Темперамент и характер. Теория воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:27, контрольная работа

Краткое описание

Темперамент и характер (понятие, типы и взаимосвязь темперамента и характера). 2. Теория воспитания (сущность воспитательного процесса, цели и задачи воспитания, его основные направления).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 122.72 Кб (Скачать файл)
  1. Словарь практического психолога /сост. С.Ю Головин.- Минск: Харвест, 2002. - 489 с.
  1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические указания к курсу: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология". – М.: Российское психологическое общество, 1999.
  2. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы/ С.Степанов.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2002. – 592 с.: ил. - (Психология - это просто)
  3. Фельдштейн Д.И. «Проблемы возрастной и педагогической психологии». – М.: Педагогическая академия, 1995.
  4. Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999.
  5. Эббингауз Г. Основы психологии. – М.: СПб., 1999. – 247 с.
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Теория  воспитания - часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы  содержания, методики и организации  воспитательного процесса.

     Личность  человека формируется и развивается  в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых  и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или  согласно определенным целям.

     Целенаправленное  формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

     Уже давно педагогической аксиомой является положение о том, что ребенок  не только объект воспитания, но и его  субъект. Однако на практике педагоги редко создают условия для  полноценной реализации указанной  закономерности воспитательного процесса. Ребенок, конечно, проявляет себя как  субъект воспитательной деятельности, когда он "относится" к тем или иным факторам, воздействиям на него. Мы имеем в виду, что внешне он может вести себя так, как от него ожидают педагоги, родители, но внутренне его отношение к тому, что и как он делает, может не совпадать с внешним поведенческим репертуаром: внешне он подчиняется, выполняет поручения, а мотивом деятельности является желание благополучия (страх перед наказанием), тщеславие и т. д. При этом происходит становление совсем не тех психических новообразований, для развития которых была организована деятельность. В этом смысле ребенок действительно всегда не только объект, но и субъект воспитания.

 

 

      1. Цель воспитания

 

     Современная педагогика исходит из понимания  процесса воспитания как социального  взаимодействия педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений.

     Таким образом, воспитание - процесс целенаправленного  формирования личности; специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагогов и учеников, конечная цель которого - развитие личности, нужной и  полезной обществу.

     Воспитание, как процесс и как система, имеет ряд особенностей:

  • целенаправленность;
  • многофакторность;
  • сложность;
  • длительность;
  • непрерывность;
  • комплексность;
  • вариативность и неопределенность;
  • двусторонний характер.

     Одним из важнейших принципов воспитания в педагогике является учет возрастных особенностей. На нем построены все  известные педагогические системы. Возрастная периодизация в современной  педагогической теории несколько отличается от периодизации в психологии, поскольку  связана с различными типами педагогических систем.

     Эффективность воспитательных воздействий находится  в непосредственной зависимости  от восприимчивости человека к воспитанию. Восприимчивость меняется с возрастом: чем младше ребенок, тем он восприимчивее. Но человек подвергается воздействиям всю жизнь. В зависимости от характера  чувствительности люди делятся на три  типа:

     1) внушаемый, с высокой чувствительностью ко всяким воздействиям;

     2) с высокой избирательной чувствительностью;

     3) с низким уровнем восприимчивости  к любым воздействиям.

     Воспитание  как целенаправленный процесс осложняется  следующими обстоятельствами:

  • наличием разнообразнейших влияний на ребенка, часто противоречащих друг другу;
  • наличием у детей определенных, уже сложившихся взглядов, стремлений, привычек, вкусов;

     - трудностью изучения внутреннего состояния учащегося;

     - вариативностью результатов одного и того же педагогического действия.

     Цель  воспитания - результат, будущее, на достижение которого направлены усилия различных  людей и организаций.

     Цели  подчиняются содержание, организация, формы и методы воспитания.

     Выделяются  цели общие и индивидуальные. При  практическом осуществлении цель выступает  как система конкретных, решаемых воспитанием задач. Задач может  быть много: общих и частных, перспективных  и ближайших.

     В рамках одной воспитательной системы  цель воспитания одна. Именно цель и  средства ее достижения отделяют одну систему воспитания от другой.

     Цель  воспитания зависит от ряда объективных  причин: закономерностей физиологического развития организма, психического развития, достижений философской и педагогической мысли, уровня общей культуры, идеологии  и политики государства. В любом  государстве цели воспитания в школе  направлены на укрепление существующих общественных отношений.

     В настоящее время делается попытка  реализовать идею независимости  воспитания от идеологии, выведения  целей воспитания из общечеловеческих

     ценностей и норм жизни. Практически воспитание исключается из образовательных  учреждений и перекладывается полностью  на семью.

     История педагогики - это история зарождения, осуществления и отмирания целей  воспитания и педагогических систем. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.

     Таким образом, цель воспитания определяется потребностями развития общества и  зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебно-воспитательных учреждений, самих учителей и учащихся.

     Воспитание  осуществляется в определенных условиях, которые должны учитываться при  комплексном подходе к формированию личности. Среди способствующих или  противодействующих воспитанию факторов можно выделить сложившийся образ  жизни, средства массовой информации, особенности коллектива, нормы взаимоотношений, индивидуальные особенности.

     Воспитание  как одна из подсистем целостного педагогического процесса подчиняется  его общим закономерностям:

     - зависимость воспитания от объективных и субъективных факторов общественной среды;

     - единство и взаимосвязь воспитания с общим развитием личности:

  • признание деятельности и общения основой и главным источником формирования общественно ценных качеств личности;
  • связь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью учащихся.

     Итак, воспитание - длительный и противоречивый процесс, результаты которого имеют  отдаленный характер. Оно начинается с рождения и продолжается всю  жизнь. С определенного возраста воспитание сочетается с самовоспитанием.

 

      2. Понятие о содержании воспитания

 

     Содержание  воспитания - составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых  базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Напомним, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру. (Газман О. Вестник образования, 1991/8).

     Под культурой жизненного самоопределения  понимается осознание человеком  себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести  ответственность за действия, умения по самовоспитанию.

     Программа формирования базовой культуры школьника  во многом совпадает с содержанием  воспитания в бывшей советской школе. Это естественно, поскольку процесс  воспитания не может быть резко перестроен по причинам теоретическим и организационным. Неверно было бы также отбросить  ценное в опыте классической советской  педагогики. Описываемое содержание воспитания в целом, хотя и не во всем, совпадает с мировой практикой  отбора содержания воспитания, то есть с тем, как разные общества определяют моральные, гражданские, эстетические и другие нормы, знания, требования к новым поколениям людей.

     Например, Тезаурус ЮНЕСКО по образованию содержит термины, говорящие о содержании элективных курсов для учеников, которые  носят

     прежде  всего формирующий, воспитывающий характер. Вот некоторые термины и курсы: нравственное, трудовое, религиозное, эстетическое, музыкальное воспитание, воспитание в духе мира. Санитарное просвещение, куда входит антинаркоманное и антиалкогольное воспитание, физическое, половое воспитание, обучение домоводству и оказанию первой помощи, обучение домоводству и технике безопасности.

     В Российских школах в настоящее время  имеются курсы "Основы безопасности жизни", "Граждановедение", ориентированные на выработку знаний и норм поведения, необходимых в обществе, в семье, на улице, в быту.

 

     3. Результаты воспитательного процесса

 

     Результаты  воспитательного процесса - достигнутый  личностью или коллективом уровень  воспитанности. Выявить соответствие воспитанности и планируемых  результатов помогает диагностика.

     Критерии  воспитанности - это теоретически разработанные  показатели уровня сформированное™  различных качеств личности. Данная проблема в педагогике разработана  слабо и является дискуссионной.

     По  направленности, способу и месту  применения критерии воспитанности  условно делятся на две группы:

  1. связанные с проявлением результатов воспитанности во внешней форме: суждениях, оценках, поступках, действиях личности;
  2. связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя: мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

     Содержание  воспитания - система знаний, убеждений, умений и навыков, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными  целями и задачами.

     В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие  идеи:

  • реализм целей воспитания;
  • совместная деятельность детей и взрослых;
  • самоопределение;
  • личностная направленность;
  • коллективизм.

     Содержание  воспитания отражает в единстве его  общую цель, задачи и направления.

Информация о работе Темперамент и характер. Теория воспитания