Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 10:50, курсовая работа
Свободная школа — требование современности. Опыт, полученный в нашем столетии в условиях различных политических систем, остро ставит вопрос о роли школы и воспитания в современном обществе. Школа, содержание и методы преподавания которой определяются государством, часто ставилась на службу тоталитарным режимам. Но и при демократии в государственных школах педагогическая ориентация зависит от господствующих политических направлений. Школа, находящаяся под влиянием политических или экономических интересов, хотя и может направить развитие человека по определенному руслу, но способна лишь в ограниченной степени учесть собственные условия и законы этого развития. Таким образом, школа, находящаяся под управлением государства, в исторических условиях нашего столетия стала весьма проблематичной структурой.
Введение……………………………………………………………………….…..3
История возникновения Вальдорфских школ…………………………....4
Особенности Вальдорфской педагогики………………………………....7
Система воспитания в Вальдорфской школе…………………………….8
Организация преподавания………………………………………………..9
Занятия с детьми разного возраста………………………………………12
Дошкольное воспитание………………………………………………13
Педагогика возраста от 7 до 14 лет. (1- 8 год обучения)……………14
Преподавание после 14 лет (9—12 год обучения)…………………..17
Требования Вальдорфской методики к педагогам……………………..19
Недостатки Вальдорфской педагогики………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………
Ритмы занятий подбирают под возраст детей. Если взять историю, то её делят на несколько периодов и изучают каждый период в том возрасте, когда он наиболее понятен ребёнку (например, средневековье с его рыцарями и прекрасными дамами проходят в период полового созревания, в 7-ом классе). И при этом в каждом предмете сохраняется творчество, то есть при изучении средневековья дети обязательно ставят спектакли на эту тему, поют песни, посещают экскурсии по историческим местам и так далее.
Основным принципом обучения
по Вальдорфской методике является «душевная
экономия». Данный принцип заключается
в том, что при обучении нужно
развивать ту деятельность, которая
поддаётся ребёнку без
До 12 лет по методу Вальдорфской
педагогики отвергается «наглядное
обучение», поскольку формирование
понятий происходит у ребёнка
после этого возраста. Альтернативой
наглядному обучению здесь служит обучение
в сопровождении чувств, то есть
чувства – это опора для
памяти, так как эмоциональная
память считается одной из самых
долговременных. Целью обучения является
привитие ребёнку знаний за счёт эмоций
и преодоления безучастного отношения
к познавательному процессу. До 12
лет у ребёнка очень хорошо
усваиваются знания, связанные с
ритмом, к примеру, прекрасно заучиваются
стихотворения и таблица
При обучении у ребёнка
важно вызвать интерес к
Примерно такой же тактики
нужно придерживаться и в возрасте
9-12 лет. В 12 лет наступает кризис,
и ребёнок начинает отделять себя
от окружающего мира и начинает видеть
вещи в реальности. Исходя из этого,
с этого возраста нужно начинать
обучать ребёнка более
Первая большая эпоха воспитания ребенка примерно до семилетнего возраста определяется тем, что в ребенке душа и дух еще не пришли к внутреннему самосознанию; они гораздо теснее, чем в дальнейшем, связаны с процессами телесного развития. Сознание ребёнка и его переживания зависят от того, какие впечатления из физического окружения он воспринимает своими чувствами. Решающую роль в его научении при овладении прямостоянием и речью, развитии сил переживания и фантазии, интеллекта и мышления играют примеры из окружающего мира. Основная форма научения в этот период жизни — сначала непосредственное, затем косвенное подражание. Побуждением к подражанию служит то, что ребенок видит и слышит. Воспринимаемое в ощущениях или в образах, действует непосредственно, не рефлектированного и ведет к соответствующим движениям и жестам. Таким образом, отдача ребенка своему окружению ведет к деятельности. Эта подражательная деятельность сильно влияет на характерное для раннего детства формирование органов. Именно в этом и состоит значение первого этапа жизни для дальнейшего развития биографии человека. Это значение давно признано Вальдорфской педагогикой. Почти при всех Вальдорфских школах есть детские сады, в которых развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет стимулируется силами подражания. Учитывается индивидуальность детей: от них не требуется определенного поведения, все оформление детского сада, а также деятельности воспитательницы, направлены на побуждение детей к подражанию. Так происходит обучение в детском саду. Игровой материал подчеркнуто прост. Это способствует пробуждению фантазии. На игру ребенка не оказывается никакого давления. Ежедневное рассказывание и образные игры проводятся воспитательницей так, что они через сопереживание и соучастие ребенка одновременно стимулируют развитие речи. Дети знакомятся с различными видами деятельности (часто в связи с временами года). Через то, как детям преподносятся эти виды деятельности и как они соучаствуют в них (например, от сеяния семян, сбора урожая, молотьбы до выпечки хлеба), происходит наглядное проникновение в жизненные взаимосвязи. Так различными путями, соответствующими возрасту, стимулируется развитие интеллекта и мышления. Сюда относятся и многочисленные занятия искусством - от рисования до хороводов, игр, соответствующей возрасту ребенка. Все это может проводиться только в маленькой группе (примерно 25 детей) и так, чтобы начинания, исходящие от воспитательницы, приносили пользу всем детям, без какого-либо даже скрытого принуждения. Подготовка воспитателей Вальдорфских детских садов осуществляется в специальных учебных заведениях многих стран.
В развитии ребенка седьмой год жизни означает глубокое изменение его телесно-душевной формы. Внешне это проявляется в первом изменении телосложения ребенка и смене зубов. По многим признакам физического развития можно заметить, что силы, которые в раннем детстве действовали в формировании тела, с этого момента больше не действуют в нем. Теперь они становятся доступными ребенку душевно как две тесно взаимосвязанные способности: как способность к образной фантазии, к произвольным воспоминаниям в образах, и как способность творческого образного созидания и переживания. Тем самым ребенок становится способен знакомиться с миром и понимать мир в образах. По сравнению с прежней связанностью сознания с чувственным восприятием это означает начало формирования самостоятельной внутренней жизни. Постигать, изучать и понимать — эти способности реализуются в отделившемся от внешнего мира душевно-внутреннем процессе. Образ означает больше, чем внутреннее представление ощущаемого. В образах фантазии ребенок может схватывать не только отдельное, но и события и взаимосвязи, не только явление, но и внутренние закономерности, значение и суть. Значение образа состоит и в том, что образ своей наглядностью в отличие от абстрактного характера понятий активно вызывает сопереживание через чувство. Он оживляет и расширяет жизнь чувств. Ребенок еще не может самостоятельно постигать связи и закономерности. Поэтому он хочет узнавать и учиться понимать их при помощи учителя. Учитель, способный преподавать образно, т.е. неинтеллектуально, а, возбуждая фантазию и чувство ребенка, становится для него авторитетом. Образное преподавание — одно из самых универсальных средств воспитания. Образы сказок и легенд, мифологии, саг и биографий оказывают сильное воздействие на развитие души, установок характера и совести. Образы не принуждают как поучения или авторитарно преподанные ценности. Они возбуждают в ребенке углубление душевной жизни и собственную нравственную волю. Образное преподавание помогает детям обучаться письму и чтению так, что это не является только овладением некой культурной техникой. Занятия искусством развивают чувство формы; культура речи формирует чувство языка и звука. На этой основе буква становится для ребенка образом соответствующего звука, усвоение письма и чтения – результатом более широкого образовательного процесса.
Подобным образом дети подводятся к пониманию чисел и операций с числами. К концу 9-го — началу 10-го года жизни к фантазии добавляется осознанное понимание внешнего мира. Ребенок приходит к обнаружению двойственности себя самого и окружающего мира. Теперь преподавание должно открыть ребенку мир в различных проявлениях (от истории до природы) во всём богатстве, смысле его явлений и событий. Аналитическое рассмотрение может лишь воспитать в подрастающем человеке отчуждение от мира, а предмет преподавания может стать лишь внешним знанием. В Вальдорфских школах учитель в процессе преподавания естественных наук так описывает растения и животных, что ученики своей фантазией и чувством могут проникнуть в их формы, поведение и отношение к окружающему миру, законы образования и жизни, постичь душевную сущность растений и животных. Предшествующие культуры и действующие в истории личности вообще нельзя понять, не привлекая силы фантазии. Образное преподавание развивает в детях мышление, которое проникает сквозь поверхность вглубь вещей и явлений. Оно ведет учеников к сопереживанию и, следовательно, к расширению мира чувств. Как известно, то, что усвоено через образ и то, что затронуло наши чувства, усваивается лучше всего. Поэтому образное преподавание имеет особое значение и для развития памяти. От учителя оно требует живой духовной проработки и творческой образной подачи интерната и во всех тех областях, которые здесь не упоминаются.
Особое значение при воспитании имеют в первые восемь лет учебы также уроки искусства и труда. Процессы формирования души требуют, чтобы один и тот же учитель на протяжении многих лет следовал за учеником, сопровождая его развитие. Поэтому в течение первых восьми лет обучения основные предметы для каждого класса преподаёт один и тот же классный учитель. За эти восемь лет он ежедневно дает в своем классе по крайней мере один сдвоенный урок в течение двух часов. Поэтому он близко узнает каждого ученика и его особенности. Таким образом, преподавание и воспитание могут слиться.
Во время полового созревания
и второго изменения
Таким образом способность суждения тесно связана с человеческой личностью и ее развитием. Важно, чтобы действующий в подростках и молодых людях дух не приобрел бы неполноценной формы ни к чему не обязывающей и повсюду одинаковой интеллектуальности. В вальдорфских школах учитывается внутренняя ориентация молодого человека на жизнь своего времени. Технология, процессы экономической жизни, условия жизни и труда, социальные проблемы изучаются точно также, как астрономия или математика. Согласно сформированному Рудольфом Штейнером принципу, любое преподавание должно учить жизни.
Что касается педагога, который проводит обучение, то он должен постоянно повышать квалификацию, следить за своей речью и поведением. Учитель должен объединять коллектив, в котором рекомендуется обучать ребёнка по Вальдорфской методике, быть в нём авторитетом, а затем привязанность к самому себе переводить в привязанность к знаниям и школе.
При обучении важно чередовать
активное и созерцательное, так как
при постоянном активном обучении самочувствие
ребёнка может ухудшиться и интерес
к образованию пропадёт. Поэтому
нужно чередовать активный познавательный
процесс с какими-либо интересными
историями, которые рассказывает преподаватель,
а истории должны быть такими, чтобы
возбудить положительные эмоции
и развить свежий интерес к
занятиям.
Важно также при обучении ребёнка обращать
внимание на социальную среду вокруг него,
поскольку обучение будет успешным только
тогда, когда ребёнку ничего не мешает
и не подавляет извне.
Подходить к обучению следует
индивидуально, с учётом характера
ребёнка. Не следует в классе сажать
темпераментного ребёнка с
В качестве основного метода познания используется почти исключительно личное чувственно-сверхчувственное переживание в противовес якобы негодной науке, требующей логики, техники, анализа и эксперимента.
Принципиальным недостатком педагогической составляющей философии Штайнера является апелляция к вымышленным понятиям, таким как «высшие духовные тела», «эфирные тела», «астральные тела». Так, сторонники Вальдорфской педагогики полагают, что методика Штайнера направлена на то, чтобы помочь школьнику «взойти» к его т.наз. «высшим духовным телам» — т.наз. «эфирному» и т.наз. «астральному». Само упоминание указанных выше вымышленных понятий ставит под сомнение как эффективность методики, так и психическое здоровье лиц, оперирующих такими методиками.
Информация о работе Требования Вальдорфской методики к педагогам