Технология модульного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 22:09, реферат

Краткое описание

Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактичсекими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности. Рассмотрим подробнее каждый.

Содержание

I раздел: Технология модульного обучения.
Понятие «обучающий модуль».
Принципы модульного обучения.
Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении.
Особенности организации педагогического контроля в модульном обучении.
Преимущества модульного обучения.
II раздел: Воспитательное мероприятие.
III раздел: Педагогическая задача.
Понятие «педагогическая задача».
Педагогическая ситуация.
Варианты решения.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

Информация, входящая в модуль, способна иметь самый широкий спектр сложности и глубины, при четкой структуре и единой целостности, направлеенной на достижение интегрированной педагогической цели.  Для разработки всего комплекса модулей необходимы системный анализ и глубокая методическая проработка содержания и структуры дисциплины, при которых обеспечивался бы требуемый квалификационной характеристикой объем знаний, навыков и умений студентов.

4. Особенности организации  педагогического контроля в модульном  обучении

     Для оценки знаний  при модульном обучении используется  новая, более прогрессивная система, которая состоит в замене традиционного  дискретно-сессионного контроля  на непрерывно набираемый в  период обучения и на этапах  промежуточного контроля рейтинг. Такая система оценки знаний  называется рейтинговой.

     Рейтинг представляет  собой количественную оценку  какого-то качества человека. Следовательно, рейтинг обученности студента — это количественная оценка результатов педагогического воздействия па человека. Дадим следующее определение рейтинга студента:

     Рейтинг — это сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

     Рейтинги широко применяются  в окружающей нас жизни. Методики  их определения разнообразны, различна  и степень сложности этих методик. Такое же положение вещей и в системах рейтинговых оценок при модульном обучении.

     По целям контроля  рейтинг подразделяется на стартовый, технический, теоретический, творческий и синтезированный.

     Стартовый рейтинг предназначен для оценки знаний студентов в начале цикла, проверки остаточного уровня знаний и умений. Он «настраивает» обучаемого на работу с первых дней цикла.

     Технический рейтинг — складывается из оценок текущих работ (от 2 до 4 в цикле) и оценок решения типовых задач на коллоквиумах. Он служит для проверки технических умений и навыков студентов при решении типовых стандартных задач.

     Теоретический рейтинг набирается на коллоквиумах, проводи мых на этапах промежуточного контроля, и служит для оценки уровня усвоения теоретического материала.

     Творческий рейтинг используется для оценки уровня творческого потенциала студента, его умения самостоятельно получать доказательства теории по аналогии с приведенными в лекциях, для приобретения навыков в решении нестандартных задач теоретического и прикладного характера, связанных с профилем будущей специальности. К выполнению задач творческого рейтинга допускаются только те студенты, суммарный рейтинг которых позволяет им претендовать на хорошую и отличную оценку. Аналогичным способом набрать баллы теоретического рейтинга могут только студенты, имеющие минимум баллов по техническому рейтингу.

     Кроме приведенных  выше, различают три типа рейтинговых  оценок качества обучения студента:

•  по конкретному учебному предмету (временный рейтинг);

•  по конкретной кафедре (кафедральный рейтинг);

•  в целом по всем кафедрам (общий рейтинг).

     Рейтинговая система контроля знаний студентов при модульной системе обучения позволяет:

• упростить процедуру непрерывного контроля знаний;

•  получать, накапливать и выдавать достоверную информацию о состоянии дел у студента, группы, потока за любой промежуток времени и на текущий момент;

•       прогнозировать положение дел у студента на некоторые временные периоды;

•  регулировать учебный процесс в соответствии с программными целями и с учетом его результатов на контролируемом этапе;

• стимулировать активное приобретение знаний студентами, выявлять лидеров и аутсайдеров, поощрять отличившихся;

•  определять статус студента, группы, потока в глазах самих студентов, преподавателей, руководителей учебного процесса;

•  создать благоприятные условия для синтеза знаний, решения междисциплинарных проблем, внедрения различных уровнен обучения (обязательной и производительной, базовой и профессиональной программ обучения);

•  использовать в процессе обучения компьютерные системы, вычислительную и организационную технику;

• свободно выбрать в соответствии со способностями и наклонностями студента уровень и направленность подготовки;

• создать новую среду для разработки эффективного методического обучения; повысить производительность труда участников производительного процесса.

5. Преимущества модульного  обучения

     Модульное построение  курса дает ряд значительных  преимуществ и является одним  из эффективных путей интенсификации  учебного процесса, особенно в  условиях целевой интенсивной  подготовки специалистов.

     К числу преимуществ  данного метода обучения относятся:

• обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;

•  системный подход к построению курса и определению его содержания;

•  гибкость структуры модульного построения курса;

•     эффективный контроль за усвоением знаний студентами;

•  выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя;

•  быстрая  дифференциация студентов: различаются «усредненные» группы отличников, успевающих и слабых студентов, вместо которых появляются первый, второй, десятый, сотый и т.д. студенты курса;

•     резко упрощается отбор кандидатов в аспирантуру, исключается продвижение не очень способных, но активных студентов;

•  при значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать студентам необходимые знания, навыки и умения в своей предметной области.

     Модульный подход  в обучении позволит более  полно удовлетворить потребности  творческой личности в образовательной  деятельности, поскольку появится  осознанная заинтересованность  в получении тех или иных  знаний; возможность изменять специализацию  или получать несколько специализаций; изменять уровни притязаний (бакалавр, магистр), форсировать или продлевать  срок изучения в целом при  известной конечной цели; быстро  реагировать на рыночную конъюнктуру, индивидуализировать процесс обучения, осуществлять сотворчество с  преподавателем, снизить фактор  неудовлетворенности индивида в  образовании.

     Модульной структурой  обусловлено усиление мотивации  обучения, поскольку студент заинтересован  в получении информации, посещении  лекций и лабораторно-практических  занятий.

     Таким образом, модульная  система высшего образования  и связанные с ее введением  интенсификация информационно-деятельного  процесса обучения, система контроля  знаний и профессиональной пригодности  может в значительной мере  повысить эффективность и качество  подготовки специалистов, обеспечить целенаправленность творческой деятельности личности.

 

Воспитательное мероприятие

Сценарий мероприятия о вреде курения "Мы за здоровый образ жизни"

Цели и задачи коллективного творческого дела.

Идея мероприятия родилась во время выпуска антиникотиновой газеты. В первую очередь было решено написать сценарий, который бы ярко показал моменты из жизни курящего человека и дал понять ребятам, что курить действительно вредно.

Цели данного мероприятия:

  • показать всю неприглядность курения и вред, им наносимый, хотя нынешняя молодежь считает, что курить очень “клево” и престижно.
  • показать результат чрезмерного воздействия никотина на организм.

Задачи: помочь осознать вред курения; последствия такой пагубной привычки; попытаться доказать, что если человек курит, то избавиться от этой привычки можно силой воли.

Сценарий.

ГЗК (голос за кадром): телекомпания “Парамаунт пикчерс” совместно со 107 школой представляет – “Люди в черном. Мы за здоровый образ жизни”.

Звучит музыка из фильма. Выходят 2 мальчика в черных костюмах.

- Здравствуйте, несмотря на то, что мы в строгих костюмах, к Владимиру Путину это не  имеет никакого отношения.

- Да, и мы не будем говорить, что краткость не наша фишка.

- Итак, сейчас вы увидите.

- О-о-о, это будет нечто.

- Итак, представьте себе: обычная  квартира, обычный человек, обычная  жизнь.

- Одна из ночей курящего человека.

Открывается ширма, там стоит раскладушка, выходит человек, в ночном костюме, с пепельницей в руках, тушит сигарету. И ложится спать. И тут из-за постели появляются ангел и черт (с явным намерением: сейчас позабавимся).

Сон первый: Идет игра “Угадай мелодию”

Ведущий и человек, который якобы спит! Он очень умный и знает все мелодии на свете!

Звучит любая классическая мелодия.

- Это симфония №43 Шопена.

- Ладно, что это такое: сигналы  сирены?

- Это мелодия с вашего мобильного  телефона.

- (Обрадованный) А вот и нет. И  вы… (вновь звучит мелодия сирены) Алло, слушай, я сейчас занят, извини. Черт, ну что же с тобой делать. Ладно, это что. Тук-тук-тук???

- Это сигналы SOS.

-  Тук-тук-тук-тук-тук-тук??

- Это вы просто стучите по  деревяшке.

Ведущий в отчаянье. Тут выбегает счастливый человек, говорит ему что-то на ухо и убегает. Включаются звуки, символизирующие курящего человека: жуткий кашель, хрипы. Игрок стоит в растерянности, тянется за пачкой сигарет.

ГЗК: Чтоб не слышать эти звуки, чтоб их вам не произносить, не берите сигареты в руки, ведь главное здоровым быть.

Испуганный человек бросает пачку и убегает. Все уходят со сцены! А человек на раскладушке начинает ворочаться! Появляются Люди в черном.

- Что, страшно? (появляется маска  довольного дьявола).

- Это еще только цветочки!

Второй сон.

Идет этот же человек, довольный по улице, достает пачку сигарет, вынимает сигарету, и тут появляются 5 девочек - воинов в матросках (герои мультфильма “Сейлормун и ее команда”).

-С.М Как ты посмел вредить  собственному здоровью, это преступление, я накажу тебя, я несу возмездие  во имя здоровья.

- Смеется (ничего у вас не  выйдет)!

Неожиданно все замирают, выбегает человек с ведром, в ведре вода. Выливает на курящего и как ни в чем не бывало уходит со сцены.

Все оживают, девочки гордятся собой, как будто это их работа. Обиженный человек уходит прочь со сцены. С раскладушки раздаются всхлипывания.

Появляются ведущие.

- Да, как ни прискорбно, но факт.

- А мы продолжаем.

Сон третий, на приеме у доктора.

Человек, довольный своим образом жизни, приходит на прием к врачу.

- Доктор: Вы курите?

- ДА, доктор, но понимаете, мое курение  мне вообще не вредит, я чувствую  себя прекрасно, все в норме, жизнь  моя полна…. (и тут начинается  дикий кашель, просто лай).

Доктор сидит с довольным лицом.

Появляются ведущие.

- По моему, комментарии излишни.

- И, наконец…

- Так, все, пошли. (Уходят со сцены).

Сон четвертый, последний.

Все спортсмены на старте, среди них наш главный герой.

-Итак, на старт, внимание, марш.

Все начинают бежать, курящий выбирается вперед, и вот уже финиш, но вдруг он неожиданно падает и начинает задыхаться. Все уходят со сцены.

Человек на раскладушке просыпается в панике, берет пепельницу, сигареты и все это выкидывает в мусорное ведро. Выходят ведущие.

- Ну вот, кажется и все, человек  сделал свой выбор.

- Теперь дело за вами, наши  дорогие зрители.

- Теперь вам решать: курить или  не курить.

 

Педагогическая задача

  1. Понятие «педагогическая задача»

Педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.

    Все педагогические задачи делятся  на два больших класса —  задачи по обучению и задачи  по воспитанию человека. Каждый  из основных классов подразделяется  на группы задач.

    Например, задачи обучения — это  изложение материала о млекопитающих, проверка на знание таблицы  умножения, использование различных  способов пересказа книги, отработка  навыка работы с компьютером  в программе Internet.

    Задачи воспитания способны пробудить  у человека веру в успех, в  положительную сторону изменить  его отношение к коллективу, стимулировать  ответственные поступки, выработать  творческое отношение к учебно-познавательной  и трудовой деятельности.

    Существует следующий алгоритм  решения педагогических задач, который  следует считать наиболее общепринятым.

    Во-первых, следует помнить, что вне  зависимости от класса, типа и  уровня сложности все педагогические  задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются  задачами социального управления. В связи с этим, рассматривая  процедуру решения педагогической  задачи, необходимо исходить из  того, что ее цель достигается  в результате решения частных  познавательных и практических  задач. Эти частные задачи и  есть этапы решения педагогической  задачи в целом. Таких этапов  четыре:

    1) постановка педагогической задачи  на основе анализа ситуации  и конкретных условий;

    2)конструирование способа педагогического  взаимодействия (воздействия);

Информация о работе Технология модульного обучения