Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью данной учебно-исследовательской работы является выявить и обосновать педагогические условия формирование знаний о профессиях у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
Выявить и обосновать педагогические условия формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Изучить систему работы по ознакомлению с социальной действительностью дошкольников.
Разработать ряд занятий с использованием сюжетно-ролевых игр для ознакомления дошкольников с профессиями.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения проблемы формирования культуры общения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре 6
1.1. Сущность и структура сюжетно-ролевой игры 6
1.2. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие культуры общения старших дошкольников 11
1.3. Возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте 15
2. Формирование интереса к социальным явлениям окружающего мира 21
2.1. Система работы по ознакомлению дошкольников с социальными явлениями окружающего мира 21
2.2. Формирование знаний старших дошкольников знаний о профессиях 24
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения 34
Начинается игра «Супермаркет»
(Выбираем продавцов,
кассиров, администратора, охранника,
официанта, упаковщика товара. Атрибуты
приготовлены для
Воспитатель. Ребята, а куда еще мог отправиться Буратино? Он ушел из дома и отправился куда? (В школу) Едем скорее! Конечный пункт назначения «Школа». А для чего нужна школа? Кто работает в школе? Когда вы пойдете в школу? Можно ли прийти и просто так сесть за парту? (Нет. Нужно сначала записаться в школу.) (Выбираем учителей, секретаря, остальные дети-ученики, которые записываются в школу.)
Игра «Школа»
Учитель представляется, называя свое имя и отчество. Спрашивает у ребенка имя, фамилию, просит назвать возраст, домашний адрес, заполняет «анкету». Ребенок-ученик отдает «анкету» секретарю, который делает запись в «журнале учета».
Звенит звонок-колокольчик, приглашая всех детей на первый урок. Ребята садятся за парты.
Воспитатель. Ребята, смотрите, кто нашелся!
(Вбегает Буратино).
Наш проказник-Буратино, оказывается, сильно тянется к знаниям, поэтому и сбежал из дома в школу. Ребята, можно без спроса уходить из дома?
Учитель-ребенок поизносит:
Потянулась детвора в школу с самого утра,
Ромы, Коли, Нади... синие тетради.
Ранцы и портфели, краски-акварели.
Парта, глобус, первый класс.
Знаний день у нас сейчас.
Давайте, сейчас каждый покажет Буратино, что он умеет писать или рисовать. (Работа выполняется на заранее приготовленных листочках). Листочки собрали. Звенит звонок. Урок закончен. Подарили свои работы на память Буратино.
Воспитатель. А сейчас мы всех приглашаем на мини-концерт. Садись, Буратино, поудобнее и посмотри какие у нас талантливые дети!
Стихи
В детском садике со всеми
Я дружил немало дней,
А теперь настало время,
Есть заботы поважней.
У меня в портфеле книжки.
У меня в руке букет.
Все знакомые мальчишки
Удивлённо смотрят вслед.
Отчего же я весёлый
И одет, как на парад?
Я иду сегодня в школу,
Это вам не детский сад!
Частушки
Мы веселые частушки
Пропоем для вас сейчас,
О себе, о дружбе нашей
И о кое-ком из нас.
К сентябрю, к сентябрю
Я цветы друзьям дарю.
Раз букет, два букет –
Есть подарки, клумбы - нет!
Ранец - чудо! Только вот,
Милые подружки,
Не влезают в ранец тот
Все мои игрушки.
Кто толкается в буфете?
Пробивается вперед? –
Пожалейте Иру, дети,
Дайте Ире бутерброд!
В белом фартучке зазноба
Нежно смотрит на микроба.
Так же нежно в микроскоп
На нее глядит микроб.
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Буратино. Ребята, за то, что вы такие дружные и отзывчивые, я приготовил вам подарки. Сейчас каждый из вас подойдет и из волшебного мешочка достанет себе небольшой сувенир. А мне пора отправляться домой к папе Карло.
Занятие № 2
Программное содержание
Развивать у детей интерес к профессиям, сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.
Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.
Формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним.
Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Предварительная работа
беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессии»;
загадывание загадок, заучивание стихов о профессии, об игре;
экскурсия на кухню, медицинский кабинет;
чтение художественной литературы: потешки, песенки, русские народные сказки «Колобок», «Лиса и Заяц», «Петушок с семьей» Ушинского, «Маша-растеряша» Воронковой, «Как мы ездили в зоологический сад» Житкова, «Как Маша стала большой» Пермяк, «Поросенок Петр и магазин» Петрушевской, «Игрушки» А.Барто, «Айболит» К.Чуковского, «Мойдодыр»;
пальчиковые игры, словесная игра «Угадайте, какая профессия у человека»;
рассматривание вопроса «Игра» на родительском собрании.
Работа с родителями: изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери» (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол); оформление альбома «Профессии»; изготовление и выставка игрушек-самоделок.
Ход игры
Небольшая беседа в раздевалке.
Воспитатель. Какие профессии вы знаете?
(Ответы детей.)
Воспитатель.
Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, окончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда? А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать? На чем поедем?
Дети предлагают (один из трёх вариантов выбирают дети):
- на поезде
Чтобы поезд поехал, постучите по колесам. Какие колеса? С уголками? (Нет, круглые, без уголков.) Завертелись круглые колеса (движение руками, согнутыми в локтях), погудели у-у-у, пошипели, пар выходит ш-ш-ш. Паровоз говорит «убегу», а вагоны отвечают «догоню».
Звучит музыка, дети поют:
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чух-чух-чух – гудит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повез.
- на самолете
На самолете полетим.
Качайте шины самолета – ш-ш-ш.
Наливайте в баки керосин – с-с-с.
Заводите моторы – д-д-д.
Полетели самолеты!
Звучит музыка, дети летят и поют:
Самолет летит, самолет гудит,
Приземлился и молчит.
- на машине
Открывайте бак – чи-чик-чик.
Наливайте бензин – с-с-с.
Закрывайте бак – чик-чик-чик.
Мы качаем, мы качаем,
Воздух в шины надуваем.
Проверяем каждый раз
И аварий нет у нас.
Пассажиры, торопитесь,
По два рядышком садитесь.
За рулем сидит шофер,
Смотрит он на светофор.
Светит красный светофор:
Нет проезда – стой шофер.
Светит желтый – значит жди,
Свет зеленый впереди.
Шофер нажимает на педаль
И машина мчится вдаль.
Звучит музыка, дети поют:
Машина, машина идет, гудит,
В машине, в машине шофер сидит.
Би-би-би,
Вот поле, вот речка, вот лес густой,
Водитель приехал, машина стой!
Би-би-би.
Воспитатель. Вот и наш волшебный городок. Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать? А где можно поработать, давайте посмотрим.
Здесь у нас «Магазин».
Продавцы товары знают!
1 ребёнок:
Даром время не теряют,
Это их привычный труд!»
А вот здесь у нас «Салон красоты».
Мастер сделает прическу,
Феном, щеткой и расческой,
2 ребенок
Пышно локоны завьет,
Челку щеткою взобьет.
Все в его руках горит –
Они изменит внешний вид!
Воспитатель. Посмотрите, а что это за красный крест? Что там находится? Правильно, больница.
3 ребёнок
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плач
Ведь тебе поможет врач!
А вот здесь у нас живут
4 ребенок
Куклы, зайцы, мишки,
Ждут, когда к ним придут
Мамочки-малышки!
Воспитатель. Как много интересного у нас в городке
Мы в профессии играем,
По душе их выбираем.
И мечтаем поскорее,
Мамы с папой стать взрослее,
Чтобы не просто так мечтать,
Кем сегодня Элина ты хочешь стать? (ответы детей.)
Игра начинается
Воспитатель. Строим кроватки, стул, кран для мытья рук, накрываем стол. Кубики носим по одному, никому не мешая. Доктор, парикмахер и продавец идут на свою работу. А остальные ребятки заботятся о своих детках. (Помогаю развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогаю реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.)
Проходит определенное время игры.
Воспитатель. В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, парикмахерская, магазин. Все убираем на место.
С детьми, которые уже убрали все на место, провожу пальчиковые игры:
1. Пальчик о пальчик
Стук-стук-стук (2 раза)
Дружно вместе
Хлопаем в ладоши (2 раза)
Как пружиночки мы пляшем,
Как мячики поскачем (2 раза)
Пляшут ручки, пляшут красиво,
Завертелись, закружились,
А потом остановились.
2. Ладушки-ладушки,
Где были? У бабушки!
Собраны в морщины,
А у бабушки ладоши –
Добрые-предобрые.
Все работали ладоши
Долгими годами.
Пахнут теплые ладоши
Щами, пирогами.
По кудрям тебя погладят
Добрые ладоши.
И с любой печалью сладят
Теплые ладоши.
Ладушки-ладушки,
Где были? У бабушки!
3. Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
4. Точка, точка,
Два крючочка.
Носик, ротик, оборотик.
Палка, палка,
Скалка, скалка.
Огуречик – вот и вышел человечек
Воспитатель. Все ребятки справились, скажите, кем сегодня ты был, Саша? Как ты заботился о своем сыночке? Куда с ним ходил? Таня, а ты чем кормила свою дочку? Полина, на какую кроватку ты спать положила доченьку? Каким доктором был Ваня? Парикмахер? Продавец?
Воспитатель. Молодцы, сегодня все были добрыми, внимательными, заботливыми.
Вместе с детьми.
Мы ссорились, мирились,
И спорили порой.
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра.
А дружба не кончается!
Ура! Ура! Ура!
Воспитатель. Чтобы побыстрее вернуться в детский сад, полетим на самолете.
Дети «летят» в раздевальную комнату. Игра окончена.
Занятие № 3
Цель игры:
Научить детей отражать в игре “Ателье” специфику разных профессий: приемщик, закройщик, швея, гладильщик.
Программное содержание:
Учить детей
отражать в игре знания, полученные
в различных видах