Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:27, контрольная работа
Темперамент и характер (понятие, типы и взаимосвязь темперамента и характера). 2. Теория воспитания (сущность воспитательного процесса, цели и задачи воспитания, его основные направления).
Волевые качества
можно воспитывать у человека.
И. П. Павлов подчеркивал, что человек
- это единственная система, способная
регулировать сама себя в широких
пределах, т. е. может самосовершенствоваться.
Слабовольные люди при продуманной
педагогической работе с ними могут
стать активно деятельными. При
этом надо принимать во внимание индивидуальные
особенности человека, например его
темперамент. Так, у холерика легче
выработать активность и решительность,
чем у меланхолика. Сам человек
должен с юного возраста тренировать
свою волю, вырабатывать такие качества,
как самообладание, активность, смелость.
Наиболее объективные
и неопровержимые данные о характере
человека дают не его паспортные данные,
не черты внешнего облика, не его
непроизвольные действия, а сознательное
поведение. Именно по тому, не из возможных
действий выбирает человек в той
или иной ситуации, оценивается его
характер. Характер человека достаточно
многогранен. Это видно уже в
процессе деятельности: один делает все
быстро, другой медленно и основательно,
тщательно обдумывает, действуя наверняка,
а третий сразу же хватается за
работу, не подумав, и только через
какой-то период времени, не решив проблему
с наскока, осматривается и координирует
свои действий с учетом обстоятельств.
Эти особенности, выделяемые в поведении
человека, называют чертами, или сторонами,
характера. Любая черта есть некоторый
устойчивый стереотип поведения.
Однако черты
характера не могут быть вырваны
из типичных ситуаций, в которых
они проявляются, в некоторых
ситуациях даже вежливый человек
может быть грубым. Поэтому любая
черта характера - это устойчивая
форма поведения в связи с
конкретными, типичными для данного
вида поведения ситуациями.
По мнению Ю.М.
Орлова, наряду с ситуациями, в которых
обнаруживается определенная черта
человека, ее существенной характеристикой
является вероятность того, что данный
вид поведения в данной ситуации
состоится. О какой-либо черте можно
говорить как об устойчивой характеристике
человека, если вероятность ее проявления
в определенной ситуации достаточно
велика. Однако вероятность означает,
что эта черта проявляется
не всегда, в противном случае речь
бы шла просто о механическом поведении.
Такое понимание черт характера
очень напоминает проявление привычки
человека: в определенных условиях
действовать определенным образом.
Черта характера включает в себя
определенный способ мышления, понимания.
В совершении характерного поступка включены
волевые механизмы, задействованы чувства.
Обуславливая поведение человека, черта
характера в поведении и формируется.
Формирование черт характера не может
быть оторвано от формирования мотивов
поведения. Мотивы поведения, реализуясь
в действии, закрепляясь в нем, фиксируются
в характере. Каждый действенный мотив,
который приобретает устойчивость, по
мнению С.Л. Рубинштейна, - это в потенции
будущая черта характера в ее происхождении
и развитие, в мотивах черты характера
выступают впервые еще в виде тенденций,
действие приводит их затем в устойчивые
свойства. Путь к формированию черты характера
лежит поэтому через формирование надлежащих
мотивов поведения и организацию направленных
на их закрепление поступков.
Наиболее общие
свойства характера располагаются
по осям: сила - слабость; твердость - мягкость;
цельность - противоречивость; широта
- узость. Если под силой характера понимают
ту энергию, с которой человек преследует
поставленные цели, его способность страстно
увлечься и развивать большое напряжение
сил при встрече с трудностями, умение
преодолевать их, то слабость характера
связывают с проявлением малодушия, нерешительности,
“астеничности” в достижениях целей,
неустойчивости взглядов и т.д. Твердость
характера означает жесткую последовательность,
упорство в достижении целей, отстаивании
взглядов и т.д., в то время как мягкость
характера проявляется в гибком приспособлении
к изменяющимся условиям, достижении цели
за счет некоторых уступок, нахождении
разумных компромиссов. Цельность или
противоречивость характера определяется
степенью сочетания ведущих и второстепенных
черт характера. Если ведущие и второстепенные
гармонируют, если отсутствуют противоречия
в стремлениях и интересах, то такой характер
называют цельным, если же они резко контрастируют
- то противоречивым.
При этом единство,
многогранность характера не исключает
того, что в различных ситуациях
у одного и того же человека проявляются
различные и даже противоположные
свойства. Человек может быть одновременно
и очень нежным и очень требовательным,
мягким, уступчивым и одновременно
твердым до непреклонности. И единство
его характера может не только
сохранятся, несмотря на это, но именно
в этом и проявляется.
Большое значение
для характерологических
Реальные достижения
человека зависят не от одних абстрактно
взятых умственных возможностей, а
от специфического сочетания его
особенностей и характерологических
свойств.
Однако большинство
индивидуальных проявлений, образующих
характер человека, являются комплексным
и практически не поддаются классификации
по отдельным свойствам и
В самом общем
виде черты характера можно
Знание ведущих
черт позволяет отразить основную суть
характера, показать его основные проявления.
Хотя всякая
черта характера отражает одно из
проявлений отношения человека к
действительности, это не означает,
что всякое отношение будет чертой
характера. Лишь некоторые отношения
в зависимости от условий становятся
чертами характера.
Из всей совокупности
отношений личности к окружающей
реальности следует выделить характерообразующие
формы отношений является решающее, первостепенное
и общее жизненное значение тех объектов,
к которым относится человек. Эти отношения
одновременно выступают основанием классификации
важнейших черт характера. Характер человека
проявляется в системе отношений:
1. В отношении
к другим людям (при этом
можно выделить такие черты
характера, как общительность
- замкнутость, правдивость - лживость,
тактичность - грубость и т.д.)
2. В отношении
к делу (ответственность - недобросовестность,
трудолюбие - леность и т.д.).
3. В отношении
к себе (скромность -самовлюбленность,
самокритичность -самоуверенность и т.д.)
4. В отношении
к собственности (щедрость - жадность,
бережливость -
5. Несмотря на
то, что указанные отношения
Взаимоотношения
человека с другими людьми выступают
определяющим в отношении к деятельности,
порождая повышенную активность, напряжение,
рационализаторство или, напротив, успокоенность,
безынициативность. Отношение к другим
людям и к деятельности в свою очередь
обуславливает отношение человека к собственной
личности, к самому себе. Правильное, оценочное
отношение к другому человеку, является
основным условием самооценки.
Отношение к
другим людям не только выступает
важной частью характера, но и составляет
основу формирования сознания личности,
обязательно включая и
Болезненная лень
Болезненное состояние, сопровождаемое
синдромом мотивационной
Жестокость Особо брутальные способы совершения преступлений, для обозначения определенных свойств характера преступления. Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении( причинение мучений словами) или в воображении - фантазировании, оперирующим образами истязаний, мучений людей или животных.
Лживость Личностная особенность, граничащая с патологией, направленная на преднамеренное введение других в заблуждение ради достижения личных целей.
Негативизм
Барьер в общении, характеризующийся
как излишне критичном, предвзятом
отношении к оппоненту, так и
установкой (отчасти бессознательной)
делать что-либо наперекор.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА С ХАРАКТЕРОМ 4
1.1. Общее понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента. 4
1. 2. Психологическая характеристика темпераментов. 8
1.3.Физиологические основы характера, типическое и индивидуальное в характере. 13
1.4. Черты характера и его психологические особенности. 16
2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВ 19
2.1. Понятие «личности» в психологии. 19
2.2. Основной принцип классификации личностей. Соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность». 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.
Темперамент – совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности1.
Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства2. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство.
Бесхарактерный человек в этом смысле - тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств управляется ими.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К.Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2.
Те сочетания личностных черт,
которые входят в характер
человека, не являются случайными.
Они образуют четко различимые,
позволяющие выявлять и
Информация о работе Темперамент и характер. Теория воспитания