Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития речи в норме и пато-логии у детей раннего возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности речевого развития детей раннего возраста.
3. Выявить специфику процесса усвоения родного языка у детей с отклонениями в развитии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 7
Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи в норме ..7
1.1. Основные этапы формирования речи ребенка 7
1.2. Особенности речевого развития у детей раннего возраста в норме 10
ГЛАВА 2 16
Особенности раннего выявления отклонений в развитии речи ребенка 16
ГЛАВА 3……………………………………………………………………………28
Методики для изучения речевого развития детей раннего возраста 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_2ogo_kursa_Tema_Narushenie_etapa_rechevo.docx

— 52.31 Кб (Скачать файл)

Таким образом, дети с нарушениями развития речи обладают понижен-ной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые  заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности  и способности, необходимые для  творческого использования конструктивных элементов родного языка в  процессе построения речевого высказывания.

Интересно, что одни и те же нарушения языковых норм наблюдаются у детей разного  возраста и с разными речевыми диагнозами ("недоразвитие речи", "алалия", "задержка речевого развития-", "дизартрия" и др.), что в процессе развития их речи "исчезают" одни неправильные слова и "появляются" другие, увеличивается количество слогов в воспроизводимых словах, расширяется словарный запас, усваиваются первые грамматические построения.

Специфические проявления, свойственные дизонтогенезу речи, могут быть выраженными и во всей полноте, и в меньшей степени, как быстро, так и медленно изживаемы из речевой практики ребенка [9].

 

ГЛАВА 3

Методики  для изучения речевого развития детей  раннего возраста

 

В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще  не дифференцированы, часто имеют  схожие проявления. Но нарушение развития речи в той или иной степени  сопровождает любой дефект. Организация  наблюдения за ребенком и коррекционные  занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить  более точный диагноз.

Обычно на консультации у логопеда или в  процессе логопедических за-нятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия.

При проведении систематических логопедических занятий  часть детей, имеющих сходные  речевые нарушения в раннем и  младшем дошкольном возрасте, могут  полностью преодолеть свой речевой  дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем  успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором случае – об общем недоразвитии речи (ОНР).

Диагностика детей данной категории основывается на положениях о нормальном развитии речи детей в раннем возрасте (А.Н. Гвоздев) [5]. В основе проведения диагностики  по выявлению задержки речевого развития у детей раннего возраста лежат  следующие параметры:

• выявление уровня восприятия речи взрослого;

• выявление объема активного и пассивного словаря;

1. Работа  с семьёй.

Исходя из положения Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной о том, что обратимые формы речевых расстройств могут быть связаны с неблагоприятными условиями окружения, воспитания и различными формами депривации, необходимо провести анализ социальных условий речевого развития детей данной категории.

Для реализации этой задачи можно провести анкетирование  родителей, или беседу, целью которой  будет выявление:

• вступления ребёнка в контакт с родителями;

• уровня наблюдательности и степени познания ребенка;

• наличия или отсутствия речевых реакций (обращения, просьбы и др.)

1. Изучение медицинской документации.

Анамнестические сведения должны включать:

• данные о здоровье родителей;

• наличие речевой патологии у членов семьи или у родственников;

• протекание беременности и родов матери (не было ли травм, серьезных заболеваний, акушерских манипуляций и т.п.);

• общего раннего развития (какие заболевания перенес, не было ли физических или психических травм);

• сведения о раннем речевом и моторном развитии: в срок, замедленное или ускоренное;

• сроки появления основных движений, гуления, лепета, первых слов, фраз;

• состояние слуха, зрения и интеллекта.

Далее для  изучения развития речи детей раннего  возраста с ЗРР и проявления невербальных средств общения, могут быть использованы следующие методики.

Методика 1. «Изучение понимания речи».

Цель: выявить  уровень восприятия речи взрослого  в ходе индивидуальной работы с ребёнком.

Материал: кукла, чашка, погремушка, собачка.

Суть методики в том, чтобы в процессе 6 созданных  ситуаций оценить:

• Отзывается ли ребенок на свое имя.

• Способен ли ребенок указывать на называемый предмет.

• Может ли показать какую-либо часть лица или тела куклы.

• Сможет ли найти аналогичную часть лица или тела у себя.

• Подаёт ли ребёнок называемый предмет.

• Выполнение заданных действий с предметом (положить кубики в коробку).

Обработка данных. 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания).

Трактовка результатов. Если ребенок набрал от 11 – до 14 баллов, то это высокий уровень понимания  речи. От 6 до 10 баллов – Средний уровень  понятия речи, от 0 до 5 баллов – низкий уровень понимания речи.

Методика 2. «Кто это?».

Цель: выявить  объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Для оценки словарного состава ребенка предлагается картинный материал, куда входят слова, обозначающие предметы, наиболее часто  встречающиеся в жизни ребенка: 1. Одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), 2. Овощи (капуста, морковка, картофель, редиска), 3. Домашние животные (кошка, собака, попугай), 4. Транспорт, 5. Игрушки, 6. Птицы.

Обработка данных.

1 балл –  наличие правильного ответа.

0 баллов  – неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

10 баллов  – высокий уровень объема словаря,

7–9 –  баллов – средний уровень,

0–6 балла  – низкий уровень,

Методика 3 «Назови  и покажи»

Цель: оценить  состояние глагольного словаря  детей и варианты исполь-зования невербальных средств общения.

Материал: предметные картинки с видами действий (мишка  пляшет, кукла спит, девочка смотрит  книгу, мальчик гуляет).

У ребёнка  спрашивается, что делает персонаж картинки. Оценка ответа связана с  вариантом ответа – жестовый, словесный или др.

Обработка данных.

• Словесные ответы – 4 балла

• Сочетание словесных ответов с жестовыми – 1, 2, 3 балла

• Невербальные формы ответа – 0 баллов

Итак, в основу проведения диагностики по выявлению  задержки речевого развития у детей  раннего возраста легли такие  параметры, как: выявление уровня восприятия речи взрослого; выявление объема активного  и пассивного словаря; выявление  использования детьми невербальных средств.

Речь –  это не врожденная функция, она усваивается  каждым человеком индивидуально  в процессе речевого общения ребенка  с окружающими людь-ми. Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных.

Речь является необходимым компонентом современного общества. Ос-новная цель речевого развития – доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа. С целью предупреждения нарушений голоса в детском возрасте необходимо проводить профилактические мероприятия. Обзор диагностических методик включил в себя методы работы с семьёй, работу с медицинской документацией, а также – ряд специальных методик для изучения проявления различных средств общения у детей данной катего-рии.

У детей раннего  возраста, по мнению Г.Ю.Окуневой, как правило, речевые нарушения связаны с двигательной сферой.  Паретические симптомы возможны в артикуляционной и общей мускулатуре. Существует некоторая мозаичность симптомов с преобладанием то пищевого, то языкоглоточного, то подъязычного нерва, определявшие особенности и разнообразие фонетических нарушений у детей [29, с.68].

Усвоение  ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и  характеризуется рядом черт, общих  для всех детей. для правильной диагностики нарушений речи. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную  работу  по  преодолению  речевой  патологии.

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы мы выявили, что, как и в норме, так и в патологии, развитие детской  речи представляет собой сложный  и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных  стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже  усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Усвоение фонетики тесно связано с общим  поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя русского языка. Отсюда такое разнообразие нарушений  разговорных норм детьми.

До определенного  момента детская речь изобилует  неточностями, кото-рые свидетельствуют об оригинальном, немотивированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация.

В возрасте, когда процесс развития речи еще  не завершен (2 года 6 месяцев — 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже сформировано в детской  речи, что только начинает складываться, а каких-то лексико-грамматических и фонетических проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее  время. Анализ и оценка речевой деятельности ребенка невозможны, если не иметь  конкретных данных о формировании детской  речи в норме, так как они обеспечивают квалификацию дефектов речи и выбор  рациональных и экономных путей  преодоления и предупреждения отклонений речевого развития ребенка.

С целью предупреждения нарушений голоса в детском возрасте необходимо проводить профилактические мероприятия. Их проведение является задачей  отоларингологов и логопедов, а  также специалистов по вокалу и сценической  речи, которые должны целенаправленно  разъяснять правила гигиены голоса родителям, воспитателям детского сада, учителям; приучать детей разговаривать  спокойно и тихо в соответствии с  ситуацией, избегать чрезмерно громкой  речи и пения, петь с учетом диапазона  детского голоса

При написании  данной работы мы опирались на исследования различных психологов, педагогов, логопедов  и других специалистов.

Надо отметить, что чем раньше диагностируется  отставание в развитии и осуществляется необходимое коррекционно-развивающее  воздействие, тем меньше выражение  степень отставания на начальных  этапах развития и тем большая  вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа даст положительные  результаты.

Данная работа может быть интересна, и может  найти практическое при-менение в работе воспитателей, логопедов, дефектологов и других специали-стов, работающих с детьми.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аксарина ,Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М.Аксарина.- М.: Медицина, 1987. -442с.

2. Аскарина Н.М., Кистяковская М.Ю., Ладыгина Н.Р., Эйгес Н.Р. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. – М., 2001

3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии./ Е.Н. Винарская. – М., 1987. – 345 с.

4. Белова-Давид,  Р.А. Нарушение речи у дошкольников / Р.А. Белова- Давид.- М.: Медицина, 1978.- 332с.

5. Гвоздев  А.Н. Вопросы изучения детской  речи /А.Н. Гвоздев. – М.: Изд-во  АПН РСФСР,1961. – 453 с.

6. Громова  О.Е. Признаки речевых нарушений  в раннем возрасте // Воспита-ние и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – №4. – С. 24–32.

7. Громова  О.Е. Методика формирования начального  детского лексикона. М. Сфера, 2005.-171 с.

8. Жукова  Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.

9. Жукова  Н.С. Преодоление недоразвития  речи у детей: Учебно-методическое  пособие /Н.С. Жукова.  -  М.: Соц.-полит, журн., 1994. – 400 с.

10. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А., Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова.  - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 80 с.

Информация о работе Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи