Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 16:41, реферат
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И эта проблема по-прежнему актуальна.
Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью (5).
- Привитие
навыков учебного
- Формирование
положительного настроя у
- Снижение
внутренней напряженности и
Данная программа рассчитана на 30 занятий (один раз в неделю) с октября месяца по май включительно. Провожу занятия в стенах детского сада для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Содержание занятий носит развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Программа позволяет дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Так, например, дети учатся правильно сидеть за партой, держать ручку или карандаш, приветствовать учителя и работать в коллективе. На экскурсиях в школу знакомлю будущих первоклассников с помещением класса, его оборудованием и материалами. Дети узнают, как проходит урок, овладевают основными навыками и правилами школьной жизни. На занятиях пытаюсь привить детям навыки учебного сотрудничества с учителем и будущими одноклассниками.
Занятия проходят в занимательной игровой форме, где дети встречаются со сказкой-метафорой (книга М.А. Панфиловой «Лесная школа»). Это тридцать сказок, которые раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, школьные конфликты, отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. Сказки о героях Лесной школы дети с нетерпением ждут, беседуют о поступках героев, понимают их причины, учатся прощать и любить. Каждое занятие завершается подведением итогов занятия. Мы вместе с детьми обсуждаем их успехи и достижения на прошедшем занятии, стараемся разобраться в возникших затруднениях. Побуждаю детей высказать свое личное мнение, например, по таким вопросам, как: что вам сегодня понравилось на занятии и почему? Что было особенно трудно, а что - легко и почему? В данном виде работы стараюсь помочь детям научиться рефлексировать свою деятельность. А иногда идеи и предложения детей для меня могут стать основанием для внесения определенных изменений в дальнейшую программу занятий. Иными словами, дети подготовительной группы личностно готовятся к началу школьного обучения.
В свою очередь, я посредством наблюдений за индивидуальным а развитием детей и общения с их родителями накапливаю богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье. Все это позволяет мне заблаговременно подготовиться к началу нового учебного года.
Впервые оказываясь на пороге школы, ребенок «приносит» с собой представления, ценности и традиции, принятые в его семье. Семьи отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения. Адаптация ребенка школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому мною предусмотрена и работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Это тематические родительские собрания на темы: собрание - деловая игра с практическими советами «В игре готовимся к школе» (приложение № 2); «Готов ли мой ребенок пойти в школу?»; «Мой ребенок будущий первоклассник» (психологическая готовность родителей к обучению ребенка в школе). Стараюсь проводить собрания в непринужденной обстановке, в виде «семейных советов», консультаций, диалогов, опираясь на уже имеющийся опыт родителей и преподнося им новые сведения и информацию.
В конце каждой встречи провожу рефлексию, где родители высказывают свое мнение о том, что узнали, чему научились. Так, например, после встречи-практикума с родителями на тему «Готов ли мой ребенок пойти школу?», я прочитала такие отзывы: «Спасибо за полученную информацию! Теперь я всерьез задумалась о том, что нельзя пускать на самотек подготовку сына к школе. Буду больше уделять внимания развитию его способностей» Каменских О.А. или, «Не знала, что перед обучением в школе ребенок должен наиграться, иначе в игру может превратиться его учеба. Пусть играет! Я и сама буду принимать участие в играх дочери дома» Бучельникова Г.Н.
Считаю, что раннее знакомство дошкольников и их родителей с будущим учителем, общение с ним в стенах детского сада дают определенные плоды в дальнейшем школьном обучении. Общая атмосфера наших встреч создает особый положительный эмоциональный фон и является одним из первых шагов успешной адаптации первоклассников к школе. И придя в школу 1 сентября, дети не боятся встречи с новым для них человеком - учителем, а, напротив, с радостью спешат увидеться с ним.
Работа с детьми, не посещающими детское дошкольное учреждение.
Одной из актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе. Такой вывод был сделан на коллегии Министерства общего и профессионального образования, посвященной проблемам и перспективам начального образования в Российской Федерации, проходившей 11 декабря 1996 г. В ее решении было отмечено «...Одной из острых оказалась проблема преемственности между дошкольным воспитанием и начальным обучением. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, с каждым годом снижается по ряду причин, что привлекло к возникновению трудностей и проблем при их подготовке к обучению. Семейное же воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования».
К сожалению, не все родители обеспокоены проблемами подготовки дошкольников к обучению. Как показали мои наблюдения, есть определенный процент детей, которые приходят в школу не подготовленными даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты, в соответствии с возрастом интеллект, речь, память, воображение, моторные функции. Все это осложняет дальнейший процесс обучения таких детей, а иногда делает его непреодолимым. Дети долго адаптируются к школе, становятся замкнутыми, тревожными.
Причин, по которым дети не посещают дошкольные учреждения, может быть много и все они разные. Одна из основных причин -- асоциальные и неблагополучные семьи. Значительная часть детей из таких семей вообще не посещает детские сады. Школа оказывается для них первым образовательным институтом, с которым они сталкиваются в своей жизни. Многие из детей, получивших семейное воспитание, оказываются неготовыми к реальным условиям и требованиям школьного обучения. При наборе первого класса передо мной встала проблема: как можно раньше выявить детей, не охваченных дошкольным образованием и попытаться за короткий промежуток времени максимально подготовить их к обучению в школе. Возникла идея составить план и организовать при школе летний лагерь дневного пребывания «Первышок» для детей с разным уровнем готовности к школе и в первую очередь для детей, не посещавших дошкольные учреждения (приложение № 3). Цель его организации: создать условии для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих первоклассников при вхождении в школьную жизнь и развития у них познавательных способностей.
Списки детей, не посещающих детские сады, нам были предоставлены детской консультацией центральной районной больницы. Следующим этапом моей деятельности в данном направлении была работа с родителями. Нужно было выяснить причину непосещения детьми детского сада, провести разъяснительную и агитационную работу с родителями, чтобы дети посещали лагерь «Первышок».
Сроки организации лагеря дневного пребывания «Первышок» конец июля месяца, начало августа. Это самое, на мой взгляд, оптимальное время для подготовительной работы с дошкольниками в летний период. Его продолжительность 18 рабочих дней. В лагере ребята находились с 9 часов утра до 15 часов. Каждый день проходил по определенному распорядку, одним из пунктов которого являлись групповые развивающие занятия.
Основу занятий составили игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Большое внимание на занятиях уделяла упражнениям, направленным на создание и поддержание благоприятного внутригруппового климата. Так, например, каждое занятие начиналось с создания хорошего настроения: «Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу! Составим «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А». Дети приводят свои примеры: «аккуратный, активный, аппетитный, ароматный, ангельский и др.». Эти слова вносили положительную энергию в занятия, помогали создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения. Важно на этом этапе занятия пробудить в детях желание сотрудничать с учителем и сверстниками.
Основная часть занятий включала в себя задания на развитие познавательных способностей (ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения), психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может.
Главный результат, который я предполагала получить на данном этапе работы с будущими первоклассниками - умение слушать и слышать учителя, т.е. уметь подчиняться его словесным указаниям. Решая эту проблему, я использовала задания «Образец и правило», в котором нужно соединить значки, расположенные справа так, чтобы получился точно такой же рисунок слева. При этом запомнить правило: нельзя проводить линию между двумя значками. Игры «Раскрась правильно», «Где этот домик?», «Чей узор лучше?» (графический диктант) и т.д. Детям очень нравятся такие задания и в последствии они сами пытаются составлять подобные упражнения, особенно графические диктанты.
При проведении занятий для меня важным было то, чтобы весе дети правильно понимали инструкцию предлагаемых заданий, т.к. в группе были дошкольники с разным уровнем готовности к школе. Детям с высоким уровнем готовности старалась предоставлять как можно больше самостоятельности при выполнении заданий, только помогая, объясняя и направляя их деятельность. Больше внимания уделяла детям с низкой готовностью к школе и детям, не посещающим дошкольные учреждения. Ответы дошкольников обязательно обсуждались, и я пыталась вовлечь в это обсуждение всех детей.
Показателями эффективности организации лагеря дневного пребывания «Первышок» стало развитие познавательных способностей детей, формирование положительного отношения будущих первоклассников к школе и учителю, повышение уровня развития эмоциональной сферы, уверенности в себе. Все эти показатели дают положительный результат в адаптационный период первоклассников, о чем свидетельствуют данные диагностики.
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников на первичном этапе адаптации к школе
Незаметно пролетело лето, и бывшие дошкольники встали на порог нового этапа развития - они стали учениками. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь первоклассников. Очень сложным для них является период адаптации. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит, (это может протекать и на фон хорошей успеваемости).
Помочь первокласснику преодолеть возникающие затруднения в период адаптации к школе может учитель, в силах которого создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребенка в школьную жизнь. Понимание адаптационных трудностей первоклассников, осознание важности быстрого и успешного прохождения адаптационного периода учащихся для последующего их обучения и развития убедило меня в том, что необходимо содействие детям, испытывающим адаптационные затруднения. Я считаю, что деятельность учителя должна быть ориентирована на индивидуальные особенности ученика.
Работа по адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения проходит в несколько этапов:
1. Подготовительный этап - знакомство с родителями будущих первоклассников (организационное родительское собрание в мае месяце, заполнение анкеты) (Приложение №4)
2. «Поздравительное письмо первокласснику» (за неделю до начала учебного года). (Приложение №5)
3. Этап психологической адаптации (блок классных часов «Здравствуй, школа!»).
4. Адаптационные занятия «Я - первоклассник».
5. Развитие
познавательных способностей
Огромную помощь в этом мне оказали и оказывают родители детей. В конце мая, перед началом нового учебного года, я традиционно провела организационное собрание для родителей будущих первоклассников. На собрании я рассказала о себе, об учебной программе и своих требованиях. Узнала, с каким настроением дети и родители идут в школу, чего они ждут от меня. На этом собрании мамы и папы заполнили анкету (приложение № 4), которая помогла мне узнать, как рос ребенок до школы, какой у него характер и привычки, как он общается со сверстниками и взрослыми, чем увлекается, что любит, на что мне обратить внимание.
А мои завтрашние ученики, так же как и я, с радостью и волнением будут ожидать 1 сентября: какая она, школа?
За неделю до начала нового учебного года каждому из своих первоклассников я отправила написанное от руки поздравительное письмо, как учил нас великий педагог Ш.А. Амонашвили (приложение № 5). Наверняка дети не раз попросили прочитать взрослых его. Как было услышано позже от родителей, дети с нетерпением ждали встречи с учителем, ведь для некоторых она была самой первой и самой запоминающейся. 1 сентября совместно с родителями для детей был проведен яркий праздник «Здравствуй, школа!», который дал положительный настрой на сотрудничество детей, как с учителем, так и с одноклассниками.
Далее мне предстоял этап организации такого взаимодействия с детьми, в ходе которого дети могли успешно адаптироваться в условиях школы. По моим наблюдениям, процесс адаптации к школе идет по двум направлениям.
Первое - психологическая адаптация, или привыкание. Этот процесс проходит неоднородно и неравномерно, его сроки могут существенно отличаться у разных детей, и работа в этом направлении может продолжаться учителем даже в течение первого учебного года.
Второе направление - освоение организационных навыков и умений для учебы в школе. Для школьника это основные правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, обратная связь с учителем.
Моя роль адаптационный период в значительной степени смягчить и ускорить этот процесс. На самых первых классных часах даю первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. Дети вместе со мной пускаются в обсуждение различных школьных ситуаций: «Как вести себя на перемене?», «Для чего люди учатся?», «Что будет, если на Земле не будет школ?». Первоклассники придумывают различные решения проблем, выходы из затруднительных ситуаций. Во время таких обсуждений всегда создаю доброжелательную обстановку, чтобы замечания не приносили отвечающему огорчений. И если ребенок чувствует поддержку, он любим, значим, это «...выводит его за пределы самого себя, навстречу другому «я», чтобы образовались «мы».
Информация о работе Теоретические основы проблемы адаптации первоклассников к школе