Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:02, курсовая работа
Цель исследования: выявление условий формирования доброжелательных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
Определить сущность игры и ее роль в формировании положительных взаимоотношений между детьми среднего возраста.
Изучить условия формирования положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре детей среднего дошкольного возраста.
ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования доброжелательных
взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в сюжетно-ролевой
игре…………………………………………………………………………………...6
Сущность сюжетно-ролевой игры и ее роль во всестороннем
развитии и воспитании ребенка…………………………………………………….6
Психолого-педагогические предпосылки развития
взаимоотношений в игровой деятельности детей среднего дошкольного
возраста. Педагогические условия и средства формирования совместной
деятельности детей…………………………………………………………………13
Глава 2 Исследование условий формирования положительных
взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре у детей среднего возраста……20
2.1 Исследование зависимости развития связной речи на формирование
положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре детей среднего
дошкольного возраста……………………………………………………………...20
2.2 Условия формирования положительных взаимоотношений в
сюжетно-ролевых игр у детей среднего дошкольного возраста………………...25
2.3 Анализ полученных результатов……………………………………..28
Заключение………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………33
Приложение…………………………………………………………………36
Анализ результатов констатирующего обследования показал, что в группе сложилась неблагоприятная ситуация по сформированности положительных взаимоотношений в процессе сюжетно-ролевой игры. Это обусловлено тем, что некоторые дети, обладая низким уровнем развития речи, не умеют вступать в контакт со сверстниками и поддерживать его, не могут пригласить товарища в игру, договориться о распределении ролей, самостоятельно разрешить возникающие конфликты. Поэтому не могут доброжелательно строить свои взаимоотношения.
Необходимо провести соответствующую обучающую работу, направленную на развитие диалогической и монологической речи, т.к. это является важным условием, влияющим на формирование положительных взаимоотношений.
2.2 Условия формирования положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевых игр у детей среднего дошкольного возраста
На втором этапе работы был организован формирующий эксперимент.
Цель: провести обучающую работу, направленную на положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре.
Задачи формирующего эксперимента:
Для решения поставленной цели и реализации данных задач нами был разработан перспективный план работы (приложение Е).
Перспективный план работы включает в себя следующие направления:
На основе данного плана были разработаны занятия, дидактические игры (приложение Ж), направленные на развитие монологической речи, также включено поведение неподготовленных диалогов с детьми для обучения диалогической речи и умений.
Диалогическая речь непроизвольна; она состоит мало организована. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов. Поэтому мы проводили неподготовленные разговоры с детьми, как по инициативе взрослого, так и по инициативе детей. Диалоги проводились во время режимных процессов, во время игр, проулок, во время свободного общения в разное время. Разговоры проходили в непринужденной обстановке, дети свободно общались с взрослыми, спрашивали его, рассказывали о чем-то. Диалог организовывала с учетом индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития. Вовлекались в диалог все дети группы. Во время таких разговоров формировались умение и готовность оказывать друг другу посильную помощь, действовать на основе нравственных норм поведения; воспитывалась доброта у детей; одобрялось проявление доброжелательности.
Для освоения речевого этикета использовались словесные поручения.
Монологическая речь – развернутый вид речи, более произволен. Для обучения монологической речи детей среднего дошкольного возраста мы использовали следующие виды занятий: составление рассказов об игрушках (кошка, лиса, собачка), по предметным картинкам, составление рассказов по картине, пересказ сказки, составление рассказов по картине, пересказ сказки, составление повествовательных рассказов; дидактические игры.
Рассказывание об игрушках, картинах, а так же пересказ, проводился сначала по вопросам взрослого, затем совместно с ним, а после этого и самостоятельно, когда у детей были сформированы соответствующие навыки. Основной прием обучения монологической речи – совместное рассказывание, где функцию планирования взрослый берет на себя. Он задает схему высказывания, а ребенок эту схему заполняет различным содержанием, но образец рассказа не предлагает. Большое внимание уделялось мимике, жестам, интонации.
На занятиях достаточно времени уделяли и развитию дружеских взаимоотношений дошкольников. Для пересказа выбрали сказку «Теремок», которая имеет воспитательную ценность, может обогатить моральный опыт детей, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков.
При составлении рассказов об игрушках подобрали такие (лиса, собака, кошка), которые привлекали внимание, побуждали ребенка рассказывать, как он к ней относится, что еще знает про нее.
Составляя повествовательные рассказы «Как лиса за зайцем охотилась», «Приключение Маши в лесу» и рассказов по картинам «Ежи», «Собака со щенятами», «Кошка с котятами» дети учились выражать свое отношение к героям, осознавать возникающие чувства: дружбу, нежность, красоту, привязанность, любовь. Постепенно у детей формировалось способность переносить эти оценки на взаимоотношения с товарищем и собственные поступки.
Постепенно стала изменяться социальная установка детей: они научились видеть в сверстнике достойного партнера, радоваться успехам других.
Благодаря этому
укреплялось психологическое
2.3 Анализ полученных результатов
По окончанию экспериментальной работы, заключающийся в апробации программы работы, предложенной в перспективном плане, было проведено три среза.
Как видно из таблицы 5 в конце экспериментальной работы наблюдается повышение уровня диалогической речи коммуникативных умений. Дети показали только высокий и средний уровни.
Они умеют общаться, но затруднения вызывают отдельные моменты: не научились рассказывать, где живут, кто родители, вопросы задают не всегда точные.
По анализу таблицы 6, в которой проверялся уровень развития монологической речи, количественные показатели распределились следующим образом:
Но в целом с заданием справились все дети.
Таким образом, проанализировав полученные данные итогового исследования, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа, направленная на развитие речевого этикета, формирование умения общаться в паре, в группе, в коллективе, строить речь преднамеренно и произвольно, была успешной. Был достигнут высокий уровень развития умений, необходимых для достижения связности речи, о чем свидетельствуют полученные результаты.
Анализ итоговых результатов позволил выявить следующее:
По анализу таблицы 7 (показатели дружеских взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре) данные распределились таким образом:
Как видно из
таблиц 1 и 7 появилась значительная
разница в показателях
В играх наблюдается положительное общение, дети друг другу оказывают помощь, с удовольствием делиться игрушками, у взрослых отпала необходимость побуждать детей поступать по-товарищески.
Результативность экспериментальной работы подтверждается полученными показателями. Это позволило обнаружить тесную связь развития уровня связной речи детей на формирование положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре.
В начале нашей экспериментальной работы ролевые действия в играх сопровождались ролевыми высказываниями, с помощью которых ребенок обращался к игрушке-партнеру, к сверстнику. Многие дети не понимали друг друга, не могли вместе выбрать сюжет игры, расширить ее содержание и часто возникали ссоры, споры, конфликты и как следствия отчуждения. А это все вызывало развитие отрицательных взаимоотношений. После проведения серии занятий повысился уровень диалогической и монологической речи, и сюжетно-ролевая игра перешла на новый уровень. Дети от ролевых высказываний перешли к беседе, начали обмениваться логически связанными по содержанию фразами. Получив опыт общения, дети активно начали включаться в ролевую беседу друг с другом. Беседа стала разнообразной и длительной. Приняв роль, дети стали придумывать, что можно сказать, какие средства выразительности использовать, т.е. самостоятельно выбирать ролевые способы отображения действительности. Игры стали интересны, дети накапливали опыт дружеских чувств, отношений.
Научились соблюдать правила: «договорились о правилах в игре – выполняй их», «не забудь поделиться с другом – это будет приятно тебе и ему», «будь доброжелателен», «помогай и заботься о других». Все это привело к формированию положительных взаимоотношений в группе.
Следовательно, полученные результаты позволяют нам утверждать, что проведенная работа, имеющая своей целью выявление условий формирования положительных взаимоотношений в игре, завершилась удачно, что позволило получить объективные данные относительно зависимости результативности развития связной речи дошкольников для формирования положительных взаимоотношений в игре, от обучающего этапа работы с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе основное внимание уделено развитию связной речи и ее влиянию на формирование положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре у детей среднего возраста, так как диалогическая и монологическая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку установить связи со сверстниками, определяет и регулирует нормы поведения. [18, с. 14]
Создать благоприятный климат в игровом объединении удается быстрее при условии хорошо развитой речи и сформированности коммуникативных умений:
Отрицательные взаимоотношения процветают чаще всего тогда, когда у детей плохо развита связная речь.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка, способствует самостоятельному использованию отдельных слов и синтаксических конструкций в сюжетно-ролевых играх.
Констатирующий
эксперимент установил у
У детей наблюдаются заметные улучшения качества навыков и умений связной речи, что привело к формированию положительных взаимоотношений между детьми в сюжетно-ролевых играх. [19, с. 66]
Снизился уровень агрессии, повысилась степень включенности в игру, увеличился уровень социальной активности. Дети стали соблюдать правила в играх, активно проявлять желание установить контакт, научились согласовывать свои действия с другими участниками игры, стали более чуткими, отзывчивыми. Количество споров, ссор, возникающих из-за несформированности умения общаться с сверстниками, заметно уменьшилось.