Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:27, контрольная работа
Темперамент и характер (понятие, типы и взаимосвязь темперамента и характера). 2. Теория воспитания (сущность воспитательного процесса, цели и задачи воспитания, его основные направления).
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
Все эти факторы и обусловили актуальность и значимость нашего исследования.
Целью работы является изучить взаимосвязь личности, характера и темперамента.
Объект: взаимосвязь личности, темперамента и характера как органически связанных и взаимодействующих друг с другом в целостности своей.
Предмет: связь характера, темперамента и личности.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.
Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент3.
1.Общая
активность психической
Отметим две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2.
Двигательная, или моторная, активность
показывает состояние
3.
Эмоциональная активность
Древнегреческий врач
Под
темпераментом следует понимать
природные особенности
Темперамент окрашивает все
Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения
Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения5:
1) сила процессов возбуждения и торможения,
2)
уравновешенность процессов
3)
подвижность (сменяемость)
Сила
нервных процессов выражается в
способности нервных клеток переносить
продолжительное либо кратковременное,
но очень концентрированное
Слабость
нервных процессов
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.
Одно
из основных свойств высшей нервной
деятельности - подвижность нервных
процессов. Подвижность нервной
системы характеризуется
Комбинации
указанных свойств нервных
Слабый
тип. Представители слабого типа
нервной системы не могут выдерживать
сильные, длительные и концентрированные
раздражители. Слабыми являются процессы
торможения и возбуждения. При действии
сильных раздражителей
Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный
уравновешенный подвижный тип. Процессы
торможения и возбуждения сильны
и уравновешенны, но быстрота, подвижность
их, быстрая сменяемость нервных
процессов ведут к
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Тип высшей, нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.
Особенности
психической деятельности человека,
определяющие его поступки, поведение,
привычки, интересы, знания, формируются
в процессе индивидуальной жизни
человека, в процессе воспитания. Тип
высшей нервной деятельности придает
своеобразие поведению
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, сделали попытку объяснить индивидуальные особенности поведения людей. Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека.
Названия темпераментов,
Он предположил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности человека. Этими особенностями являются8:
во-первых, сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки, т.е. вырабатывать условные связи;
во-вторых, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, их определенный баланс между собой; в-третьих, подвижность - способность нервных процессов быстро сменять друг друга.
Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. И.П. Павлов пришел к выводу, что в основе: каждого из четырех видов темпераментов лежит то или иное соотношение данных особенностей, которое было названо типом высшей нервной деятельности9.
Приведенная таблица 1 выражает принятую классификацию темпераментов с типами высшей нервной деятельности.
Таблица 1.
Классификация
темпераментов с
типами высшей нервной
деятельности
особенности внешнего поведения | особенности
нервных
процессов |
тип ВНД |
вид темперамента | ||
по силе | по подвижности | по уравновешенности | |||
чрезмерно активен | сильные | подвижные | неуравновешенные | безудержный | ХОЛЕРИК |
активен | сильные | подвижные | уравновешенные | сильный | САНГВИНИК |
вялость | сильные | малоподвижные | уравновешенные | инертный | ФЛЕГМАТИК |
скованность | сильные | подвижные | неуравновешенные | слабые | МЕЛАНХОЛИК |
Информация о работе Темперамент и характер. Теория воспитания