Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:20, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование восприятия изобразительного искусства у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – проблема формирования восприятия живописи у детей 5-7 лет
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить специфику живописи как вида изобразительного искусства.
2. Выявить особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста
3. Изучить методику формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Специфика живописи как вида изобразительного искусства . . . . . . . 6
1.2. Особенности восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.3. Методика формирования восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Выводы по первой главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Таким образом, восприятие живописи – часть познавательного, нравственного и эстетического развития ребёнка. Необходимо создавать предпосылки для самостоятельного вхождения и определять фазы этого пути: от простого к сложного, от конкретного к общему. Важно, чтобы работа педагога строилась на научной основе и проводилась по программе, учитывающей современный уровень развития живописи с соблюдением принципов постепенности, целенаправленности, последовательности, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей.
1.3. Методика формирования восприятия живописи
у детей старшего дошкольного возраста
Приобщая детей к художественной культуре общества мы должны учитывать подчинённость интеллекта ребёнка его эмоциональным интересам (Л.С. Выготский). Именно эмоциональная отзывчивость открывает доступ к пониманию смысла образа и идеи. Детям трудно постичь эстетические и нравственные ценности живописи. Здесь велика роль взрослого, который учит воспринимать, видеть, как с помощью рисунка, цвета, композиции художник передаёт настроение, своё отношение к изображаемому. Педагог побуждает саморазвитие ребёнка как творческой личности, стимулирует его творческую деятельность. Воспитание эмоционально-образного восприятия искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений доказывается М.Ф. Овсянниковым, И.Б. Астаховым, Н.А. Дмитриевым и др. Исследователи проблемы знакомства детей с живописью отмечают необходимость создания системы занятий по изобразительному искусству, овладение педагогами системой методов для оптимального использования всех функций искусства в становлении личности ребёнка.
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (2010г.) под редакцией Н.Е. Вераксы и др. задачи ознакомления с живописью детей 5-7лет входят в раздел «Приобщение к изобразительному искусству». В старшей группе ставится задача выделять, называть, группировать произведения по видам искусства; знакомство с его жанрами, умение выделять средства выразительности искусства. Детей 5-6 лет знакомят с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан. В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.), изображением родной природы в картинах. Программой предлагается развивать эстетические эмоции, чувства, вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству, формировать умение соотносить образ и средства выразительности, воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. У детей 6-7 лет закладывают основы художественной культуры, продолжают развивать интерес к искусству, его истории, закрепляя знания о нём как виде творческой деятельности людей. У дошкольников расширяют знания об изобразительном искусстве, развивают художественное восприятие, продолжают знакомить с произведениями живописи И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова, А. Пластова, В.Васнецова и др. Предлагается формировать эстетические чувства, эмоции, переживания, положительное отношение к искусству [20: 209, 261].
В программе художественно-
Проводя анализ содержания этих программ, нами сделан вывод о построении более целенаправленной и насыщенной работы по ознакомлению с живописью в программе «Росинка». В ней предусматривается значительный объём знаний, умений и навыков. Хотя и в примерной основной программе уделяется внимание работе в этом направлении. К обеим программам разработаны учебно-методические комплекты, которые помогут педагогам в успешной реализации задач в соответствии с требованиями Государственного стандарта и ФГТ.
Педагогическая работа по формированию восприятия живописи требует создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе, контакта между взрослым и детьми. Материальные условия – это подготовка оборудования, организация изостудий, подготовка качественных репродукций, слайдов, игр, аудиовизуальной техники. В работах А.Н. Бурова, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичёвой и др. выделяются принципы и требования по ознакомлению с живописью дошкольников: принцип целостного и неспешного эмоционального освоения (метод поэтапных открытий: вычленение задач каждого последующего занятия, постепенное включение детей в осознание художественного замысла); соблюдение единства восприятия и собственной творческой деятельности детей; принцип актуальности выраженного в живописи социального явления (современная жизнь, знаменитые события, сезонные изменения в природе); принцип концентричности (возврат к ранее воспринимаемым картинам на более высоком уровне познания); реалистичное отражение знакомых явлений общественной жизни и природы с чётко выраженной идеей, замыслом; доступность содержания для детского восприятия, соответствие возрасту и опыту; единство в восприятии содержания и средств выразительности; содержание имеет воспитывающий гуманистический характер, формирует нравственно-эстетические чувства, отношения; яркая выраженность эмоционального состояния; чёткие представления педагога о произведении (о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего его создал, как передал содержание); отбор сходных картин по одной теме (умение сравнивать); разнообразие живописи, отличающейся по колористическому решению, композиции, средствам выразительности, манере исполнения.
В содержание по ознакомлению с живописью включены следующие рекомендации. Детям 5-6 лет предлагаются пейзажи разных видов, с ярко выраженными чертами и в переходных сезонных состояниях, изображающие различные состояния погоды, а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но почерпнуть знания могут из других источников. Необходимо приобщать и к некоторым «секретам» использования художниками живописного языка пейзажа [15:38]. Знакомя с натюрмортом, следует показать детям их разнообразие, особенности средств выразительности, индивидуальность художников. Предлагаются однопорядковые, смешанные и натюрморты сюжетного характера, в обобщённо-реалистической, детализированной и декоративной манере, в тёплой, холодной и контрастной гамме; разнообразные по композиции; лирические, торжественные и др. Знакомим детей и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи [16:46].
Педагоги выделяют следующие формы работы по формированию восприятия живописи со старшими дошкольниками: занятие-беседа; чтение книг из серии «Встреча с картиной»; дидактические игры; самостоятельная художественная деятельность (рассматривание художественных открыток, книг с картинами художников); выставки; экскурсии (в музей, специально созданный «зал искусств»); просмотр слайдов; викторины; развлечения. Индивидуальная работа проводится с детьми, не усвоившими на занятии по изобразительному искусству знания о новом произведении, с одарёнными, замкнутыми, застенчивыми дошкольниками, с рассеянным вниманием, не проявляющими интереса к живописи, со слаборазвитой эмоциональной сферой. Подгрупповая дифференцированная работа проводится с детьми, имеющими одинаковый уровень интеллектуального и эмоционального развития и приблизительно одинаково понимающими содержание картины и включающие свои впечатления в речь.
Р.М. Чумичёва разработала три этапа ознакомления дошкольников с живописью. На первом основным приёмом является искусствоведческий рассказ педагога со следующей структурой: сообщение названия и фамилии художника; о чём написана; что главное, как изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного и как с ним соединены детали; что красивого показал художник; о чём думается, что вспоминается, когда смотришь на картину. После него предлагаются конкретные вопросы на перечисление увиденного, детальное рассматривание для подведения к пониманию содержания. Используется приём «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих, последующих событий («Давайте мысленно перенесёмся на это место и вслушаемся... Что вам слышится?»). Приёмом формирования эмоционально-личностного отношения к картине считается рассказ-образец личностного отношения педагога к ней (кто написал, как называется; о чём, какими красками написано, какое передано настроение, что понравилось, какие возникают чувства, мысли, когда смотришь). Также в процессе приобщения детей к живописи важно синтезировать разные виды искусства (музыка, выразительное чтение), что усиливает интерес, обостряет эстетические чувства, повышает эмоциональную восприимчивость.
На втором этапе Р.М. Чумичёва предлагает обучать детей анализу изображённого при помощи обобщённых вопросов: «О чём картина? Почему так думаете? Как бы вы назвали картину? Почему? Что красивого и удивительного передал художник? Как изобразил это? Какое настроение вызывает картина? Отчего оно возникает? Что хотел сказать художник? Что он особенно выделил, чтобы мы увидели это?» Вопросы позволяют установить связи между содержанием и средствами выразительности, способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать. Использование приёма точных установок (предписание о выполнении операций в определённом порядке), облегчает путь познания замысла. Решению задачи формирования восприятия способствуют приёмы композиционных и колористических вариантов. Педагог словесно, наглядно показывает, как меняются содержание, чувства, настроение в зависимости от изменения композиции или колорита: «Что изменилось в картине между людьми, предметами? (педагог закрывает часть изображённого листом, подобранным под общий тон и соответствующим по форме силуэту закрываемого изображения.) Что изменилось бы в настроении людей, их отношениях, если бы художник написал картину в холодных тонах, а не тёплых?». Вместо рассказа-образца личностного отношения педагога используются расчленённые и конкретные вопросы («Чем она понравилась? Что тебе вспоминается, когда ты смотришь на картину?»).
На третьем этапе формируется творческое восприятие живописи, используются приёмы сравнения (вначале одного признака, затем различные: цвет, расположение, освещённость, динамика), классификации (отобрать картины одного времени года; попарно: покой и движение), мысленного создание собственной картины по названию картины художника. Формируется и личностное отношение, используя установки: «Прежде чем объяснить, почему тебе понравилась картина, надо сказать, о чём произведение, как называется, как художник показал главное, о чём ты думаешь, глядя на картину, потом рассказать, почему она понравилась». Используются и игровые элементы: «Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось» Эффективной будет работа, если дети задают друг другу вопросы, интерес вызывает конкурс «Задай интересный вопрос о произведении?». Вопросы условно объединяют в группы: о средствах выразительности; нравственных нормах поведения; деятельности художника; предшествующих и последующих событиях; об окружающем. Проведение дидактических игр позволяет контролировать прочность сформировавшегося умения логично излагать мысли «читать» картину, создают условия для перенесения дошкольниками имеющихся знаний и умений рассматривания произведений в новые игровые условия [27:35].
Также Р.М. Чумичёвой предложена методика ознакомления и с портретной живописью. Первая встреча должна вызвать отклик и устойчивый интерес, дать понятие о том, что такое портрет, для чего его создают, почему так важно научиться смотреть и видеть это произведение. Беседы о портретной живописи строились на основе трех групп вопросов:
1. Вопросы, побуждающие к целостному восприятию, раскрывающие содержание: «Кто изображён? Что можете рассказать о нём (ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что ещё изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?». И вопросы, выходящие за содержание: «О чём думает девочка? Где она была? Что будет делать?», они дополняют сюжет, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию.
2. Вопросы для понимания эмоционального состояния, настроения, чувств человека: «Что рассказало лицо? Почему художник изобразил его так? О чём говорят глаза? Какую «тайну» раскрыла рука, одежда, деталь?».
3. Вопросы, выделяющие средства: «Почему такой тон? Почему одна часть лица светлая, другая тёмная? Почему изобразил в такой позе?».
Логика сочетания вопросов
обусловлена особенностями
Н.М. Зубарева в педагогической работе предлагала использовать схожие методы и приёмы формирования восприятия живописи. Педагог комплексно использовала средства воздействия: художественные произведения, музыкальное сопровождение, поэзию, прозу. A.M. Чернышёва определяя пути обучения детей 5 лет восприятию портретной живописи, придерживалась в работе этих же методов и приёмов [8:41].
Н.А.Курочкина считает метод свободного диалога основным при восприятии живописи, доброжелательной поддержки высказываний ребёнка. Ею отмечена значимая роль вопроса взрослого к ребёнку. Вопрос «Что?» ориентирует на перечисление предметов, вопрос «Что делают?» побуждает к раскрытию функциональных связей. Когда же ребёнка просят рассказать о событиях картины («О чём художник хотел нам рассказать?»), он пытается истолковать увиденное. Н.А.Курочкина советует использовать наблюдения, сенсорные игры, рассматривание иллюстраций, диафильмов, экскурсии на природу, выставки. Она разработала художественно-развивающие игры, которые, учитывая особенности детского возраста, доходчиво, образно помогают понять роль в картине средств выразительности [16:14].