидуальность,
без творческой индивидуальности становление
профессионализма односторонне, ущербно,
не наполнено жизнью. На практике, однако,
встречаются случаи, когда личность педагога
«разорвана», индивидуализация и социализация
проявляются по отдельности. Грамотный,
безупречно выполняющий все профессиональные
действия, успешно обучающий, но неинтересный,
никак не проявляющий индивидуальность
педагог — не редкость. «Беспородные»,
— грубовато, но точно говорил о них В.Н.
Сорока-Росинский. И, наоборот, оригинальный
и талантливый во многом, но не умеющий
выполнять самые простые педагогические
операции учитель также встречается в
практике.
——————————
¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность
педагога //Школьная практика. – 2004. - №1.
– С. 201
² Там же, стр. 201
Итак, индивидуальность
и культура профессионализма — две
«равновесные» стороны личности педагога, одинаково важные для успешной
деятельности. Опасно готовить и оценивать
педагога только по одному из этих качеств.
Между тем, если социализация педагога
хоть как-то обеспечивается при подготовке
в вузе и в практической деятельности, то его индивидуализация протекает
стихийно, она еще не стала объектом внимания
ни руководителей школ, ни в педагогическом
вузе.
2.3. Тестирование
педагога на определение уровня педагогической
культуры
Можно ли определить творческую
индивидуальность как процесс культуры
педагогического труда? Я убеждена, что
ответить на такой вопрос однозначно просто
невозможно. Любые суждения здесь будут
относительными. Поэтому предлагаемые
ниже вопросы — только попытка определить,
насколько творческая индивидуальность
педагога сформировалась и проявляется.¹
Ответьте на предложенные Вам
вопросы следующим образом:
– Да;
– В определенной мере;
– Нет.
1. Часто ли Вам удается
отстаивать свою идею, преодолевая сопротивление
недоброжелателей и напор обстоятельств?
2. Сможете ли Вы подробно
описать себя таким, каким хотели
бы быть?
3. Хорошо ли Вам знакомо чувство
открытия («ага, вот в чем дело!», «я понял!»,
«вот как надо!»)?
4. Верите ли Вы в
то, что обладаете значительным
личностным потенциалом, с помощью
которого Вы вполне в силах изменять окружающий
мир?
5. Называли ли Ваши
знакомые независимо друг от
друга одну и ту же черту
Вашего характера, темперамента, нравственные
или эстетические принципы и
т.п., которые выделяют Вас среди остальных,
ярко Вас характеризуют?
6. Есть ли у Вас идея,
касающаяся Ваших занятий (работы, учебы,
хобби), которую Вам очень хочется реализовать?
7.Часто ли, выполняя какую-либо
работу, Вы увлекаетесь и делаете
не только больше того, что задумали, но
и совершенно другое?
8. Есть ли у Вас выработанные
самостоятельно принципы, нарушение
которых для Вас представляется совершенно
невозможным?
9. Часто ли знакомые, друзья,
коллеги обращаются к Вам за помощью, когда
нужно придумать что-нибудь оригинальное?
10. Есть ли у Вас хобби,
в котором Вы достигли высокого
уровня?
11. Как Вы считаете: окружающий
мир таинствен, загадочен?
12. Часто ли Вам удается
успешно оказывать убеждающее влияние
на других людей, вовлекая их в реализацию
своих идей, изменяя их представления?
13. Долго ли Вы помните
те идеи, задумки, которые не удалось реализовать?
14. Как Вы считаете, будут
ли в Вашей судьбе крутые
повороты?
15. Доставляет ли Вам
удовольствие фантазирование, мысленная
игра с различными элементами, идеями,
нахождение способов их взаимопревращения,
нахождение сложного и неразрешимого
в, казалось бы, очевидном, выдвижение
экстравагантных и невероятных гипотез?
—————————
¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность
педагога //Школьная практика. – 2004. - №1.
– С. 201
16. Верите ли Вы в
высший, духовный смысл жизни?
17. Можете ли Вы назвать
совершенные Вами дела (вещи, произведения,
технические изобретения, конструкции
и т. п.), в которые Вы вложили душу и которые
можно связать с Вашим именем?
18. Интересуетесь ли Вы
обстоятельствами жизни выдающихся людей
(читаете специально литературу, смотрите
фильмы и др.)?
19.Есть ли у Вас собственные
теории, объясняющие какие-либо
процессы, явления и др., в той области,
которой Вы занимаетесь?
20. Вы точно знаете, чего
хотите от жизни?
Подсчитаем результат. За каждый ответ «да» поставьте себе
5 баллов, за ответ «в определенной мере»
— 2 балла, «нет» — 0 баллов.
- 0 баллов: нечего и думать,
что творческая индивидуальность
в Вас проснулась. Были ли Вы откровенны?
- 1-20 баллов: Вы что-то стремитесь
делать, но то ли, что нужно? Не
пора ли встряхнуться?
- 21-40 баллов: Ваш творческий
потенциал начинает проявляться, но достаточно
ли этого?
- 41-60 баллов: Вы — человек
творческий, не стоит ли задумать какое-нибудь
великое дело?
- 61-80 баллов: Ваша творческая
индивидуальность уже вполне заметна,
надо увеличить усилия в самосовершенствовании,
стряхнуть остатки неуверенности.
- 81—100 баллов: Браво! Вы —
ярко выраженная творческая индивидуальность!
2.4. Проявление
творческих умений учителя в
играх
Взаимодействие учителя и учеников
во время игр требует умений особого рода:
создавать общий фон для проявления творчества
устанавливать психологический контакт,
рефлексия творческой индивидуальности
и индивидуализации, стимулирование нерегламентированного
общения, выстраивать гармоничные межличностные
отношения. Все это относится к умениям
творческим. Они нуждаются в систематическом
осмыслении, самопознании (рефлексии)
и развитии. Наиболее эффективно коммуникативные
умения развиваются у людей с адекватной
самоооценкой, чувствующих ответственность
за результаты своей деятельности, обладающих
гибким восприятием. Такие люди способны
видеть мир глазами других, разделять
переживания, чувствовать настроение
собеседника.¹