Теоретические основы изучения проблемы формирования культуры общения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной учебно-исследовательской работы является выявить и обосновать педагогические условия формирование знаний о профессиях у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
Выявить и обосновать педагогические условия формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Изучить систему работы по ознакомлению с социальной действительностью дошкольников.
Разработать ряд занятий с использованием сюжетно-ролевых игр для ознакомления дошкольников с профессиями.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы изучения проблемы формирования культуры общения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре 6
1.1. Сущность и структура сюжетно-ролевой игры 6
1.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие культуры общения старших дошкольников 11
1.3. Возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте 15
2. Формирование интереса к социальным явлениям окружающего мира 21
2.1. Система работы по ознакомлению дошкольников с социальными явлениями окружающего мира 21
2.2. Формирование знаний старших дошкольников знаний о профессиях 24
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 34

Вложенные файлы: 2 файла

Приложение 2.doc

— 28.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

курсовая игры профессии.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

II. Сюжетно-ролевые игры (цикл занятий) (Приложение № 4)

После окончания  каждого занятия мы переходили к  его обсуждению, где каждый участник мог высказаться, рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся. Наиболее активное участие в дискуссиях принимали Даша Л., Полина У. и Рита А., вовлекая в обсуждение других ребят, тем самым стимулируя их заинтересованность в общей работе.

Завершение  работы с экспериментальной группой является важным этапом, во многом определяющим ее успешность.

Была проведена  оценка работы группы, а также оценка качества проделанной работы каждого  из участников тренинга. Всем предоставлялась  возможность высказать свое мнение и впечатление, проанализировать произошедшие изменения в группе и в самом себе.

Особое внимание уделялось процедуре размышления  и обсуждения после выполнения упражнений, на которые необходимо было оставлять  достаточное количество времени. Чрезвычайно  важно давать участникам возможность сообщить о том, что с ними произошло во время выполнения упражнения, проанализировать и осмыслить свой опыт.

Обсуждение  строилось по следующей схеме:

1. описание выполняемых действий с последующей интерпретацией;

2. описание чувств, при выполнении упражнения с интерпретацией того, с чем они связаны;

3. обратная связь группы и ведущего.

К завершению работы в экспериментальной группе наблюдалось заметное улучшение психологической атмосферы, эмоциональная стабильность, наблюдалось интенсивная активизация процесса самопознания и самоактуализации; был значительно расширен диапазон знаний о различных профессиях.

Проводя анализ результатов проделанной работы на этапе формирующего эксперимента, следует особое внимание уделить  изменениям, произошедшим с общим эмоциональным состоянием испытуемых, и с группой в целом, которое перешло на качественно новый уровень. Наблюдалось повышение инициативности и активности ребят в совместной деятельности при изучении профессий. При помощи сюжетно-ролевых игр у детей наладилось взаимоотношение в группе.

Для закрепления навыков культуры общения, умения согласовывать свои действия друг с другом, мы использовали игру: «На приеме у доктора Пилюлькина»

Цели:

Познакомить детей  с профессией доктор. Развить умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание. Учить помогать и поддерживать товарищей. Формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач. Учить выполнять различные роли.

Ход игры: Коротышки, жители Цветочного города, приходят на прием к доктору Пилюлькину с царапинами, ушибами, ожогами, ранами, обморожениями. «Доктор», внимательно выслушав «больного», оказывает необходимую помощь пострадавшему, дает рекомендации по лечению. Ему помогает «медицинская сестра» - жительница Цветочного города Незабудка. «Консилиум» (ребята, не являющиеся «больными») подсказывает Пилюлькину, исправляет, дополняет, оценивает, верно ли оказана помощь, дает советы «больному».

Дети, которые  раннее не проявили свою фантазию, творчество (Саша Н., Даша Л., Ваня Б.), в этой игре вышли на качественно новый уровень, а именно дети изменяли сюжет игры, придумывали что-то новое, совместно и более точно определили цель, наметили общий план, последовательность действий, во время игры возникали новые идеи, новые образы. Развитие игрового творчества сказывались и в том, как в содержании игры комбинировались различные впечатления из жизни.

Наблюдая за поведением ребят именно в этой игре (самостоятельной), мы отметили, что  раннее проведенные игры пошли на пользу: ребята научились понимать друг друга, прислушиваться к мнению окружающих, согласовывать свои действия. Группа стала более дружелюбной и сплоченной, коммуникативные барьеры снизились, улучшился эмоциональный фон и атмосфера в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги  проведенного нами теоретического анализа  научной литературы по теме целесообразно  отметить, что игра является ведущим  видом деятельности в дошкольном возрасте, а также эффективным  средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. В игре реализуются потребность воздействия на мир, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение, начинают развиваться произвольное внимание, произвольная память, воображение, рефлексивное мышление.

Игра, как основной вид деятельности ребенка помогает воспитателю приобщать детей  и к сферам социальных знаний, в  частности, к знаниям о профессиях.

Нами были рассмотрены  основные проблемы общения детей  друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения.

В результате изучения игры как ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте, следует  отметить, что в ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры.

Также мы рассмотрели  структуру и сущность сюжетно-ролевой  игры, игру как средство развития коммуникативной  культуры в данном возрасте. В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые  взаимоотношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять действия действию других игроков.

Нами были изучены  принципы организации сюжетно-ролевой  игры, среди которых мы выделили: 1) воспитатель должен играть вместе с детьми 2) воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего детства 3) воспитатель должен ориентировать  детей на осуществление игрового действия.

В процессе нашей  практической деятельности на этапе  констатирующего эксперимента были выявлены проблемы недостаточности сформированности знаний старших дошкольников о профессиях, проблемы межличностных взаимоотношений в группе, а также низкий уровень инициативности и активности ребят в игровой деятельности, общая эмоциональная напряженность и нестабильность.

В процессе дальнейшей работы, направленной на снятие коммуникативных  барьеров, улучшение психологического климата в группе, эмоционального состояния детей через проведение цикла сюжетно-ролевых игр, целью которых являлось всестороннее развитие личности ребёнка, расширение знаний  о профессиях, установления контакта в различных ситуациях общения, отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми.

Благополучие  прохождение каждого возрастного  периода является залогом гармоничного дальнейшего развития личности - это  должен знать каждый воспитатель  и психолог, занимающийся обучением  и всесторонним развитием детей дошкольного возраста. Особое внимание следует уделять формированию и развитию знаний детей об окружающей их действительности, давать возможность дошкольнику реализовывать свою потребность в общении со сверстниками, взрослыми; а от качества и уровня этой реализации в дальнейшем и будет зависеть та моделью поведения, которой ребёнок будет активно пользоваться на протяжении всей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 2002.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1990.
  3. Алешина Ю. Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  4. Бодалёв А.А. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 1997.
  5. Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. - М., 2005.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.,1981
  7. Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - №5.
  8. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпов С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Издательство МГУ, 1994.
  9. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1.
  10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986
  11. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997.
  12. Запорожец А.В. Общение как проблема общей психологии. М., 1987.
  13. Запорожец А.В. Изменение моторики ребенка-дош кольника в зависимости от условий и мотивов его деятельно сти// Известия АПН РСФСР. — 1948. — Выпуск 14.
  14. Игры детей мира. Ярославль, 1998.
  15. Игры - обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Петрусинского. В 4 кн. М., 1994.
  16. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  17. Лежнева Л.И. Научим детей общаться // Начальная школа. 1991. № 10.
  18. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.Анцыферовой. М., 1994.
  19. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии // Под ред. М.И. Лисиной. М., 2000.
  20. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. М.; Воронеж, 1997.
  21. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 2002.
  22. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 1995.
  23. Лысюк Л.Г. Различные планы взаимодействий детей в игровой деятельности.М., 1990.
  24. Максимова А.А. Учим детей общаться 6-10 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  25. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Т.А. Марковой.: Просвещение, 2001.
  26. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
  27. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. как играть с ребенком. М., 1990.
  28. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. 1989. № 4.
  29. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975.
  30. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.
  31. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
  32. Поляков С.Д. Технология тренинга общения // Классный руководитель. 2000. № 8.
  33. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/ Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  34. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1990.
  35. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. - М., 1994.
  36. Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.
  37. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1996
  38. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
  39. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1998. - №3.
  40. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
  41. Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: Методические рекомендации. - М., 1997.
  42. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  43. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999.
  44. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Бельдштейна. - М., 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение №1

Список группы № 5

 

  1. Акопян Рита
  2. Баль Настя
  3.  Бердукаев Ахъяд
  4. Бузин Иван
  5. Варданян Артём
  6.  Гудошников Кирилл
  7.  Гусев Пётр
  8.  Емельянов Вова
  9.  Игнатов Витя
  10.  Либензон Даша
  11.  Новиков Саша
  12.  Мартинос Саша
  13.  Понамарёв Илья
  14.  Потоцкая Ульяна
  15.  Сорокин Илья
  16.  Тазетдинов Максим
  17.  Трубакова Таня
  18.  Упадова Полина
  19.  Устюхин Андрей
  20.  Щуров Коля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

 

Шкалы оценки параметров и показателей

Критерии оценки параметров

Выраженность  в баллах

Инициативность

отсутствует: ребенок  не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

слабая: ребенок  крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;

средняя: ребенок  часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

высокая: ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия

Чувствительность  к воздействиям сверстника

отсутствует: ребенок  вообще не отвечает на предложения  сверстников;

слабая: ребенок  лишь в редких случаях реагирует  на инициативу сверстников, предпочитая  индивидуальную игру;

средняя: ребенок  не всегда отвечает на предложения сверстников;

высокая: ребенок  с удовольствием откликается  на инициативу сверстников, активно  подхватывает их идеи и действия

Преобладающий эмоциональный фон

негативный;

нейтрально-деловой;

позитивный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

Цикл тренинговых занятий

 

Занятие № 1

Цели

Развивать навык  детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

Расширять сферу  социальной активности детей, предоставив им возможность занимать различные позиции взрослых и детей.

Закреплять  представление детей о правилах поведения в общественных местах.

Воспитывать дружеское  отношение друг к другу.

 

Предварительная работа

 

Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1-5 главы).

Беседа на тему «Школа».

Сюжетно-ролевые  игры «Салон красоты», «Поликлиника».

Разучивание стихов и частушек.

 

Ход игры

 

Воспитатель. Ребята, к нам в детский сад пришла телеграмма. Прочитаем ее?

(Открывает телеграмму, читает).

«Потерялся  Буратино. Ребята, помогите найти!»  Отправитель-папа Карло.

Ну, что ж, ребята, поможем найти непослушного Буратино?

Город у нас  немаленький, можем его пешком обойти? Почему? Если все отправимся на поиски, то на каком виде транспорта?

(Выбрали шофера, кондуктора. Купили билетики, расплачиваясь  «деньгами» с изображением цифр. Поехали.)

Вот и первая остановка «Салон красоты «Прелестница». Кто выйдет здесь и поищет Буратино, а может, и воспользуется услугами работников салона. Люди каких профессий работают в «Салоне Красоты»? (Выбираем мастеров-универсалов, администратора, кассира, охранника, посетителей)

Начинается  игра «Салон красоты»

Воспитатель. А мы отправляемся дальше. Следующая остановка «Поликлиника». Ребята, а может, Буратино заболел и пошел на прием к врачу? Каких врачей вы знаете(Узких специалистов)? Кто выйдет здесь и поищет Буратино? (Выбираем педиатра, лор-врача, окулиста, медсестер)

Разыгрывается сюжет «В поликлинике»

Ведется осмотр врачами, делаются записи в карточке, выдаются рецепты. Используются выражения «На что жалуетесь?» и т.д.

Воспитатель. Время  не ждет, нам нужно ехать дальше. Что это за огромное здание? Да это  же супермаркет. Какие магазины есть в супермаркетах? Какие виды товаров  здесь можно приобрести? Скажите, а Буратино мог потеряться в супермаркете? Должны ли дети ходить одни по такому огромному магазину? А если ты все-таки потерялся, то, что нужно сделать? Правильно, необходимо подойти к охраннику или администратору, или же зайти в ближайший магазинчик и обратиться к продавцу за помощью. Буратино, наверное, этого не знал. Кто выйдет на этой остановке?

Информация о работе Теоретические основы изучения проблемы формирования культуры общения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре