Темперамент и характер. Теория воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:27, контрольная работа

Краткое описание

Темперамент и характер (понятие, типы и взаимосвязь темперамента и характера). 2. Теория воспитания (сущность воспитательного процесса, цели и задачи воспитания, его основные направления).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 122.72 Кб (Скачать файл)

    Личностные  проявления:

  • висцеротонического типа: социофилия, ориентация на других людей, приветливость со всеми, потребность в людях в тяжелую минуту, ориентация на семью, терпимость, бесхарактерность, жажда любви и одобрения, любовь к галантному обхождению, социализация пищевой потребности, общительность в состоянии опьянения;
  • соматотонического типа: стремление к господству, власти, отсутствие такта, агрессивность и самодовольство, агрессивность в соревновании, ориентация на юношеские занятия;
  • церебротонического типа: затруднения в установлении социальных контактов, склонность к интимности, неумение предвидеть отношение к себе других людей, потребность в уединении в тяжелую минуту, ориентация на пожилой возраст.

    Характерологические проявления:

  • висцеротонического типа: стабильность эмоциональных проявлений, легкость выражения чувств, глубокий сон;
  • соматотонического типа: психологическая нечувствительность, отсутствие жалости.
  • церебротонического типа: скрытность чувств, контроль над эмоциями, чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность, трудность в приобретении новых привычек, недостаточный сон, хроническая усталость, устойчивость к действию алкоголя.

    Приведенные описания демонстрируют не только возможности  дифференциации проявлений, соответствующих  разным психическим механизмам, но одновременно указывают на недостаточную  четкость (а может быть, и некорректность) такого рода дифференциации. Требуется  операционализировать эти различия. Но прежде чем перейти к решению этой задачи, отметим, что одним из первых, кто осознал и четко сформулировал задачу дифференциации темпераментных, характерологических и личностных признаков, был П. Ф. Лесгафт. Кратко изложим его позицию, которая представляет интерес, прежде всего, как вариант типологизации личностных особенностей, отражающих инвариантные структуры внутригруппового взаимодействия23.

    Лесгафт пользовался тремя понятиями: темперамент, характер, тип. При этом, согласно Лесгафту, темперамент - это "степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого по времени, т.е. сила и быстрота проявления действий и чувствований, а также сила и быстрота развития желаний отдельного лица, степень возбудимости организма от внешних и внутренних стимулов и продолжительность его реакции на последовавшее возбуждение". Под характером он понимал "проявление воли человека, основанное на истинах, выясненных и твердо установленных разумом".

    Тип трактовался Лесгафтом как степень  сознательного отношения человека к окружающей среде, нравственного  его развития. При этом разграничивались три уровня сознательной деятельности. На первом имеют место "отраженно-опытные  действия с отсутствием нравственных проявлений", на втором - "подражательно-рассудочные  действия с внешнеусвоенными нравственными основаниями", на третьем - "разумно-самостоятельные проявления с вполне усвоенными нравственными основаниями". Применительно к детскому возрасту и условиям школьного воспитания Лесгафт описал шесть типов.

    Ребенок лицемерного типа повторяет то, что  видит, всегда старается более легким способом достигнуть личных выгод и  избежать деятельности; связанной с  трудом и усилиями. Легко усваивает  то, что сильно на него влияет, в особенности  все внешние проявления окружающих. Способ его деятельности всегда практически-опытный, он старается хитростью и лаской обойти все затруднения, не особенно огорчаясь неудачей. Отношение к  истине только внешнее, заучены одни только общие нравственные правила  и шаблоны.

    Честолюбивый отличается умением усваивать все памятью, действия находятся в зависимости от сильно развитых чувствований. Чувство превосходства является главным возбуждающим моментом. Отсюда гордость, самоуверенность, спесь, напыщенность, постоянное стремление первенствовать и властвовать над другими. Скромные серьезные занятия не привлекают. Деятельность возможна при надежде на внешний успех.

    У добродушного типа развита главным  образом аналитическая деятельность, привычка рассуждать над каждым новым  явлением, при недостатке знаний мыслительная деятельность легко принимает характер фантазии; умственная деятельность сосредоточена  преимущественно на выяснении личности человека, разборе собственных проявлений. Но деятельность поддерживается, пока существует умственный интерес. Недостаток состоит в несоответствии между  умственными физическим трудом, а именно, преобладанием первого, отсюда недостаток возбуждений со стороны активно-физических органов тела и вследствие этого известная степень апатии и лени.

    Мягко-забитый: нет условий, постепенно и последовательно  возбуждающих его и тем самым  способствующих его развитию. Делает так, как указано и что сказано; нет ни наблюдательности, ни знаний, ни нравственных понятий. Появляющееся у него упорство имеет характер пассивного состояния, из которого он не решается выйти. Дети этого типа всего труднее  поддаются развитию, с возрастом  у них формируется только узкая  эгоистическая практичность и расчетливость, они совершенно безучастно и даже бездушно относятся ко всему окружающему.

    Злостно-забитый: ожесточенный, подозрительный, самолюбивый. Сознательная деятельность более всего  сосредоточена на личной защите. Приученный к сильным впечатлениям мерами, связанными с оскорблением личности, постоянно стремится к перемене впечатлений, к сильным возбуждениям. Правдивость его условная, так как он никогда не постесняется сказать или поступить не согласно с правдой, если это будет иметь отношение к лицу ненавистному или даже заподозренному, а таким может быть каждое незнакомое ему лицо. Преобладает развитие памяти над рассуждением. Недостаточно приучается к отвлеченному мышлению, ему свойственны скорей наблюдательность и опытность.

    Угнетенный: отмечается недостаточное стремление к отвлеченному мышлению. Ценит свой труд, обладает большой скромностью, терпением, терпимостью к окружающим, правдивостью, искренностью. 
 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

    Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и  разница в развитии, связанная  с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье  он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу  вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корне различных.

    Люди  отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие  возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого  человека отлична от психики других людей.

    Итак, на основе вышеизложенного можно  сказать следующее, что характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его  жизни. Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные  установки, которыми люди руководствуются  в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла  бы воплотиться система отношений  человека к действительности24.

    Каждый  характер индивидуален, но, несмотря на это, характерам можно давать некоторые  общие оценки: по содержанию, силе, наличию  или отсутствию тех или иных черт. Оценка по содержанию осуществляется указанием на особенности отношений  человека к себе, другим людям, труду, окружающему. Это основная оценка, без которой нельзя конкретно и правильно судить о характере.

    Оценка  характера по силе. Сильными называют характеры тех людей, чьи поступки, поведение соответствуют их знаниям  и убеждениями. Человек с сильным  характером - надежный человек. Если знать  его взгляды, убеждения то можно  уверенно предвидеть, как этот человек  поступит в той или иной ситуации.

    Оценка  характера по свойственным ему чертам25

  • волевые – самостоятельность, самообладание, непреклонность, твердость, упорство;
  • эмоциональные – уравновешенность, порывистость, страстность, впечатлительность;
  • интеллектуальность – глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др.

    Характер, отражая жизнь, в свою очередь  влияет на образ жизни. Человек с  твердым и решительным характером может преодолеть любые препятствия  и добиться осуществления поставленной цели, использовав все возможности и рационально организовав свою жизнь, свой труд.

    Характер  имеет большое значение не только для самой личности, но и для  общества. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждого человека, определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один человек  с трудным характером мешает жить всему коллективу. Из-за такого человека в коллективе возникают нередко  конфликтные отношения, склоки, которые  отражаются на работе и жизнеощущениях всех людей.

    Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно  сформировать у человека качества, которые несвойственны данному  темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.

    Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно  сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного  человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше  построить отношения с ним  и в коллективе. Важнейший фактор, определяющий темперамент, – характеристики нервной системы. Но не во всём он зависит  от наследственных свойств нервной  системы, т.к. временная и социальная динамика сдвигаясь тоже оказывает на темперамент влияние.

    Черты темперамента и характера органически  связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав  – интегральную характеристику его  индивидуальности.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
  1. Абрамова  Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: “Деловая книга”, 2002. – 368 с.
  2. Аронсон,   Эллиот. Психологические законы поведения человека  в социуме: [Пер. с англ.] /Эллиот Аронсон, Тим Уилсон, Робин Эйкерт. – СПб.: Нева:прайм-ЕВРОЗНАК; М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 558 с. – (Социальная психология)
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:  "Просвещение", 2000.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов по специальности "Психология" / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо:Юрайт, 2000. – 332,[2]с.: ил.
  5. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. – Минск: "Народное образование", 2003.
  6. Димитриус Эллен. Читать человека как книгу: Как научиться понимать людей и предскаывать их поведение в любой ситуации/Эллен Димитриус, Марк Мазарелла.-М.:Эксмо, 2003. – 480 с. (Психология - это просто).
  7. Егидес   А. П. Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности/ А.Егидес. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА,2002. – 319 с.: ил.-(Практическая психология).
  8. Карл Густав Юнг «Аналитическая психология». – М.: «Мартис», 1997.
  9. Ковалев А. Г. Психология личности. – М.: "Просвещение", 1999.
  10. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
  11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ "Сфера", 2001., 412 с.
  12. Левитов Н. Д. Психология характера. – М.: "Просвещение", 2000.
  13. Леонгард К. Акцентуированные личности. – К.: 2000.
  14. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1995.
  15. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. уч. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.:1994.
  16. Петровский А.В. Теоретическая психология: учеб. пособие по направлению и специальности "Психология"/А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.:Академия, 2001. – 496 с. – (Высшее образование)  Библиогр.: С. 492-493.
  17. Практическая психология: Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной. – М.: Издательство АСВ; СПб.: Издательство “Дидактика Плюс”, 1997. –            336 с.
  18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Книга первая. – М.: Владос, 1998.
  19. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: "Наука", 2002.
  20. Словарь по психологии // Под ред. Ж. Лапланж. – М.; Высшая школа; 1996.

Информация о работе Темперамент и характер. Теория воспитания