Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 16:41, реферат
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И эта проблема по-прежнему актуальна.
Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью (5).
Теоретические основы проблемы адаптации первоклассников к школе
«Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем хуже». Л.Н. Толстой
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И эта проблема по-прежнему актуальна.
Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью (5).
Психологическая адаптация, понимается как адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию, является важным фактором стабилизации социальной ситуации развития, существенно влияет на развитие личности ребенка. Поступление ребенка в школу требует от него перестройки всех представлений и отношений с окружающими людьми. Было выявлено, что характер и особенности общения ребенка со взрослым и сверстниками решающим образом определяют динамику адаптации ребенка к детскому учреждению.
Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, при поступлении ребенка в школу, у него возникает симптом, рассекающий дошкольный и младший школьный возрасты и становится «симптомом потери непосредственности»: между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент -ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Это - внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Особого внимания в адаптационный период требуют «неорганизованные» дети, которые до школы воспитывались дома и их общение с «чужими» взрослыми было ограничено. В таких случаях ребенок был чаще до школы со «всепозволяющими» мамой и бабушкой, чересчур снисходительными к капризам и желаниям, либо абсолютно без присмотра взрослых (дети из асоциальных семей). В этом случае взрослые не всегда могли настоять на своем, потребовать выполнения того, что не очень нравилось ребенку, поэтому перестроиться ему в школе бывает очень трудно.(13).
Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное к дезадаптации.
Основными особенностями систематического школьного обучения являются следующие: во-первых, с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно оцениваемую деятельность - учебную деятельность; во-вторых, школьное обучение требует обязательного выполнения рядя для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе.
Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:
· режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);
· коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
· проблемы взаимоотношений с учителем;
· проблемы, связанные с изменением семейной обстановки..
Нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде:
· несформированности элементов учебной деятельности;
· несформированности мотивации учения;
· неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;
· неумения приспособиться к темпу школьной жизни.
Что же является наиболее сложным для будущих первоклассников?
Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.
Будущим первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила (например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, пока, учитель спросит) стали привычными. Что касается правил поведения в школе, то их предъявление может вызвать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Часто учителю достается роль внешнего контролера, регулярно напоминающего о правилах и вынужденного применять санкции к нарушителям. В этом случае большая часть первоклассников подчиняется правилам под давлением внешнего контроля и с удовольствием нарушает их, как только внешний контроль ослабевает. (8)
Кроме того, будущим первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто затрудненные отношения со сверстниками замедляют процесс адаптации, так как, прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде незнакомых условиях, незнакомой обстановке.
Следует отметить, что в период адаптации проявляются негативные изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть наоборот заторможенность, депрессивность. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. Изменение в поведении, как правило, отражают особенности психологической адаптации ребенка к школе.
Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И не смотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к бучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации.
Суммируя факторы психологической адаптации ребенка, можно сказать, что основными показателями благоприятной адаптации являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.
Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Нам представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации будущих первоклассников к школе. Для этого важно дать им возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками, подготовить к регулярному обучению в школе.
Таким образом, поступление в школу знаменует перелом в социальной ситуации развития ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними.
2. Готовность ребенка к школе
Вопрос о психологической готовности ребенка к школьному обучению, ее сущности, структуре, ведущих показателей, а также ее влиянии на успешность обучения, как на начальном, так и на последующих этапах всегда интересовал психологов и педагогов. В настоящее время в науке существует множество разнообразных подходов к исследованию этой комплексной проблемы, что свидетельствует о ее важности и очевидной сложности. Ей посвящено много исследований (Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина, А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, Т.И. Бабаева и др.).
Готовность ребенка к школьному обучению - сложное системное образование, включающее помимо предметно - специфической готовности психологическую готовность, предполагающую сформированность социальных и познавательных мотивов и определенный уровень развития общения; развития произвольности как умения ребенка планировать, регулировать контролировать свою деятельность в соответствии с принятым образцом; определенный уровень развития нагядно-образного мышления и начальных форм дискурсивного.
Готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, подчеркивал Д.Б. Эльконин, однако специальной системы формирования внутренних правил в современной системе дошкольного воспитания не предусмотрено. Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий. Ребенок должен перейти от реактивной программы к программе школьных предметов (Л.С. Выготский).
Не смотря на то, что в психологии нет единой точки зрения на природу готовности, ее структуру, можно утверждать, что все исследователи сходятся во мнении, что готовность к школьному обучению не сводится к наличию у ребенка системы некоторых исходных знаний, умений и навыков. Общепринятой является точка зрения о том, что готовность к школьному обучению предполагает разностороннее развитие личности ребенка. Это целый комплекс свойств и характеристик, описывающих наиболее значимые достижения в развитии ребенка в дошкольный период. Так, существует педагогическая и психологическая готовность детей к обучению в школе.
Педагогическая готовность - это запас знаний, умений и навыков, имеющийся у ребенка к моменту поступления в школу. Под этим, как правило, подразумевается умение читать, считать, пересказывать. Информация такого рода нужна учителям начальных классов, через руки которых проходит огромный поток 6 - 7 - леток при записи в школу. Она может быть полезна учителю при планировании уроков. Но эта информация не дает прогноза обучения даже на ближайшее время.
Психологическая готовность - это качественное своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешно обучаться в массовой школе. Составители школьных учебных программ, как правило, рассчитывают на наличие у детей определенного уровня интеллектуального и личностного развития. Поэтому наличие этого уровня чрезвычайно важно при приеме ребенка в школу.
Готовность к школе формируется постепенно в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в дошкольном обучении, в посильном труде, т.е. подготавливается всем ходом жизни ребенка. Однако главная цель изучения готовности не сводится к оценке успешности развития ребенка в дошкольном возрасте. Изучение готовности - это попытка спрогнозировать возможности, особенности ребенка в следующем возрастном периоде - младшем школьном возрасте. Таким образом, готовность к обучению -- это не только и не столько итог дошкольного развития, сколько исходный уровень развития младшего школьника.
Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. Рассматривают готовность к школе в таких сферах, как интеллектуальная, личностная и социально-психологическая, волевая.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Детям доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же время переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями».
Интеллектуальная готовность к школе предполагает так же формирование у ребенка определенных умений. К ним, прежде всего, относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
Обобщая вышесказанное и учитывая возрастные особенности развития познавательной сферы ребенка, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие
тонких движений руки и
Личностная и социально-психологическая готовность к школе.
Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе. Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогали бы им общаться с одноклассниками, с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
Дети, предпочитающие играть со взрослыми, не способны долго слушать учителя. Часто отвлекаются на посторонние раздражители. Они, как правило, не выполняют задания учителя, а заменяют их своей собственной задачей. Поэтому успешность решения задач у таких детей крайне низкая. И, напротив, дети, которые в свободном обращении могут отвлекаться в конкретной ситуации и общаться со взрослыми на более и менее общие темы, более внимательны во время занятий, с интересом выслушивают задания взрослого и старательно их выполняют. Успешность решения задач у таких детей значительно выше.
Информация о работе Теоретические основы проблемы адаптации первоклассников к школе