Темперамент и характер. Теория воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:27, контрольная работа

Краткое описание

Темперамент и характер (понятие, типы и взаимосвязь темперамента и характера). 2. Теория воспитания (сущность воспитательного процесса, цели и задачи воспитания, его основные направления).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 122.72 Кб (Скачать файл)

    Психология  под личностью понимает конкретного  человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося  каким-либо видом деятельности, осознающего  свое отношение к окружающему  и наделенного индивидуальными  психическими особенностями17.

    В определении личности следует выделить прежде всего ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Речь идет о биологическом факторе, определенным образом влияющего на формирование личности. Так врожденными, передающимися по наследству являются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако, эти биологические особенности не являются определяющими в личности.

    Термин  «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа  его развития. Мы не говорим «личность животного» как «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.

    Отношение к пониманию «личности» у различных  исследователей было и остается различным. На протяжении XX века в мировой психологической  науке сложилось три основных направления, в русле которых  были разработаны наиболее значительные теории личности: глубинная, или психоаналитическая психология, гуманистическая психология; до некоторой степени особняком  стоит психологическая теория личности германо-американского психолога  К. Левина (топологическая психология)18.

    Психоаналитические  теории личности. Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд  предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние  не только на психологическую науку  и психотерапевтическую практику, но и на культуру во всем мире. Дискуссии, связанные с анализом и оценкой  фрейдистских идей длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его  последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего, полового инстинкта, и  инстинкта самосохранения. Однако в  обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в  животном мире, так как общество накладывает на человека множество  ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», что вынуждает  человека подавлять, тормозить их.

    Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни  личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, «уходят в подполье», но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные «комплексы», которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно одной из задач психологии признается выявление бессознательных «комплексов» и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили «эдипов комплекс».

    Суть  его в том, что в раннем детстве  у каждого ребенка, как предполагается, возникает драматическая ситуация, которая напоминает конфликт, составляющий основное содержание трагедии древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип»: по неведению кровосмесительная любовь сына к матери и убийство отца. По Фрейду, эротическое влечение мальчика в возрасте четырех лет к матери и желание смерти отца («эдипов комплекс») сталкивается с другой силой – страхом перед ужасным наказанием за кровосмесительные сексуальные побуждения («катастрационный комплекс»). Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столкновение между вытесненными в сферу бессознательного различными «комплексами»19.

    Внимательное  рассмотрение концепции личности Фрейда (которому, принадлежала заслуга привлечения  внимания к сферам бессознательного и мотивации), даже если оставить в  стороне версию о сексуальных  влечениях и страхах ребенка, позволяет заметить, что активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогична инстинктам животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ее изменениях, «сублимациях» и конфликтах с внешне ей противопоставленным обществом. Функция последнего сводится только к ограничению и «цензурированию» влечений. Подобная трактовка личности и ее активности фактически превращает личность в существо, по сути, биологическое. При этом предполагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу, что их «гармонические» отношения возможны лишь при подавлении одного силой другого, вечном насилии одного над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательного, прорыва в агрессию, невроз и т.д.

    Стремление  Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь сексуальных побуждений встречало возражения и у многих психологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма (К. Хорни и др.), для которого характерно сочетание классического фрейдизма с определенными отступлениями от него. В понимании личности неофрейдисты отказываются от приоритета сексуальных влечений и отходят от биологизации человека. На первый план выдвигается зависимость личности от среды. При этом личность выступает в качестве проекции социальной среды, которой личность якобы автоматически определяется. Среда проецирует на личность свои важнейшие качества. Они становятся формами активности этой личности, например: поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества.

    К. Хорни связывает основную мотивацию поведения человека с «чувством коренной тревоги» – беспокойством, объясняя его впечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром. «Коренная тревога» стимулирует действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, формируется ведущая мотивация личности, на которой базируется его поведение. Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную общественными отношениями и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.

    2.2. Основной принцип  классификации личностей.  Соотношение понятий  «темперамент», «характер», «личность».

 

    Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом  из своих  типов давала бы не только субъективные особенности  данного  человека, но также его мировоззрение и  социальную физиономию, поскольку они  состоят  в связи  с  его  характером.  Предлагаемая   здесь   попытка,   нисколько   не претендующая на совершенство или законченность, является тем не менее шагом именно в этом направлении.

    В  основу  классификации  положен  принцип  активного  приспособления личности к окружающей среде,  при  этом  понятие  “Среды”  берется  в  самом широком смысле этого  слова, включая сюда, не только вещи, природу,  людей  и человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные  блага,  эстетические, моральные  и  религиозные  ценности  и  т.п.  

    Последовательное   применение упомянутого  основного  принципа   к   психологии   отдельных   человеческих индивидуумов  приводит  к  установлению  двух  важнейших  подразделений20:

  1. по психическому уровню -  на  три  последовательно  повышающихся  уровня
  2. по психическому содержанию - на целый ряд различных типов и их разновидностей.

    Такое двойственное деление прямо и  всецело  вытекает  из  упомянутого  выше основного принципа, вполне  соответствуя  способам  роста  и  духовного развития каждой отдельной  человеческой личности. Приспособление  человека  к окружающей  среде  может  быть  более   или   менее   полным,   глубоким   и всесторонним, причем степень и объем  этого  приспособления  определяются  с одной стороны, благоприятными или неблагоприятными внешними условиями,  а  с другой (и  это  самое  важное) –  тем  прирожденным  запасом  физических  и духовных  сил,  который  в  общей  совокупности  носит   название   “степени одаренности”.

    В то время как  бедно  одаренные  индивидуумы  обычно  всецело  подчиняются влияниям среды, ограничиваясь, в лучшем случае, чисто  пассивным  приспособлением  к  ее  условиям  и  требованиям,  натуры  богато  одаренные стремятся,  наоборот,  активно  воздействовать  на  окружающую   их   жизнь, приспособляя и  переделывая  ее  сообразно  своим  запросам  и  стремлениям; начиная, подобно  более  примитивным  натурам,  с  подражания  и  пассивного приспособления, они затем, по  мере  своего  духовного  роста,  превращаются постепенно в творцов и преобразователей жизни.

    Если  деление по психическим уровням  выражает собой степень активности приспособления личности к окружающей среде (или, на более высоких  уровнях, степень  приспособления  Среды  к   собственным   запросам   и   стремлениям личности), то не следует забывать и того, что само это приспособление  может идти различными путями в зависимости  от чисто  качественных  различий  между отдельными  человеческими  индивидуумами21.

      Различия   эти   обуславливаются,  прежде всего, тем,  что  ни  одного  человека  нельзя  встретить   совершенно одинакового развития  всех отдельных психических функций  или способностей.

    Само  собой разумеется, что в зависимости  от различий  темперамента  и характера  крайне различны будут также и  те пути и  способы,  какими  человек  воздействует на окружающую жизнь, стремясь так или  иначе  приспособиться  к ней; и вот эти-то именно индивидуальные различия в  реакции  индивидуума  на окружающую среду и лежат в  основе того, что называют делением  личностей  по их психическому содержанию.

    Проблема, трудность, которая быстро обнаруживается при употреблении понятий "темперамент", "характер", "личность", заключается  в том, что они нередко используются как синонимы; признаки, составляющие их содержание, не дифференцируются.

    Примером  позиции, демонстрирующей недостаточную дифференцированность признаков, свойственных разным ингредиентам психической реальности, могут служить описания типов темперамента, предложенные американским психологом В. Шелдоном. Его исследования внесли существенный вклад в понимание природы фундаментальных структур психической реальности.

    Вслед за этими исследованиями, начатыми в 1927 г., было проведено множество  других, уточняющих или критикующих  выдвинутый подходы его результаты, однако обращение именно к ним  позволяет увидеть необходимость  разработки и использования специальных  процедур, направленных на дифференциацию соответствующих ингредиентов. Шелдон выделил три психических типа (назвав их типами темперамента), основываясь на данных о тесноте корреляционных связей между признаками, характеризующими психический облик человека22.

    При таком подходе в описание типа включаются недифференцированно темпераментные, личностные, характерологические и иные признаки. Это указывает на необходимость дополнять статистический анализ семантическим анализом психологического смысла, учитываемых признаков, понятий, используемых для описания психического облика человека, форм его активности. С позиций результатов ранее проделанного анализа такого рода дифференциация может быть произведена. Изложим один из ее вариантов в форме следующего описания.

    Темпераментные  проявления:

  • висцеротонического типа: расслабленность в движениях и осанке, замедленность реакции, безмятежная удовлетворенность, любовь к физическому комфорту, любовь к пище, удовольствие от пищеварения;
  • соматотонического типа: уверенность в осанке и движениях, любовь к физическим нагрузкам, энергичность, потребность в движениях, удовлетворенность от них, решительные манеры, громкий голос, любовь к шумным играм, потребность в деятельности в трудную минуту, склонность к риску, храбрость в бою, экстраверсия, безразличие к боли:
  • церебротонического типа: сдержанность движений, чопорность, чрезмерная физиологическая реактивность, повышенная скорость реакций, чрезмерная чувствительность к боли, тихий голос, боязнь вызвать шум, интроверсия.

Информация о работе Темперамент и характер. Теория воспитания