Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью данной учебно-исследовательской работы является выявить и обосновать педагогические условия формирование знаний о профессиях у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
Выявить и обосновать педагогические условия формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Изучить систему работы по ознакомлению с социальной действительностью дошкольников.
Разработать ряд занятий с использованием сюжетно-ролевых игр для ознакомления дошкольников с профессиями.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения проблемы формирования культуры общения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре 6
1.1. Сущность и структура сюжетно-ролевой игры 6
1.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие культуры общения старших дошкольников 11
1.3. Возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте 15
2. Формирование интереса к социальным явлениям окружающего мира 21
2.1. Система работы по ознакомлению дошкольников с социальными явлениями окружающего мира 21
2.2. Формирование знаний старших дошкольников знаний о профессиях 24
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 34
II. Сюжетно-ролевые игры (цикл занятий) (Приложение № 4)
После окончания каждого занятия мы переходили к его обсуждению, где каждый участник мог высказаться, рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся. Наиболее активное участие в дискуссиях принимали Даша Л., Полина У. и Рита А., вовлекая в обсуждение других ребят, тем самым стимулируя их заинтересованность в общей работе.
Завершение работы с экспериментальной группой является важным этапом, во многом определяющим ее успешность.
Была проведена оценка работы группы, а также оценка качества проделанной работы каждого из участников тренинга. Всем предоставлялась возможность высказать свое мнение и впечатление, проанализировать произошедшие изменения в группе и в самом себе.
Особое внимание
уделялось процедуре
Обсуждение строилось по следующей схеме:
1. описание выполняемых действий с последующей интерпретацией;
2. описание чувств, при выполнении упражнения с интерпретацией того, с чем они связаны;
3. обратная связь группы и ведущего.
К завершению работы в экспериментальной группе наблюдалось заметное улучшение психологической атмосферы, эмоциональная стабильность, наблюдалось интенсивная активизация процесса самопознания и самоактуализации; был значительно расширен диапазон знаний о различных профессиях.
Проводя анализ результатов проделанной работы на этапе формирующего эксперимента, следует особое внимание уделить изменениям, произошедшим с общим эмоциональным состоянием испытуемых, и с группой в целом, которое перешло на качественно новый уровень. Наблюдалось повышение инициативности и активности ребят в совместной деятельности при изучении профессий. При помощи сюжетно-ролевых игр у детей наладилось взаимоотношение в группе.
Для закрепления навыков культуры общения, умения согласовывать свои действия друг с другом, мы использовали игру: «На приеме у доктора Пилюлькина»
Цели:
Познакомить детей с профессией доктор. Развить умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание. Учить помогать и поддерживать товарищей. Формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач. Учить выполнять различные роли.
Ход игры: Коротышки, жители Цветочного города, приходят на прием к доктору Пилюлькину с царапинами, ушибами, ожогами, ранами, обморожениями. «Доктор», внимательно выслушав «больного», оказывает необходимую помощь пострадавшему, дает рекомендации по лечению. Ему помогает «медицинская сестра» - жительница Цветочного города Незабудка. «Консилиум» (ребята, не являющиеся «больными») подсказывает Пилюлькину, исправляет, дополняет, оценивает, верно ли оказана помощь, дает советы «больному».
Дети, которые раннее не проявили свою фантазию, творчество (Саша Н., Даша Л., Ваня Б.), в этой игре вышли на качественно новый уровень, а именно дети изменяли сюжет игры, придумывали что-то новое, совместно и более точно определили цель, наметили общий план, последовательность действий, во время игры возникали новые идеи, новые образы. Развитие игрового творчества сказывались и в том, как в содержании игры комбинировались различные впечатления из жизни.
Наблюдая за поведением ребят именно в этой игре (самостоятельной), мы отметили, что раннее проведенные игры пошли на пользу: ребята научились понимать друг друга, прислушиваться к мнению окружающих, согласовывать свои действия. Группа стала более дружелюбной и сплоченной, коммуникативные барьеры снизились, улучшился эмоциональный фон и атмосфера в коллективе.
Подводя итоги проведенного нами теоретического анализа научной литературы по теме целесообразно отметить, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. В игре реализуются потребность воздействия на мир, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение, начинают развиваться произвольное внимание, произвольная память, воображение, рефлексивное мышление.
Игра, как основной вид деятельности ребенка помогает воспитателю приобщать детей и к сферам социальных знаний, в частности, к знаниям о профессиях.
Нами были рассмотрены основные проблемы общения детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения.
В результате изучения
игры как ведущего вида деятельности
в старшем дошкольном возрасте, следует
отметить, что в ролевой игре дети
отражают окружающее их многообразие.
Отражаемая в детских играх
Также мы рассмотрели структуру и сущность сюжетно-ролевой игры, игру как средство развития коммуникативной культуры в данном возрасте. В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые взаимоотношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять действия действию других игроков.
Нами были изучены принципы организации сюжетно-ролевой игры, среди которых мы выделили: 1) воспитатель должен играть вместе с детьми 2) воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего детства 3) воспитатель должен ориентировать детей на осуществление игрового действия.
В процессе нашей практической деятельности на этапе констатирующего эксперимента были выявлены проблемы недостаточности сформированности знаний старших дошкольников о профессиях, проблемы межличностных взаимоотношений в группе, а также низкий уровень инициативности и активности ребят в игровой деятельности, общая эмоциональная напряженность и нестабильность.
В процессе дальнейшей работы, направленной на снятие коммуникативных барьеров, улучшение психологического климата в группе, эмоционального состояния детей через проведение цикла сюжетно-ролевых игр, целью которых являлось всестороннее развитие личности ребёнка, расширение знаний о профессиях, установления контакта в различных ситуациях общения, отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми.
Благополучие
прохождение каждого
Приложение №1
Список группы № 5
Приложение № 3
Шкалы оценки параметров и показателей
Критерии оценки параметров
Выраженность в баллах
Инициативность
отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;
слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;
средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;
высокая: ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия
Чувствительность к воздействиям сверстника
отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;
слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;
средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;
высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия
Преобладающий эмоциональный фон
негативный;
нейтрально-деловой;
позитивный
Приложение № 4
Цикл тренинговых занятий
Занятие № 1
Цели
Развивать навык детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
Расширять сферу социальной активности детей, предоставив им возможность занимать различные позиции взрослых и детей.
Закреплять представление детей о правилах поведения в общественных местах.
Воспитывать дружеское отношение друг к другу.
Предварительная работа
Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1-5 главы).
Беседа на тему «Школа».
Сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Поликлиника».
Разучивание стихов и частушек.
Ход игры
Воспитатель. Ребята, к нам в детский сад пришла телеграмма. Прочитаем ее?
(Открывает телеграмму, читает).
«Потерялся Буратино. Ребята, помогите найти!» Отправитель-папа Карло.
Ну, что ж, ребята, поможем найти непослушного Буратино?
Город у нас немаленький, можем его пешком обойти? Почему? Если все отправимся на поиски, то на каком виде транспорта?
(Выбрали шофера,
кондуктора. Купили билетики, расплачиваясь
«деньгами» с изображением
Вот и первая остановка «Салон красоты «Прелестница». Кто выйдет здесь и поищет Буратино, а может, и воспользуется услугами работников салона. Люди каких профессий работают в «Салоне Красоты»? (Выбираем мастеров-универсалов, администратора, кассира, охранника, посетителей)
Начинается игра «Салон красоты»
Воспитатель. А мы отправляемся дальше. Следующая остановка «Поликлиника». Ребята, а может, Буратино заболел и пошел на прием к врачу? Каких врачей вы знаете(Узких специалистов)? Кто выйдет здесь и поищет Буратино? (Выбираем педиатра, лор-врача, окулиста, медсестер)
Разыгрывается сюжет «В поликлинике»
Ведется осмотр врачами, делаются записи в карточке, выдаются рецепты. Используются выражения «На что жалуетесь?» и т.д.
Воспитатель. Время не ждет, нам нужно ехать дальше. Что это за огромное здание? Да это же супермаркет. Какие магазины есть в супермаркетах? Какие виды товаров здесь можно приобрести? Скажите, а Буратино мог потеряться в супермаркете? Должны ли дети ходить одни по такому огромному магазину? А если ты все-таки потерялся, то, что нужно сделать? Правильно, необходимо подойти к охраннику или администратору, или же зайти в ближайший магазинчик и обратиться к продавцу за помощью. Буратино, наверное, этого не знал. Кто выйдет на этой остановке?