Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:20, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование восприятия изобразительного искусства у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – проблема формирования восприятия живописи у детей 5-7 лет
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить специфику живописи как вида изобразительного искусства.
2. Выявить особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста
3. Изучить методику формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Специфика живописи как вида изобразительного искусства . . . . . . . 6
1.2. Особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.3. Методика формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Выводы по первой главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Таким образом, живопись как вид изобразительного искусства обладает особыми выразительными средствами: рисунок, цвет, композиция, где главное место отводится цвету, через него в живописи художник передает видимый ему мир таким, какой он есть, функция цвета не только изобразительная, но и выразительная. Живопись, как и другие виды искусства, подразделяется на жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина, батальный, исторический, мифологический, анималистический и др. Нами были изучены разные ее стороны, основные характеристики. В следующем параграфе мы рассмотрим особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста.
1.2. Особенности восприятия живописи
детьми старшего дошкольного возраста
Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства оставляют след в душе ребёнка. С годами первое, не осознанное, тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство. Восприятие проходит несколько ступеней развития от поверхностного, внешнего, схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту в связи с накоплением впечатлений от окружающего, появлением жизненного опыта и способности к наблюдению, анализу, сравнению ребёнок способен оценить, увидеть разницу между реальностью и изображением. Исследования отечественных учёных об особенностях восприятия искусства дошкольниками (А,В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеева, Н.И. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказывают несостоятельность суждений о недоступности детскому восприятию произведений без специального обучения. Они считают необходимым активно направлять внимание ребёнка при восприятии произведений искусства, учить его наблюдать и выделять выразительные средства [10:66,86].
Действие восприятия – одно из основных, реализующих знакомство с искусством, это процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы [32]. Для создания образа важно выделять внешние признаки: форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Восприятие в художественной деятельности – сенсорно-эстетическая реакция (удивление и восторг от широты зелёного поля, сопереживание плакучей иве, восхищение пластикой кошки и т.п.). Это способность увидеть за внешней формой внутреннее содержание, эмоционально откликнуться на него [6:60]. Художественное восприятие – сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, движущегося от произведения в целом к идее, заложенной автором. Его продуктом становится «вторичный образ» и смысл, совпадающий или нет с мыслью автора [4:23]. Восприятие характеризуется: целостностью (восприятие содержания и средств выразительности), эмоциональной насыщенностью, оценочным характером. Психика сосредоточивается на приобретении информации, лежащей за пределами воздействующего на неё предмета. Перцепция предмета нужна для сложного протекающего на интеллектуальном уровне психики процесса постижения «заложенной» в воспринимаемом предмете авторской модели действительности, воплощённых в нём художественных образов [22:8].
Рассмотрим психические особенности детей, создающие возможность приобщения их к искусству. В старшем дошкольном возрасте развивается произвольное внимание, оно становится устойчивым, целостным, осознанным, что создаёт основу для развития последовательного, планомерного восприятия картины. Формируется образные память, увеличивается объём представлений, их дифференцированность, осмысленность. Развитие логической памяти влияет на процесс воображения, его преднамеренный характер. Благодаря наглядно-образному мышлению дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями картины, понимают язык живописи. Формирующиеся логическое мышление, понятия позволяют сравнивать, сопоставлять, высказывать суждения, делать выводы. Высокий познавательный уровень дошкольников обусловливает формирование эстетического оценочного отношения к воспринимаемому, постепенно развиваются эстетические представления и чувства.
П.П. Блонский указывал на эстетическую восприимчивость ребёнка и отстаивал его права и возможность воспринимать красивое: «…зрелых эстетических суждений у него нет, но оценка «красиво» и стремление к красивому в дошкольном возрасте не редкость» [3:420]. С.Л. Рубинштейн отмечал проявление эстетических чувств в дошкольном возрасте [24:200] Психологи (Б.М. Теплов, А.В.Запорожец и др.) и педагоги (А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова и др.) рассматривают восприятие живописи дошкольниками как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, эмоциональной непосредственностью, интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным. А.А.Люблинская считает, что восприятию картины надо учить, постепенно подводя ребёнка к пониманию изображённого: узнавание предметов; выделение позы и места положения каждой фигуры в общем плане; установление связей между персонажами; выделение деталей: освещение, фон, выражения лиц [1:315].
Восприятия живописи дошкольниками имеет огромное значение, т.к. изобразительное искусство, является активным средством формирования развитой личности и осуществляет специфические функции: познавательную, коммуникативную, обучающую, воспитательную, эстетическую, регулятивную, социально-преобразовательную, культурную, аксиологическую, компенсационную, гедонистическую, оздоровительную, прогностическую. Развитие восприятия живописи имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребёнка в процессе ознакомления с окружающим. Обязательным условием является включение в восприятие эстетических чувств, усиливающих его эмоциональную сторону. Во-вторых, уточнение представлений о различных предметах, их названии, назначении, внешнем виде, главных и второстепенных признаках. Самостоятельное вычленение этих свойств не доступно ребёнку. Задача педагога – научить видеть, воспринимать предмет в совокупности его качеств. Ребёнок должен ясно представлять, что и зачем ему надо наблюдать. Постановка цели, обоснование действий обостряет восприятие, направляет мысль, внимание на необходимые моменты, его характер становится выборочным, оценивающим. Для овладения такой способностью необходима высокая сенсорная культура.
Существует много мнений по вопросу о том, с какого жанра начинать знакомство детей с живописью: А.В. Бакушинский считает с бытового, затем портрета и пейзажа, А.К. Типпель вначале предлагает сюжетные картины, ландшафты позже, В.С. Мурзаев выдвигает на первое место художественный пейзаж, потом бытовой жанр и исторический, В.В. Добровольская – натюрморт, затем пейзаж, М.В. Вовчик-Блакитная – пейзажи со светлыми колоритами, В.А.Езикеева – пейзажную живопись [8:12]. При восприятии живописи дети предпочитают картины бытового жанра, меньше натюрморт и пейзаж. Интерес к тематике неодинаков у девочек (мир животных) и мальчиков (спортивная, героическая темы). Натюрморты и пейзажи вызывают интерес изображением предметов, природы, цветовыми сочетаниями, колоритом. При сопоставлении двух произведений одной темы, выполненных по-разному, дошкольники предпочитают картины лаконичные, условные, яркие, с использованием декоративных возможностей цвета. Но изображение, граничащее со схематизмом, вызывает протест [11]. Рассмотрим исследования восприятия живописи по жанрам.
Н.М. Зубарева отмечает, что при восприятии натюрмортов дети улавливают вкусовые качества изображенных предметов («сладкие», «сочные»), им нравится цвет, форма, расположение («дыня продолговатая, золотистая»). Задумываясь над замыслом, дети фиксируют внимание на композиционном решении картины («художник разложил фрукты, чтобы красиво было смотреть»). Характерно стремление ребёнка увидеть связь с человеком: «Мне кажется, что ваза стоит где-нибудь в шалаше на столе. Люди поставили в воду, вышли, а войдут – будут глядеть, нюхать» [8:54]. Н.М. Зубаревой определены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста натюрморта. На первом уровне ребёнок радуется изображению предметов, которые он узнал на картине. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. К нему относятся дети 3-летнего возраста, но если работа не ведётся, то на этом уровне они остаются в 6-7 лет и старше. На втором уровне дошкольники начинают воспринимать, осознавать элементарные эстетические качества картины. При условии внимания педагога дети 5 лет способны получать эстетическое наслаждение, оценивая как красивое цвет, цветовые сочетания, реже – форму и композицию. На третьем уровне дошкольник улавливает внутреннюю сущность картины. Дети демонстрируют эстетические чувства, вызываемые яркостью красок, их сочетанием, художественный образ надолго сохраняет в памяти. Это частичное, не полное постижение образа, но оно позволяет ребёнку эстетически переживать замысел художника. На этом уровне оказываются старшие дошкольники при условии целенаправленной работы по развитию их эстетических чувств и восприятий [9:54].
Н.А. Курочкина считает натюрморт первым жанром живописи, с которым нужно знакомить дошкольников, вызывающим эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным опытом, привлекает внимание к средствам выразительности, помогает вглядываться в красоту предметов, любоваться ими. Натюрморт исследователь рассматривает как ключ к постижению живописного образа. Наибольшее внимание детей привлекает бытовая картина содержанием, событиями, персонажами, но при этом мало кто из детей обращает внимание на художественный язык произведения [16:7].
Исследования Р.М. Чумичёвой выявили предпочтение дошкольников бытовому жанру и натюрморту. Они созвучны опыту детей, многие предметы встречаются в быту, выраженные чувства не раз переживались ребёнком. Ею выделены два вида отношений к живописи. Первый – эмоционально-личностный, где характерны личные мотивы, собственные интерпретации, связанные с опытом, эмоциями, интересом: «Понравилась картина потому, что она напоминает работу мамы, она строитель». Второй – дошкольник проявляет эстетическое отношение, оценивает содержание, нравственно-эстетические отношения людей: «Мне нравится картина, я увидел, как трудно сражаться солдатам с врагами. Вот они все раненые, а знамя не бросают. Я хочу, чтобы все увидели эту картину. Она сильная».
Старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательный компонент, они понимают, о чём рассказал художник: «Он рассказал о труде хлеборобов». Но понять замысел им удаётся не сразу. Воспринимая сюжет, дети не могут анализировать отношения (между образами, содержанием, средствами выразительности, между главным и деталями). Эстетическую значимость дошкольник оценивает по сочетанию красок («Картина красивая, много разных красок»). Дети определяют и нравственную ценность: «Картина рассказывает о дружбе в семье». Дошкольники воспринимают мимику, понимают это как выражение настроения в целом, так и выражение взаимоотношений между персонажами. В лицах рассматривают губы, затем глаза, в последнюю очередь брови: «Лица у разведчиков грустные, губы сжаты, невесёлые, от немцев уходят» [27:30].
Н.Б. Халезова, Р.М. Чумичёва пришли к выводу, что дети не дифференцируют понятия «картина» и «картинка», не понимают, является ли картина произведением искусства. Их интересы направлены на содержание изображённого, где привлекает сказочная тематика, репродукции о животных, неживой природе, военная тематика и игрушки [25:52].
Пейзажная живопись близка дошкольникам по наблюдениям природы. Н.М. Зубарева отмечает, что при рассматривании пейзажей дети сдержанно относятся к картинам с приглушённой гаммой, а привлекает использование декоративных возможностей цвета. Э.В. Никитина, изучая содержание и характер эстетических суждений о пейзаже детей дошкольного возраста, выявила, что дети 6-7 лет выбирают пейзажи со сложной композицией, многопредметностью, многоплановостью, с изображением широкого пространства, удалённостью объектов. В суждениях о красоте пейзажа они переходят от перечисления к качественной характеристике, анализируют цвет, величину, называют признаки: количество, форма, характер поверхности; умело сопоставляют воспринимаемое с опытом («Похоже, как в лесу»). У дошкольников усиливается выразительность речи: использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, инверсий, определений, метафор, образных сравнений. Устанавливаются отношения между предметами, указание на состояние природы, особые проявления («шумит ручей», «вода стоит») [19:55].
Исследования Р.М. Чумичёвой показали различия у старших дошкольников в определении индивидуального отношения к картине и оценке её социальной значимости. Индивидуальные мотивы разнообразнее, носят более эмоциональный характер: эстетические качества картины; мечта ребёнка; опыт; нравственная ценность; основная мысль произведения. Мотивы оценки социальной значимости менее разнообразны: эстетические качества; основная мысль произведения, – но это говорит о проникновении ребёнка в суть картины, её социальную значимость. Для отношений и оценок дошкольников при познании социального опыта через живопись характерна неадекватность, неумение объяснить логические связи на уровне обобщений, бедны формулировки выбора, что обусловлено небольшим жизненным опытом детей, на основе самостоятельного анализа они не могут подняться на более высокий уровень абстрагирования; их словарный запас не велик; уровень воспитательно-образовательной работы по разделам «Развитие речи» и «Ознакомление детей с живописью» низок; отсутствие специальной методики по ознакомлению детей с социальным опытом через живопись. [28:140]. При восприятии картины понимание социальной значимости содержания развивается постепенно от неосознанного, основанного на выделении деталей без взаимосвязи со средствами выразительности к адекватному пониманию, мотивированному логическими связями содержания и средствами выразительности картины. Необходимым условием является личностное отношение к выраженным социальным явлениям, это показатель эмоционального восприятия, фактор социализации дошкольника.
С развитием восприятия у детей формируются представления о цвете, композиции, линии, светотени и т.д. Они воспринимают выразительные средства как форму передачи содержания, настроения картины. Дети 6 лет способны воспринимать цвет как средство раскрытия мысли, через цвет оценивают и эстетические достоинства: «Здесь грустная музыка. Художник показал через коричневый цвет задумчивую музыку. Пианист думает».
Труднее детям даётся композиционное построение. Они выделяют его центр, но затрудняются отвечать на вопрос, почему художник расположил людей так, что он хотел подчеркнуть. Дети усваивают, что композиционный центр выделяют цветом, величиной, формой. Они самостоятельно «читают», что художник главное располагает на переднем плане и пишет крупно.
Воспринимать самостоятельно ритм, линию, светотень в живописи старшие дошкольники не могут, это формируется входе целенаправленного обучения. При рассматривании подлинников картин в музее обращается внимание на различную технику письма: «Мазки здесь грубые, толстые, а здесь их почти не видно, они мелкие». Дети пытаются догадаться, почему художник именно так написал произведение [27:35]